Экономика города и ее характерные особенности
ЭКОНОМИКА ГОРОДА - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО .СООБЩЕСТВА
Экономику города можно рассматривать как систему, в которой функционируют и взаимодействуют два взаимосвязанных блока подсистемы. Это блок производительных сил и блок производственных отношений. При рассмотрении экономики города применительно к блоку производительных сил надо говорить о материально-технической базе отраслей экономики, состоянии производственных фондов, их воспроизводстве и об использовании трудовых ресурсов, их общеобразовательном и профессионально-техническом уровне.
Производственные отношения обычно структурируют по группам - социально-экономические, организационно-экономические и управленческие. Главенствующее значение имеют социально-экономические отношения, основой которых является форма собственности на средства производства и на продукт труда. Они определяют весь спектр и характер отношений в сфере производства, распределении, обмене, потреблении.
Экономические отношения - это отношения между субъектами - физическими и юридическими лицами, которые имеют. свои экономические интересы. Последние множественны, они могут характеризоваться гармонией и противоречивостью.
Переход к рынку с присущим стремлением его участников и прибыли усложняет проблему согласования экономических интересов. Конкуренция внутренне обуславливает усиление одних и банкротство других. В рамках города этот процесс осушествляется в условиях ограничения территорий и большой концентрации населения. Поэтому все изменения в положении участников рынка должны быть заранее просчитаны, чтобы избежать. неприятных последствий: дефицита продукции или его затоваривания.
В экономике города представлены все формы собственности: федеральная, частная, муниципальная. Наибольший удельный вес приходится на частную собственность. Последняя выражает экономические интересы, прежде всего, того лица или группы лиц, которые владеют предприятием.
Наиболее близка городскому сообшеству муниципальная собственность.
В бывшем СССР понятие «муниципальная собственность» в хозяйственно-правовом аспекте отсутствовало. На всех уровнях власти и управления, начиная от союзного и заканчивая мecтным, собственность была фактически представлена в одной форме государственной (или, как тогда называли, общественной) 1.
____________________________
1 В соответствии с действующим законодательством в состав муниципальной собственности могут входить:
- средства местного бюджета;
- муниципальные внебюджетные фонды;
- имущество органов местного самоуправления;
- муниципальные унитарные предприятия и муниципальные организации, в том числе муниципальные учреждения (образования, здравоохранения,культуры, спорта и т. п.);
- муниципальный жилищный фонд;
- муниципальные нежилые помещения;
- муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
- муниципальные банки и другие финансово-кредитные учреждения;
- другое движимое и недвижимое муниципальное имущество.
Один из исследователей муниципальной собственности А. Г. Кобилев, подчеркивая специфику собственности, отмечает ее следующие черты. Во- первых, это – негосударственная форма собственности. Относительное обособление местного самоуправления, как форма народовластия, порождает необходимость соответствующих экономических отношений, как форма экономической основы этой формы власти. Во-вторых, возникновение муниципальной собственности связано, но опосредованно, с процессом приватизации государственной собственности. В-третьих, муниципальная собственность не является частной собственностью. Муниципальная собственность, в отличие от частной, не может быть ориентирована только на получение дохода. Ее размеры и состав должны быть достаточными для нормальной жизнедеятельности населения соответствующей территории. А. Г. Кобилев классифицирует функции муниципальной собственности следующим образом.
1. Обеспечение доходов местного бюджета, в том числе от реализации имущества, его использования; гибкой налоговой политики, финансовой помощи (как правило - целевой) вышестоящих властно-собственнических инстанций, добровольных взносов и т. п.
2. Обеспечение развития инженерной инфраструктуры (транспортной, информационной, бытовых коммуникаций типа складов, холодильников и пр.).
3. Обеспечение развития социальной инфраструктуры, и в том числе формирование и развитие таких институций, как:
а) социальная защита,
б) обеспечение занятости.
4. Обеспечение развития рыночной инфраструктуры, воздействующей на жизнедеятельность акционерных обществ, предприятий и организаций, расположенных на муниципальных территориях.
5. Стимулирование малого и среднего бизнеса.
6. Содействие развитию внешних связей и определение места и роли города в его управляющей надстройке в этих связях I .
Боровская М. А. отмечает, что муниципальная собственность с позиций институционального подхода имеет бинарную природу и проявляется как форма общественной собственности, представляющая отношения между субъектами территориально- локализованной экономической системы (регионов) в рамках критериев доходности, эффективности и экономической устойчивости. Качественное отличие муниципальной формы собственности от частной с позиции институционального подхода заключается в особом характере ее проявления, в том, что эта форма содержит в своей структуре доходоприносящие и финансово-обременительные объекты, следовательно, при оценочной характеристике использования важно учитывать необходимость сочетания в процессе управления рыночных и нерыночных механизмов. Боровская М. А. считает, что в процессе управления муниципальной собственностью доминирует ориентация на обеспечение финансирования социальной сферы, организацию деятельности предприятий и организаций социальной инфраструктуры, а также на поддержание на социально приемлемом уровне занятости населения муниципального образования, создания благоприятных условий для осуществления видов деятельности, приносящих доход и населению, и муниципальному образованию в целом.
Развитие муниципальной экономики в. наибольшей степени соответствует интересам населения города.
I Кобuлвв А. г. Муниципальная собственность. Формирование, функции,управление. Ростов-на-Дону: Изд"во РГУ, 1996.
2 Боровекая М. А. Управление муниципальной собственностью в системе региональной экономики: теоретико-прикладной аспект. Автореферат. Ростовна-Дону, 2002.
