Занятость населения и рынок труда

Проблеме формирования рынка труда в переходной экономике посвящено значительное число работ. Тем не менее, общепризнанного определения понятия «рынок труда» в российской экономической литературе пока не сложилось.

Ясно, что на рынке происходит купля-продажа определенного товара. В России широко распространено понятие «рынок труда, где под таким товаром понимают рабочую силу. Человек предлагает себя, как рабочую силу, получая взамен средства для восполнения и приобретения необходимых жизненных средств. Причем, работник «продает» себя, а работодатель покупает лишь ту часть навыков, знаний и умений, которая необходима для выполнения соответствующего вида работ.

Но человек как носитель способности к труду в нормальном обществе обладает свободой воли, поэтому корректнее поступают те, кто говорит, что работники не могут быть куплены или проданы: они могут быть только наняты. Кроме того, от товаров в вещественной форме труд отличается например тем, что он не производится заблаговременно и не хранится. Труд в первую очередь представляет собой процесс экономической деятельности людей, следовательно к рынку труда следует относить не только сферу купли-продажи труда, но и сферу воспроизводства трудового потенциала (образование, профессиональная подготовка и т.д.) и сферу использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве). Рынок труда необходимо понимать как систему общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда.

В возникновении и функционирования рынка труда принимают участие следующие компоненты, образующие его структуру.

· субъекты рынка труда (наемные работники и их объединения — профсоюзы; работодатели (предприниматели) и их союзы; государство и его органы);

· экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

· рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

· безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

· рыночная инфраструктура (совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров).

Причем можно встретить две трактовки понятия «рынок труда»: широкую и узкую. Об узкой трактовке говорят, когда имеют в виду, что рынок труда охватывает только тех, кто ищет работу. Говоря о широкой трактовке (см. рис.1), исходят из того, что понятия занятость и рынок труда взаимосвязаны: рынок труда является сферой оплаченной занятости (См.: Рынок труда и доходы населения /Под ред. Волгина Н.А., М., 1999. – 280с.) элементами которой являются:

Þ поиск работы и рабочей силы;

Þ порядок найма и высвобождения работников;

Þ условия и содержание труда, установление уровня его оплаты;

Þ обучение и подготовка кадров;

Þ профессиональная и территориальная мобильность рабочей силы.

 

 

Категории трудоспособного населения
Занятые   Безработные Потенциально способные к трудовому использованию в течение ближайшего года Трудоспособные, не вовлеченные в профессиональный труд
ИТД (ремесленники, «челноки» и др.) Лица свободных профессий Работодатели, в том числе предприниматели и др. Наемные работники Активно ищущие работу Учащиеся всех видов учебных заведений — выпускные классы Военнослужащие, подлежащие демобилизации, сокращению Лица, освобожденные из мест лишения свободы Домохозяйки Лица, нигде не работающие и не занятые учебой
  РАБОЧАЯ СИЛА В том числе, потенциальная    
  Рынок труда в узком смысле Рынок рабочей силы в узком смысле Потенциальный рынок – рынок трудового резерва в узком смысле    
  РЫНОК ТРУДА в широком смысле    
                       

Рисунок 1. Рынок труда в широком смысле.

 

Лежащее в основе рынка труда понятие занятости в законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определяется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее — заработок). При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду, а принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Другими словами, в отличие от не столь далекого времени, сейчас незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности (См. таблицу 1.1).

