РАЗВИТИЕ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ВНД В ОНТОГЕНЕЗЕ

 

Индивидуальные типологические особенности ВНД появляются во втором полугодии жизни, хотя некоторые считают, что с первых дней жизни ребенка. У одних детей быстро образуются и закрепляются как положительные, так и тормозные условные рефлексы, т.е. уравновешены процессы возбуждения и торможения. У других детей хорошо вырабатываются положительные условные рефлексы, но трудно образуются тормозные, что соответствует неуравновешенному типу ВНД. Встречаются дети, у которых трудно образуются и положительные, и отрицательные условные рефлексы, что характерно для слабого типа.

Развитие ВНД ребенка зависит от факторов как генетических, так и исходящих от внешней среды. Под генетическим контролем в большей степени находятся физические признаки, чем умственные способности. Такие признаки, как цвет глаз, форма волос, размер ног в первую очередь определяются наследственностью. На развитие УР и высших психических функций наиболее сильно сказывается влияние внешней среды. Факторы внешней среды могут воздействовать на организм спонтанно (влияние взрослых, других детей, социальной среды, природы) и целенаправленно - педагогическое воздействие взрослых.

Во время онтогенеза влияние генетических факторов сильнее выражено на функции филогенетически более ранние, на функции же, которые были приобретены в филогенезе позднее, сильнее влияют факторы внешней среды и обучение. Меньшая реактивность низших функций по отношению к факторам внешней среды обеспечивает сохранение основных свойств индивида, его видовую принадлежность. Влияние среды на высшие функции дает возможность организму лучше приспосабливаться к условиям жизни.

 

 

 

Развитие аналитико-синтетической деятельности у детей связано с развитием анализаторной функции коры больших полушарий и формированием внутреннего торможения. Угасательное и дифференцировочное торможение появляется у детей с 2,5-3-месячного возраста, но только на раздражители, резко отличающиеся друг от друга (свет, звук). С 6-месячного возраста ребенок начинает дифференцировать более тонко.

Аналитико-синтетическая деятельность и выработка динамического стереотипа начинается у ребенка на 1 году жизни. Первоначально стереотип формируется на интероцептивные раздражители и позже на экстероцептивные. Стереотипом ребенка раннего возраста является режим дня: периоды кормления, сна, купания, прогулок. Если режим соблюдается, ребенок в определенное время получает кормление, укладывается спать, выносится на прогулки, то он спокоен, быстро засыпает, посыпается когда приходит время кормления. На ломку стереотипа ребенок реагирует очень болезненно - капризничает, плохо спит.

С 1-3 лет начинают формироваться условные связи на отдельные свойства предметов: их объем, цвет, форму - это проявление сложной аналитической деятельности коры больших полушарий. Вырабатываются более сложные стереотипы не только на режим дня, но и на последовательность в одевании, заучивании стихотворений.

С 3-хлет появляются первые трудовые навыки. Переход ребенка из домашней обстановки в обстановку яслей, детского сада во многих случаях является резкой ломкой стереотипа, трудно переносимой детьми. Следующей значительной ломкой стереотипа является поступление школу. Лучше готовить к этому детей заранее в подготовительных классах.

Новый стереотип формируется после окончания школы при переходе в какое-либо учебное заведение или поступлении на работу.