ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ

  Тысяч человек В % к предыдущему периоду
экономически активное население в том числе экономически активное население в том числе
занятые безработные занятые безработные
1999г.            
Февраль 105,4 103,7 116,7
Май 100,8 103,0 87,6
Август 101,2 102,0 95,5
Ноябрь 99,6 99,0 104,5
В среднем за год 106,6 106,9 104,7
2000г.            
Февраль 98,4 99,0 94,3
Май 101,9 104,0 86,3
Август 99,8 100,3 95,9
Ноябрь 98,9 98,9 98,7
В среднем за год 99,96 102,8 76,7
2001г.            
Февраль 98,1 97,7 101,7
Май 100,8 102,5 85,6
Август 101,4 101,4 101,3
Ноябрь 99,1 98,8 102,5
В среднем за год 98,7 100,2 89,7
2002г.            
Февраль 100,0 100,6 94,6
Май 100,8 101,5 92,7
Август 101,7 102,3 94,1
Ноябрь 98,9 97,4 118,3
В среднем за год 101,4 102,6 89,0

По итогам квартальных обследований населения по проблемам занятости, проведённых в течение 1999-2002гг. следует, что размеры отклонений численности экономически активного населения в периоды наибольшей и наименьшей экономической активности (август и февраль) составляют в среднем около 1,5 млн. человек, или 2%.

Под действием механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции:

Þ соединение рабочей силы со средствами производства (капиталом), регулирование спроса и предложения труда;

Þ обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями — за наем рабочей силы;

Þ установление равновесной (доминирующей) цены на рабочую силу.

 

В зависимости от соотношения предложения и спроса на рынке труда возможно возникновение трех типов ситуаций:

· предложение труда соответствует платежеспособному спросу (сбалансированный рынок труда), что приводит к формированию категории работников, занятых по найму;

· спрос на рабочую силу превосходит предложение, вследствие чего часть рабочих мест остаются незаполненными (вакантными).

· предложение труда преобладает над платежеспособным спросом, вследствие чего появляются безработные.

Важно отметить, что человек, нашедший работу, не перестает участвовать в формировании рынка труда, т.к. он постоянно сверяет уровень оплаты своего труда с уровнем оплаты других работников, занимающихся трудом схожего содержания. Аналогичное поведение демонстрирует и работодатель, постоянно сравнивающий складывающийся на рынке уровень оплаты труда с заработной платой, которую он определяет своим работникам.

Практика экономических реформ, начатых с середины 80-х годов и нацеленных на повышение эффективности общественного производства и развитие инициативы населения в сфере занятости, привела к легализации безработицы еще в условиях социалистического строя. Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Причем, на конъюнктуру рынка труда (соотношение спроса и предложения и тенденции равновесия), а значит и на масштабы безработицы, оказывают непосредственное влияние не только социально-экономические, демографические и природно-ресурсные факторы, но и рост политической нестабильности.

Государство уже не может автоматически гарантировать занятость (в том числе и путем планового перераспределения высвобождаемым на производстве кадров) даже при наличии свободных рабочих мест,. Поэтому оно должно выработать целый ряд мер по регулированию занятости населения и рынка труда, представляющих собой совокупность действий профилактического характера, направленных на регулирование количественной и качественной сбалансированности между потребностью населения в работе и потребностью народного хозяйства в кадрах, между предложением рабочей силы и спросом на нее на рынке труда.

При этом механизм регулирования рынка труда в узком смысле выступает как свод нормативных актов, законодательных или коллективно-договорных, которыми руководствуются партнеры при реализации политики занятости. Если же подходить к этой задаче в широком контексте, то необходимо учитывать весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Такое регулирование должно осуществляется через систему трудоустройства, включая разветвленную сеть отделов занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятиях политики стабилизации кадров и другие превентивные меры. То есть, в отличие от политики на рынке труда, связанной в основном с содействием в трудоустройстве безработным, политика занятости должна решать более глобальные задачи.

Подобный подход к политике занятости предусмотрен и в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с ним «государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

Ö развитие трудовых ресурсов;

Ö обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

Ö создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

Ö поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

Ö обеспечение социальной защиты в области занятости населения;

Ö предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

return false">ссылка скрыта

Ö поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

Ö сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной программы содействия занятости населения;

Ö координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции» и ряд других видов деятельности».

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий.

1. Занятость населения и ее элементы.

2. Право граждан в определении видов занятости.

3. Какие граждане относятся к категории занятых?

4. В чем разница «широкой» и «узкой» трактовки понятия «рынок труда»?

5. Каковы последствия различных ситуаций на рынке труда?