 

Таблица 1.1

Численность незанятых трудовой деятельностью граждан,
состоящих на учете в органах государственной службы занятости
(по данным Федеральной службы по труду и занятости)

на конец месяца, тыс. человек

  Численность не занятых трудовой деятельностью граждан Из них безработных
всего в том числе безработных, которым назначено пособие по безработице
ноябрь 2005г. справочно ноябрь 2005г. справочно ноябрь 2005г. справочно
ноябрь 2004г. октябрь 2005г. ноябрь 2004г. октябрь 2005г. ноябрь 2004г. октябрь 2005г.
Российская Федерация 1979,5 2092,4 1918,4 1739,7 1841,0 1690,4 1485,1 1548,0 1426,7
Центральный федеральный округ 280,2 293,1 274,7 211,9 228,1 208,7 188,9 203,0 185,0
Белгородская область 10,9 12,0 10,4 9,6 10,8 9,4 8,4 9,4 8,2
Брянская область 12,0 12,4 11,2 11,2 11,8 11,1 10,5 10,7 10,4
Владимирская область 17,2 19,2 16,2 15,7 17,6 14,8 14,5 16,1 13,7
Воронежская область 21,0 20,5 20,7 18,7 18,2 18,8 17,4 16,4 17,1
Ивановская область 13,3 13,9 13,2 12,2 12,8 12,0 10,6 11,5 10,3
Калужская область 4,3 6,3 4,2 3,7 5,8 3,7 3,4 5,5 3,3
Костромская область 5,5 6,5 5,4 4,8 5,9 4,8 4,5 5,1 4,5
Курская область 9,0 10,3 9,0 8,7 9,8 8,7 7,3 8,3 7,2
Липецкая область 5,0 5,8 5,2 4,3 4,6 4,3 4,2 4,5 4,2
Московская область 42,1 44,6 42,9 32,7 34,8 33,3 28,3 30,2 28,7
Орловская область 7,1 11,5 6,4 6,6 10,8 6,1 6,3 10,1 5,8
Рязанская область 8,9 9,0 8,8 7,2 7,1 7,0 6,7 6,5 6,5
Смоленская область 5,9 5,6 5,6 4,6 4,3 4,6 4,3 3,7 4,3
Тамбовская область 15,2 13,2 15,0 14,0 11,8 13,6 12,1 10,2 11,7
Тверская область 7,6 9,4 7,1 6,6 8,4 6,2 6,4 8,3 6,0
Тульская область 8,3 10,0 8,3 7,4 8,9 7,4 7,3 8,6 7,3
Ярославская область 12,8 12,0 12,6 11,2 10,2 10,9 10,5 9,8 10,3
г. Москва 74,0 71,0 72,5 32,8 34,4 31,9 26,4 28,1 25,5
Северо-Западный федеральный округ 159,9 179,0 151,9 121,5 135,9 115,2 102,2 116,5 94,8
Республика Карелия 13,0 13,0 11,5 11,6 11,5 10,4 10,4 10,5 9,2
Республика Коми 15,7 18,4 14,4 14,0 16,6 12,7 12,4 14,4 10,9
Архангельская область 16,2 21,8 15,0 15,1 20,6 14,0 12,2 18,0 10,8
в том числе Ненецкий авт. округ 0,8 1,1 0,8 0,8 1,0 0,8 0,7 0,9 0,7
Вологодская область 11,8 15,8 11,1 11,1 14,8 10,5 9,6 12,8 9,1
Калининградская область 9,0 9,2 9,1 7,8 8,2 7,8 6,6 7,1 6,5
Ленинградская область 10,6 11,0 10,1 9,0 9,2 8,6 7,4 7,9 7,2
