Динамика задач деятельности вожатого в процессе развития лагерной смены.
Временной период, которым ограничивается время пребывания детей в ДОУ, носит название смена или его еще называют потоком, Смены бывают различных видов. Это зависит от сроков пребывания детей в ДОУ (обычная-стандартная смена от 24-26 дн., санаторная смена 30-36 дн., сокращенная 12-21 и специальная 7-9 дн. – так, сейчас каждый родитель может приобрести путевку на месте – недельную, а также, например в Сигнал приезжали разновозрастные отряды из совхозов и колхозов, поставляющих продукты в лагерь – возраст от 6 лет и до 17-18), от специфики ДОУ, от контингента детей ( дети-северяне, москвичи, Калининград, дети из приютов и детских домов –от 2-х лет и до 16). Естественно, что все это сказывается и на организации каждой конкретной смены. Смена делится на периоды, каждый из которых имеет свою специфику, цели и задачи. Теперь, наша задача рассмотреть каждый из них подробнее.
Организационный период:
- понятие «организационный период»;
- основные задачи деятельности вожатого в организационный период;
- действия вожатого перед заездом детей в лагерь;
- особенности организации заезда;
- первый день в лагере;
- факторы обеспечения эффективности оргпериода;
- содержание основных дел оргпериода.
Период организационный – первоначальное формирование отношений и перспектив будущей смены.
Место в общей логике — первые 1-3 дня (если смена 12-21 день или 20-24 дня) и 3-4 дня
(если смена 30-40 дней): от заезда до организационного оформления отряда и открытия смены.
Краткий девиз«Удивление! Темп! Разнообразие!».
Задачи:
• Познакомить ребят друг с другом, с лагерем, традициями.
• Создать условия для раскрытия способностей каждого.
• Создать доброжелательную, радостную атмосферу: заложить основы будущего коллектива.
• Влюбить детей в себя, друг в друга, в свой отряд.
• Выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность (в данном случае речь идет о средней и старшей возрастных группах).
Основное содержание: «кругосветки по лагерю» (знакомство с территорией лагеря: с теми зонами, где можно находиться и нельзя!)игры на знакомство; костры и «огоньки»; спортивные дружеские встречи; КТД на раскрытие творческих способностей и интересов; творческое представление вожатского отряда (конгцерт «Здравствуйте, мы – ваши вожатые!», из опыта работы в ДОК «Сигнал» -«Новые бояре»).
Основные итоги.К концу оргпериода у ребят должно сложиться мнение: мой отряд — самый лучший, мои вожатые — самые лучшие, мне будет интересно.
Оргпериод заканчивается оргсбором, коллективным планированием, открытием лагерной смены (на примере сюжетно-ролевой игры Русь Великая – открытие –это торжественный собор «Величальная Сигналу»).
Позиция вожатого.Самоуправления пока нет, поэтому вожатый руководит отрядом. Он — и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Все дела проводятся вожатым. Ведущая позиция — позиция организатора.
ПАМЯТКА ВОЖАТОМУ :
Вожатый! Первый раз, встречаясь с детьми, допусти невероятное и помечтай. Помечтай о том, что ты волшебник, который в силах сделать жизнь ребёнка в течение одной лагерной смены сказочной. Сказкой, где царят радость и взаимопонимание. Очень многое зависит от тебя, от того, насколько ты будешь внимательным и интересным для детей.
Будьте готовы ко встрече с детьми. Многие надеются начать «новую жизнь», найти себя, друзей, проявить свои способности. Помоги им. Обычно с первых минут пребывания в лагере дети чувствуют некоторый дискомфорт. Состояние напряжённости ощущает и вожатый. Каждый испытывает информационный голод. Мудрые слова кота Леопольда, которые мы часто слышим с телеэкранов: «Ребята, давайте жить дружно!», — стоит подкрепить делами. А первое и самое важное дело — это как можно быстрее познакомить детей друг с другом, раскрыть их друг для друга и для общения с вами.
Есть много способов знакомства. Наиболее эффективна форма психологического тренинга. Это психологические упражнения, способствующие созданию в отряде среды, побуждающей к проявлениям творческого мышления и поведения детей.
Знакомство начинается после вступительного слова вожатого, в котором он кратко рассказывает о лагере, его достопримечательностях, той местности, где он находится. Можно провести знакомство, совместив его с экскурсией по лагерю («лагерной кругосветкой»), расположиться у костра вечером на берегу реки, моря, озера, на отрядном месте.
Дети располагаются по кругу или так, чтобы у всех была возможность видеть лица друг друга. Желательно чтобы у каждого на груди была «визитка» (бейдж) с именем, чтобы дети быстрее запомнили имена.