ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ
Тысяч человек | В % к предыдущему периоду | |||||
экономически активное население | в том числе | экономически активное население | в том числе | |||
занятые | безработные | занятые | безработные | |||
1999г. | ||||||
Февраль | 105,4 | 103,7 | 116,7 | |||
Май | 100,8 | 103,0 | 87,6 | |||
Август | 101,2 | 102,0 | 95,5 | |||
Ноябрь | 99,6 | 99,0 | 104,5 | |||
В среднем за год | 106,6 | 106,9 | 104,7 | |||
2000г. | ||||||
Февраль | 98,4 | 99,0 | 94,3 | |||
Май | 101,9 | 104,0 | 86,3 | |||
Август | 99,8 | 100,3 | 95,9 | |||
Ноябрь | 98,9 | 98,9 | 98,7 | |||
В среднем за год | 99,96 | 102,8 | 76,7 | |||
2001г. | ||||||
Февраль | 98,1 | 97,7 | 101,7 | |||
Май | 100,8 | 102,5 | 85,6 | |||
Август | 101,4 | 101,4 | 101,3 | |||
Ноябрь | 99,1 | 98,8 | 102,5 | |||
В среднем за год | 98,7 | 100,2 | 89,7 | |||
2002г. | ||||||
Февраль | 100,0 | 100,6 | 94,6 | |||
Май | 100,8 | 101,5 | 92,7 | |||
Август | 101,7 | 102,3 | 94,1 | |||
Ноябрь | 98,9 | 97,4 | 118,3 | |||
В среднем за год | 101,4 | 102,6 | 89,0 |
По итогам квартальных обследований населения по проблемам занятости, проведённых в течение 1999-2002гг. следует, что размеры отклонений численности экономически активного населения в периоды наибольшей и наименьшей экономической активности (август и февраль) составляют в среднем около 1,5 млн. человек, или 2%.
Под действием механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции:
Þ соединение рабочей силы со средствами производства (капиталом), регулирование спроса и предложения труда;
Þ обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями — за наем рабочей силы;
Þ установление равновесной (доминирующей) цены на рабочую силу.
В зависимости от соотношения предложения и спроса на рынке труда возможно возникновение трех типов ситуаций:
· предложение труда соответствует платежеспособному спросу (сбалансированный рынок труда), что приводит к формированию категории работников, занятых по найму;
· спрос на рабочую силу превосходит предложение, вследствие чего часть рабочих мест остаются незаполненными (вакантными).
· предложение труда преобладает над платежеспособным спросом, вследствие чего появляются безработные.
Важно отметить, что человек, нашедший работу, не перестает участвовать в формировании рынка труда, т.к. он постоянно сверяет уровень оплаты своего труда с уровнем оплаты других работников, занимающихся трудом схожего содержания. Аналогичное поведение демонстрирует и работодатель, постоянно сравнивающий складывающийся на рынке уровень оплаты труда с заработной платой, которую он определяет своим работникам.
Практика экономических реформ, начатых с середины 80-х годов и нацеленных на повышение эффективности общественного производства и развитие инициативы населения в сфере занятости, привела к легализации безработицы еще в условиях социалистического строя. Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Причем, на конъюнктуру рынка труда (соотношение спроса и предложения и тенденции равновесия), а значит и на масштабы безработицы, оказывают непосредственное влияние не только социально-экономические, демографические и природно-ресурсные факторы, но и рост политической нестабильности.
Государство уже не может автоматически гарантировать занятость (в том числе и путем планового перераспределения высвобождаемым на производстве кадров) даже при наличии свободных рабочих мест,. Поэтому оно должно выработать целый ряд мер по регулированию занятости населения и рынка труда, представляющих собой совокупность действий профилактического характера, направленных на регулирование количественной и качественной сбалансированности между потребностью населения в работе и потребностью народного хозяйства в кадрах, между предложением рабочей силы и спросом на нее на рынке труда.
При этом механизм регулирования рынка труда в узком смысле выступает как свод нормативных актов, законодательных или коллективно-договорных, которыми руководствуются партнеры при реализации политики занятости. Если же подходить к этой задаче в широком контексте, то необходимо учитывать весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Такое регулирование должно осуществляется через систему трудоустройства, включая разветвленную сеть отделов занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятиях политики стабилизации кадров и другие превентивные меры. То есть, в отличие от политики на рынке труда, связанной в основном с содействием в трудоустройстве безработным, политика занятости должна решать более глобальные задачи.
Подобный подход к политике занятости предусмотрен и в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с ним «государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
Ö развитие трудовых ресурсов;
Ö обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
Ö создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
Ö поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
Ö обеспечение социальной защиты в области занятости населения;
Ö предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
return false">ссылка скрытаÖ поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
Ö сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной программы содействия занятости населения;
Ö координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции» и ряд других видов деятельности».
Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий.
1. Занятость населения и ее элементы.
2. Право граждан в определении видов занятости.
3. Какие граждане относятся к категории занятых?
4. В чем разница «широкой» и «узкой» трактовки понятия «рынок труда»?
5. Каковы последствия различных ситуаций на рынке труда?