Мурманская область 19,3 21,8 18,4 18,4 20,6 17,4 15,5 17,5 14,3
Новгородская область 5,8 7,2 5,3 5,4 6,8 5,1 4,9 6,2 4,4
Псковская область 11,1 10,2 10,4 10,3 9,4 9,9 8,3 7,6 7,9
г. Санкт-Петербург 47,5 50,6 46,5 18,8 18,2 18,7 15,0 14,6 14,7
Южный федеральный округ 648,6 656,7 639,3 619,3 625,9 611,7 510,6 480,8 503,9
Республика Адыгея 9,3 8,7 9,2 8,5 8,3 8,5 6,9 6,3 6,7
Республика Дагестан 52,3 56,0 53,5 51,0 53,9 52,5 41,1 44,7 43,3
Республика Ингушетия 54,8 33,5 55,0 50,4 30,7 50,3 48,7 29,4 48,6
Кабардино-Балкарская Республика 36,3 34,5 35,4 33,9 33,2 33,6 30,5 29,7 29,0
Республика Калмыкия 4,6 5,1 4,6 4,2 4,9 4,3 3,9 4,6 3,9
Карачаево-Черкесская Республика 6,1 5,4 6,4 5,8 5,2 6,2 5,4 4,9 5,7
Республика Северная Осетия - Алания 18,5 14,9 17,5 18,3 14,1 17,1 14,2 13,1 13,4
Чеченская Республика 342,9 376,5 341,0 334,6 364,5 332,3 258,1 248,8 257,8
Краснодарский край 20,2 24,3 18,9 18,2 22,0 17,0 16,2 19,2 15,2
Ставропольский край 28,8 20,6 27,0 26,3 18,6 25,0 23,3 16,6 21,9
Астраханская область 13,5 14,2 11,2 12,1 13,1 10,2 11,1 12,4 9,2
Волгоградская область 21,6 26,3 20,3 19,0 23,6 18,0 18,0 21,2 16,7
Ростовская область 39,8 36,8 39,4 37,0 33,7 36,8 33,5 29,9 32,6
Приволжский федеральный округ 275,8 317,9 267,2 243,2 280,5 234,6 217,9 255,4 206,0
Республика Башкортостан 30,3 52,5 28,2 27,3 49,8 26,2 26,4 49,0 25,0
Республика Марий Эл 7,2 8,9 7,0 6,5 8,1 6,4 6,0 7,3 5,8
Республика Мордовия 7,4 9,7 7,3 6,4 8,7 6,3 5,8 8,6 5,6
Республика Татарстан 31,6 28,8 31,5 29,4 25,9 29,2 22,9 21,4 22,1
Удмуртская Республика 23,2 19,1 21,6 19,6 15,0 18,3 18,1 14,1 16,4
Чувашская Республика 13,6 14,7 13,0 12,4 13,6 12,0 11,5 12,8 10,9
Пермский край 23,7 22,5 22,6 19,9 18,4 18,8 18,3 17,1 17,1
Кировская область 26,3 36,6 27,5 20,3 27,5 19,4 18,0 23,6 17,0
Нижегородская область 16,0 19,8 15,3 13,4 17,6 12,9 12,1 15,7 11,5
Оренбургская область 9,3 8,4 9,6 8,2 7,2 8,6 7,9 6,9 8,2
Пензенская область 11,4 12,6 11,2 10,3 11,6 10,3 9,2 10,7 9,0
Самарская область 30,7 32,2 28,6 27,3 29,4 26,0 22,3 24,8 20,6
Саратовская область 23,5 30,1 23,0 22,1 28,5 21,4 20,4 25,3 19,5
Ульяновская область 21,7 22,1 20,5 20,2 19,3 18,9 18,9 18,1 17,4
Уральский федеральный округ 143,4 160,3 137,0 126,2 142,8 120,6 111,5 125,7 104,6
