Роль сферы сервиса в удовлетворении потребностей

Как известно, свои потребности человек может удовлетворять несколькими способами. Самый простой и древний – самообеспечение, самообслуживание, т.е. удовлетворение потребностей с помощью собственных усилий. В древнем сообществе люди все свои потребности удовлетворяли, участвуя в коллективном труде совместно с другими членами общества. Существовали простейшие формы хозяйственной практики. Человек вместе с другими членами племени добывал средства существования с помощью собирательства и охоты, позже готовил себе пищу и одежду. По мере развития общества происходило разделение труда, появились люди, лучше других умеющие выполнять те или другие виды работ. От самообеспечения люди перешли к обмену.

Обмен – это процесс получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. При простейшей, децентрализованной форме обмена рыбак обменивал выловленную рыбу на изделия гончарного производства или продукты сельского хозяйства, произведенные хлеборобами. Подобным же образом поступал хлебороб или гончар. По мере развития производства и роста потребностей процесс обмена усложнился, потребовался посредник, который обеспечивал оптимальное взаимодействие разных потребителей и производителей. Этим посредником стал купец. Обмен приобрел централизованную форму. Сформировался рынок. На ранней стадии развития человечества он представлял собой физическое место, где производился обмен товарами. Все, что человек производит своим трудом, называется продуктами труда. Все продукты труда делятся на товары и услуги.

Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи. Обычно это продукт труда, специально произведённый для обмена и способный удовлетворить человеческую потребность.

Услуга – любая деятельность (или благо), которую одна сторона может предложить другой. Существует и другое определение услуги. Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.

При дальнейшем развитии производства в обществе постепенно происходит дифференциация разных видов занятий. Мужчины добывали пищу, женщины выхаживали детей, поддерживали огонь в очаге, дети перенимали опыт старших, учились у них. Появляется иерархия человеческих отношений. Необходимость борьбы за выживание племени делает наиболее статусной роль того, кто обладает большей смекалкой, быстрой реакцией. Так появляются лидеры, вожди. На ранних этапах своего развития человечество начинает отображать сцены своего труда и быта в художественных образах. Так появляются авторы наскальных изображений, сказители и т.п.

В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые определили появление деятельности, связанной с оказанием услуг. В это время появляются услуги в различных сферах жизнедеятельности людей, существующие и по сей день. Это услуги:

· в сфере экономических отношений (производство, торговля, денежное обращение и т.п.);

· в области государственно-правовых отношений (выработка норм, правил, табу и т.п.);

· в сфере духовных и художественно-эстетических запросов (ценностные представления, искусство, религия и т.п.);