Во-первых, это вытекает из самой специфики муниципальной собственности, которая отражает интересы местного сообщества, в то время как предприятия частной собственности даже в том случае, что они выпускают товары народного потребления, интересы местного сообщества учитывают и рассматривают через призму по лучения прибыли. .
Во-вторых, муниципальная власть обладает большими правами и возможностями напрямую через свои властныe органы оказывать влияние на муниципальные предприятия, чем на предприятия частного сектора.
В-третьих, муниципальная экономика во многом зависит от развития государственного сектора, тех финансовых потоков, которые идут от него. Тем самым происходит усиление и реализация общенародных интересов, что способствует укреплению политического и социального единства государства.
В-четвертых, сама природа муниципальной экономики, ее структура в наибольшей степени может содействовать социальной защите населения, что особенно важно в условиях усиливающего разрыва в экономическом и социальном положении отдельных социальных групп в России.
Муниципальная экономика - это экономика, создающая как материальный продукт, так и предлагающая услуги потребителю. Материальный продукт - средства производства и предметы потребления. Роль первых незначительна как по объему, так и по номенклатуре. В основном, в муниципальной экономике производятся предметы потребления (продукты питания, одежда, обувь и т. д.)
Неизмеримо большое значение имеют оказываемые населению услуги. Это услуги жизнеобеспечения (обслуживание жилья, снабжение водой,. энергией и другие услуги инженерных систем, внешнее благоустройство территорий), транспортные услуги, , обеспечение безопасности населения, услуги социально-культурной сферы. Это учреждения здравоохранения, санитарноэпидемиологическая служба, воспитательные и образовательные учреждения всех видов, учреждения социальной помощи и страхования, культуры и искусства, физкультуры и спорта, научные учреждения. Эти виды деятельности играют важнейшую роль в сохранении и укреплении здоровья населения, повышении его образовательного и культурного уровня, создании благоприятных для всестороннего гармонического развития способностей людей.
В мировой практике выделяют несколько моделей муниципальной экономики. Во-первых, коммунальная модель муниципальной экономики, главным элементом которой выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Во-вторых, коммунально-рентная модель. Данная модель, по сравнению с предыдущей, отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории, в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. В-третьих, муниципально-рентная модель муниципальной экономики. Эта модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующих субъектом на своей территории.
Та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место влияния той или иной модели в различных странах различны. Содержание модели зависит от целого ряда факторов, главными из которых являются: объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством; наличие и характер основных ресурсов территории; наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и на муниципальных предприятиях; налогоспособность населения.
в настоящее время в России складывающаяся модель муниципальной экономики наиболее похожа на муниципально-рентную, однако с элементами коммунально-рентной.
Доминирующая роль частной собственности в городе приводит к позитивным и негативным результатам. Переход и быстрое ее развитие благоприятно сказались на состоянии непроизводственной сферы: увеличил ось количество торговых предприятий, резко улучшилось качество и номенклатура про, даваемых товаров, повысился уровень обслуживания. Многие частные предприятия (текстильная, обувная промышленность, пищевая) стали успешно конкурировать с иностранными производителями. Частные строительные организации стали, по существу, основными производителями жилья. Быстрое развитие автомобильного транспорта привело к развитию частных предприятий автосервиса. Однако развитие предпринимательства происходит однобоко, а именно, в направлении дальнейшего расширения предприятий и организаций непроизводственной сферы, не имеющей достаточной значимости для населения города (рестораны, кафе, увеселительные учреждения). В заметном проигрыше находится город, который в процессе приватизации передал в частную собственность предприятия, выпускавшие средства производства (машиностроение, химия)..,
Таким образом, прослеживаются тенденции дальнейшего укрепления частной собственности. Это проявляется в ходе ре формирования ИСКХ. Считают, что создание частных предприятий здесь позволит выйти из кризиса этому важнейшему комплeкcy, не просчитывая, что услуги частных предприятий будут стоить дороже, чем муниципальных.
I Институт частной собственности находится вне всякой критики подобнотому, как вне критики бьUl институт государственной собственности в совеТское время. И теоретическ-и, и практически любая форма собственности не может быть идеальной. Разработка генералЬНрIХ планов развития крупных городов иих реконструкция наталкивается пороЙ на сопротивление частных собствен ников, которые не желают согласовывать свои интересы с интересами город ского сообщества.
Относительно высокая концентрация в городе отраслей, производяших товары и услуги, вызывает к жизни многочисленное количество организаций, обеспечивающих движение финансовых потоков. Это банки, страховые компании, пенсионные фонды, различного рода федеральные службы - налоговые, казначейства и т. д. И т. п. По мнению некоторых ученых, эти перемены при водят к тому, что города, которые были всегда центрами индустрии, превращаются в города, где преобладает непроизводственная сфера.
Управленческие отношения в рамках города надо рассматривать как отношения между властными структурами (исполнительными и законодательными) и той средой (физические и юридические лица), на, которые направлено управленческое воздействие. Оно может принимать форму либо административно-правового (закон, положение, предписание), либо экономического (установление налогов и тарифов, регулирование цен и т. д.).
По конституции РФ права владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью принадлежат населению муниципального образования, но в реальной жизни оно может осуществить эти права через органы местного самоуправления. Таким образом, здесь возникают отношения между массой граждан и тем органом управления, который они выбирают и которому они доверяют выступать в защиту их интересов. Сразу заметим, что это довольно сложная проблема, так как практика избирательных кампаний показала аполитичность большинства граждан к проведению выборов. В дальнейшем это проявляется в отказе от принятия какого-либо участия в деятельности органов местного самоуправления.