Курганская область 12,4 13,4 11,5 11,5 12,4 10,7 11,1 11,5 10,2
Свердловская область 47,5 55,2 45,1 39,8 48,3 37,4 34,7 43,7 32,4
Тюменская область 43,1 45,0 41,5 40,0 41,7 38,7 33,5 35,7 31,3
в том числе: Ханты-Мансийский авт. округ - Югра 19,8 23,2 18,9 18,6 21,6 17,8 15,3 18,4 14,0
Ямало-Ненецкий авт. округ 8,7 9,2 8,1 7,8 8,4 7,2 6,5 7,1 5,7
Челябинская область 40,3 46,7 38,9 34,9 40,4 33,8 32,2 34,7 30,6
Сибирский федеральный округ 341,2 355,1 323,4 303,8 315,3 290,8 257,2 268,8 241,6
Республика Алтай 4,9 4,1 4,7 4,1 3,4 4,0 3,6 3,1 3,4
Республика Бурятия 14,8 13,3 14,1 13,6 12,3 13,0 13,6 12,3 13,0
Республика Тыва 12,8 14,4 12,6 10,6 11,7 10,9 8,1 7,6 8,1
Республика Хакасия 8,9 11,9 8,3 8,2 11,3 7,7 7,4 9,6 6,9
Алтайский край 78,2 58,6 73,0 69,2 47,8 64,5 50,7 36,5 45,8
Красноярский край 51,8 71,7 49,5 46,5 66,2 45,2 38,2 54,0 35,7
в том числе: Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт. округ 1,6 1,7 1,4 1,4 1,6 1,3 1,1 1,2 1,0
Эвенкийский авт. округ 0,6 0,5 0,7 0,6 0,5 0,6 0,4 0,4 0,4
Иркутская область 37,4 35,3 33,3 29,8 28,4 26,6 27,8 26,2 24,4
в том числе Усть-Ордынский Бурятский авт.округ 1,8 1,9 2,0 1,5 1,6 1,6 1,5 1,6 1,5
Кемеровская область 50,9 55,7 50,7 47,3 51,2 47,2 46,3 49,8 46,3
Новосибирская область 22,9 24,9 21,7 21,1 23,2 20,1 19,8 21,6 18,5
Омская область 22,8 26,1 21,6 20,6 23,6 19,8 15,3 18,6 14,4
Томская область 23,5 23,7 22,4 21,9 22,2 21,4 16,7 17,1 15,9
Читинская область 12,3 15,5 11,5 10,9 14,0 10,5 9,8 12,5 9,3
в том числе Агинский Бурятский авт.округ 1,6 2,1 1,7 1,3 1,7 1,4 1,1 1,2 1,2
Дальневосточный федеральный округ 130,5 130,2 124,8 113,8 112,6 108,6 96,7 97,7 90,8
Республика Саха (Якутия) 11,3 9,2 10,5 10,6 8,5 9,8 7,4 7,0 6,1
Приморский край 45,6 43,2 44,8 41,0 39,4 40,4 34,7 33,3 34,4
Хабаровский край 33,9 34,7 33,1 26,0 24,9 25,2 23,7 23,6 22,9
Амурская область 19,1 19,1 17,9 17,5 17,7 16,5 14,9 15,0 13,8
Камчатская область 8,6 8,7 7,9 7,7 7,9 7,1 6,5 6,8 5,8
в том числе Корякский авт. округ 1,4 1,7 1,3 1,3 1,6 1,2 1,2 1,5 1,1
Магаданская область 5,0 5,6 4,4 4,8 5,4 4,2 3,8 4,2 3,1
Сахалинская область 4,5 7,0 3,9 3,8 6,2 3,2 3,6 5,7 2,9
Еврейская авт.область 1,2 1,5 1,3 1,2 1,5 1,2 1,1 1,3 1,1
Чукотский авт.округ 1,2 1,2 1,0 1,1 1,0 1,0 1,0 0,8 0,7

