ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЭГ У ДЕТЕЙ И ИЗМЕНЕНИЯ С ВОЗРАСТОМ

 

ЭЭГ новорожденного характеризуется наличием сглаженных и медленных колебаний различной частоты и амплитудой 15-20 мкв, группами быстрых колебаний до 20 гц. Преобладают дельта и тета-ритм. Сильные звуковые и световые раздражители уплощают ЭЭГ.

У детей первого месяца жизни в ЭЭГ преобладают нерегулярные медленные волны с частотой 0,5-2 гц различной амплитуды. Четкий регуляторный ритм появляется у детей 3-4 месячного возраста (частота 2-3 гц, амплитуда 70-90 мкв.)

У детей до года господствующей формой ритмов являются медленные волны с частотой 1-3 г в секунду; кроме того, в этом возрасте имеются отдельные волны с частотой 4-7 герц и быстрые волны. В возрасте 1-2-3 года преобладают непрерывные волны 4-6 герц, имеются единичные ритмы 7-8 в секунду. Возраст 4-6 лет отличается преобладанием в значительном количестве альфа-волн. К 7-8 годам волны 8-9 герц становятся господствующими, особенно в затылочных областях, тогда как в лобных областях сохраняются медленные волны. От 6 до 10 лет - альфа -ритм еще не стабильный (в 20% тета-ритм). Окончательное формирование биоэлектрической активности коры происходит к 16-18 годам.

 

 

Совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными особенностями и жизненным опытом индивида, называют типом высшей нервной деятельности (ВНД). При этом высшей нервной деятельностью называют деятельность коры головного мозга и ближайших к ней подкорковых структур, направленную на взаимодействие организма с внешней средой (И.П. Павлов).

В основе типологии ВНД ребенка, предложенной Н.И. Красногорским, кроме силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, на которых основана типология взрослого человека, лежат взаимоотношение коры и подкорки и соотношение между сигнальными системами.

Соответственно данным признакам выделяют 4 типа ВНД ребенка:

Быстрый или уравновешенный тип – сильный, оптимально возбудимый (близок к сангвинику). Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, способностью к тонким дифференцировкам, с функционально сильной корой, хорошо развитой речью.

Медленный или кортикальный тип (соответствует флегматику)– сильный, уравновешенный, с низкой скоростью выработки условных рефлексов, с характерным преобладанием коры над подкоркой. Дети с таким типом ВНД активны и стойки при выполнении сложных заданий, быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная.

Эмоционально вспыльчивый или подкорковый тип (близок к холерику) – сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, с быстрой речью (иногда с отдельными выкрикиваниями). Условные рефлексы у таких детей вырабатываются быстро и так же быстро угасают, отмечается недостаточность тормозного процесса, подкорковые структуры преобладают над корой.

Слабый или гиподинамический тип (соответствует меланхолику) – с пониженной возбудимостью, сниженной подвижностью процессов возбуждения и торможения, с медленной скоростью образования условных рефлексов и их неустойчивостью, внутреннее торможение выражено слабо при сильном внешнем торможении, мешающем приспосабливаться к новым условиям обучения, речь часто замедленная, подкорка преобладает над корой. Дети с таким типом ВНД легко утомляются.

Период полового созревания вносит существенные коррективы в характеристику типов ВНД подростка. Поэтому оценку типа ВНД логичнее проводить после завершения этого процесса. Типы ВНД детей могут изменяться, т.к. сила и подвижность нервных процессов поддаются тренировке. Так дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут стать более уравновешенными. Морфо-функциональной основой таких изменений является пластичность нейронов коры головного мозга.