Динамика задач деятельности вожатого в процессе развития лагерной смены.

 

Временной период, которым ограничивается время пребывания детей в ДОУ, носит название смена или его еще называют потоком, Смены бывают различных видов. Это зависит от сроков пребывания детей в ДОУ (обычная-стандартная смена от 24-26 дн., санаторная смена 30-36 дн., сокращенная 12-21 и специальная 7-9 дн. – так, сейчас каждый родитель может приобрести путевку на месте – недельную, а также, например в Сигнал приезжали разновозрастные отряды из совхозов и колхозов, поставляющих продукты в лагерь – возраст от 6 лет и до 17-18), от специфики ДОУ, от контингента детей ( дети-северяне, москвичи, Калининград, дети из приютов и детских домов –от 2-х лет и до 16). Естественно, что все это сказывается и на организации каждой конкретной смены. Смена делится на периоды, каждый из которых имеет свою специфику, цели и задачи. Теперь, наша задача рассмотреть каждый из них подробнее.

Организационный период:

- понятие «организационный период»;

- основные задачи деятельности вожатого в организационный период;

- действия вожатого перед заездом детей в лагерь;

- особенности организации заезда;

- первый день в лагере;

- факторы обеспечения эффективности оргпериода;

- содержание основных дел оргпериода.

Период организационный – первоначальное формирование отношений и перспектив будущей смены.

Место в общей логике — первые 1-3 дня (если смена 12-21 день или 20-24 дня) и 3-4 дня

(если смена 30-40 дней): от за­езда до организационного оформления отряда и открытия смены.

Краткий девиз«Удивление! Темп! Разно­образие!».

Задачи:

• Познакомить ребят друг с другом, с лагерем, традициями.

• Создать условия для раскрытия способностей каждого.

• Создать доброжелательную, радостную атмо­сферу: заложить основы будущего коллектива.

• Влюбить детей в себя, друг в друга, в свой отряд.

• Выявить лидеров, интересы; спланировать сов­местную жизнедеятельность (в данном случае речь идет о средней и старшей возрастных группах).

Основное содержание: «кругосветки по лагерю» (знакомство с территорией лагеря: с теми зонами, где можно находиться и нельзя!)игры на знакомст­во; костры и «огоньки»; спортивные дружеские встречи; КТД на раскрытие творческих способно­стей и интересов; творческое представление вожатского отряда (конгцерт «Здравствуйте, мы – ваши вожатые!», из опыта работы в ДОК «Сигнал» -«Новые бояре»).

Основные итоги.К концу оргпериода у ре­бят должно сложиться мнение: мой отряд — са­мый лучший, мои вожатые — самые лучшие, мне будет интересно.

Оргпериод заканчивается оргсбором, коллективным планированием, открыти­ем лагерной смены (на примере сюжетно-ролевой игры Русь Великая – открытие –это торжественный собор «Величальная Сигналу»).

Позиция вожатого.Самоуправления пока нет, поэтому вожатый руководит отрядом. Он — и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Все дела проводятся вожатым. Ведущая позиция — позиция организатора.

ПАМЯТКА ВОЖАТОМУ :

Вожатый! Первый раз, встречаясь с детьми, до­пусти невероятное и помечтай. Помечтай о том, что ты волшебник, который в силах сделать жизнь ребёнка в течение одной лагерной смены сказочной. Сказкой, где царят радость и взаимопонимание. Очень многое зависит от тебя, от того, насколько ты будешь внима­тельным и интересным для детей.

Будьте готовы ко встрече с детьми. Многие надеются начать «новую жизнь», найти себя, друзей, проявить свои способности. Помоги им. Обычно с первых минут пребывания в лагере дети чувствуют некоторый диском­форт. Состояние напряжённости ощущает и вожатый. Каждый испытывает информационный голод. Мудрые слова кота Леопольда, которые мы часто слышим с теле­экранов: «Ребята, давайте жить дружно!», — стоит под­крепить делами. А первое и самое важное дело — это как можно быстрее познакомить детей друг с другом, раскрыть их друг для друга и для общения с вами.

Есть много способов знакомства. Наиболее эффективна форма психологического тре­нинга. Это психологические упражнения, способ­ствующие созданию в отряде среды, побуждающей к проявлениям творческого мышления и поведения детей.

Знакомство начинается после вступитель­ного слова вожатого, в котором он кратко расска­зывает о лагере, его достопримечательностях, той местности, где он находится. Можно провести знакомство, совместив его с экскурсией по лагерю («лагерной кругосветкой»), расположиться у костра вечером на берегу реки, моря, озера, на отрядном месте.

Дети располагаются по кругу или так, что­бы у всех была возможность видеть лица друг друга. Желательно чтобы у каждого на груди бы­ла «визитка» (бейдж) с именем, чтобы дети быст­рее запомнили имена.