 

Из таблицы 1.1 видно, что лучше работают службы по труду и занятости в Северо-Западном федеральном округе, чем в других федеральных округах.

Существуют строгие критерии, по которым можно отнести гражданина к категории занятых. Таковыми признают:

Ö работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

Ö занимающихся предпринимательской деятельностью;

Ö занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;

Ö выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющихся членами производственных кооперативов (артелей);

Ö избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

Ö проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

Ö проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости);

Ö временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

Ö являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

В экономической же литературе иногда упоминают о так называемой «теневой занятости». Неформальный сектор в его современном виде - новое явление для российской экономики. Обычно под неформальным сектором понимают не зарегистрированную в соответствии с законодательством экономическую деятельность, осуществляемую индивидуально или на микропредприятиях, занятые которой не платят налогов. Подобная деятельность существовала в России и в дореформенный период (репетиторы, портные, няни и т.п.).

Особенность российского неформального сектора в том, что значительная часть занятых в нем поддерживает более или менее тесную связь с формальным сектором, население имеет широкие возможности получения неучтенных доходов на предприятиях и в организациях формального сектора.. В процессе перехода к рыночным отношениям состав, масштабы, характер неформальной занятости и ее роль в экономике резко изменились. Неформальный сектор стал фактически самостоятельным сегментом рынка труда и оказывает заметное влияние на состояние занятости населения и социально-экономическую ситуацию в целом.

Занятые в неформальном секторе - лица, которые в течение обследуемого периода были заняты, по меньшей мере, в одной из производственных единиц неформального сектора независимо от их статуса занятости и от того, являлась ли данная работа для них основной или дополнительной. В качестве критерия определения единиц неформального сектора принят критерий отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица.

Предприятиями неформального сектора считаются предприятия домашних хозяйств, или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не имеют правового статуса юридического лица.

С учетом этих положений в численность населения, занятого в неформальном секторе, включаются:

· граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или на индивидуальной основе, независимо от того, имеют они, или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя;

· лица, работающие в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые не зарегистрированы в качестве юридических лиц;

· лица, занятые оказанием профессиональных или технических услуг (врачи, нотариусы, аудиторы, и др.), независимо от того, имеют они, или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица;

· лица, занятые оказанием платных услуг по дому (горничные, сторожа, водители, гувернантки, няни, домашние повара, домашние секретари и т.п.);

· лица, работающие по найму у отдельных граждан;

· лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров или услуг, в том числе продукции сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и ее переработкой, если производимая продукция предназначена для реализации на рынке. Лица, занятые производством этой продукции для собственного потребления не включаются в численность занятых в неформальном секторе экономики и в численность занятого населения и рассматриваются отдельно.

Работники, задействованные в неформальных отношениях в производственных единицах, являющихся юридическими лицами, не включаются в неформальный сектор и рассматриваются отдельно.

Безработные в соответствии с определениями МОТ - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) удовлетворяли одновременно следующим критериям:

· не имели работы (доходного занятия);

· занимались поиском работы в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, используя при этом любые способы;

· были готовы приступить к работе.

К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период:

· не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение 2 недель после обследуемой недели), и не продолжали дальнейшего ее поиска;

· не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Занятия и виды деятельности безработных и экономически неактивного населения определяются по последнему месту работы.

Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Информация о численности безработных, получивших официальный статус в органах государственной службы занятости, разрабатывается Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

Экономически активное население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными.

Экономически неактивное население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными.

Уровень безработицы среди населения определенной возрастной группы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения (занятых и безработных) соответствующей возрастной группы, рассчитанный в процентах.

Уровень безработицы по занятиям, отраслям экономики/видам деятельности - удельный вес численности безработных определенной группы занятий, отраслей экономики/видов деятельности по последнему месту работы в численности экономически активного населения (занятых и безработных) соответствующей группы занятий, отраслей экономики/видов деятельности, рассчитанный в процентах.

Уровень занятости среди населения определенной возрастной группы - удельный вес численности занятого населения в общей численности населения соответствующей возрастной группы, рассчитанный в процентах.

Уровень экономической активности населения - удельный вес численности экономически активного населения в общей численности населения, рассчитанный в процентах.

Продолжительность поиска работы или продолжительность безработицы - промежуток времени, в течение которого лицо, будучи незанятым, ищет работу, используя при этом любые способы. По данным обследования населения по проблемам занятости приведена продолжительность незавершенной безработицы - время с момента начала поиска работы до момента фиксации безработицы в обследуемую неделю.

Среднее время поиска работы рассчитывается как средневзвешенная величина для рассматриваемого состава безработных.