Национальные игры.

У казахов существует множество национальных игр, и развлечений.

На вечере молодежи играют в «хан – визирь», «соседи», «жалтыр ушел», «мыршин» и другие увеселительные игры. Молодежь всю ночь играет в «айголек», «бросание ремня», «саккулак», «различи шепот», «тынпи», «алтыбакан» (качели). Кроме того, у казахов имеется игра «тогыз кумалак», которая учит считать.

Немало у казахов и спортивных развлечений и игр. Наиболее популярные казакша курес – борьба, бросание жамбы, стрельба из лука, перетягивание аркана, пешие соревнования; многие игры проводятся верхом на лошади: байга, саис, кыз куу, кокпар, аударыспак. Они воспитывают силу, ловкость, смелость. Из военно-спортивных игр можно назвать жабы ату, которая вырабатывает глазомер и меткость. Самому меткому присваивается звание мерген.

 

Устное народное творчество казахов, уходящее своими корнями в глубокую древность, этническую историю, представлено героическими сказаниями, лирико-эпическими поэмами, преданиями, легендами, создаванными преимущественно на основе пережитых народом исторических событий. Первоисточниками их могли быть краткие повествования о подвиге людей, отличившихся воинской доблестью, рассказы о несчастной трагической любви молодых, бросивших вызов несправедливости, здоровая стихия народной фантазии, проявлявшаяся в борьбе с силами природы.

Они глубоко патриотичны в своем содержании, поэтичны в изложении, пронизаны призывом к единству, стойкости духа, настойчивости, упорству во имя достижения поставленной цели.

Как в капле воды отражены в них судьбы народа, его мудрость, отношение к окружающему миру. Казахский фольклор уникален, он включает в себя свыше сорока жанровых разновидностей, значительная часть которых характерна только для казахского устного народного творчества. Он неисчерпаем: здесь есть не только героические сказания, лирико-эпические поэмы, предания, легенды, частушки, любовные и обрядовые песни, философские размышления, посвящения, поучительные сказки, но и остроумные поговорки, загадки, афоризмы, пословицы, прощальные, колыбельные и погребальные напевы, заговоры и заклинания, дающие полное представление о народном бытие, народном миропонимании казахов.

 

Разнообразны формы народного стихосочинительства. Это связано с тем, что ни одно событие, ни один праздник в казахской семье не обходился без песни. На свадьбах, например, исполнялся “Жар-жар” - проводы невесты в форме хорового пения с ведущими как со стороны девушек, так и со стороны парней - сверстников новобрачных. Другая ритуальная песня “Сынсу” - прощание с родным очагом - исполнялась невестой перед выездом свадебной процессии из аула. В ауле жениха певцом-песенником исполнялась третья ритуальная песня “Беташар” для ознакомления невесты с его родственниками. Характеризуя в стихах каждого из почтенных родственников, он призывал невесту отдать поклон в его честь, относиться к нему уважительно, как подобает достойной невестке.

“Жоктау” - плач по усопшему. По установившейся традиции его исполняли женщины на поминках, устраиваемых в день смерти родича, в день его похорон, через семь дней, сорок дней, год и четыре года после смерти.

Все это результат усилий безымянных творцов казахского фольклора, шлифовавших исконно народные произведения на протяжении веков. В силу того обстоятельства, что они передавались из уста в уста, из поколения в поколение, эти произведения изменялись и дополнялись.

Единение народа - главная цель всех героических сказаний, главными персонажами которых выступают батыры. Их жены оказываются в роли умных помощниц, советчиц, как, например, Кортка в “Кобланды”, Акжунус в “Ер-Таргыне”, наравне с мужьями разделяют все невзгоды жизни, ведут борьбу. Герои терпят невероятные трудности, лишения, но в конце концов выходят победителями.

Лирико-эпические поэмы “Кыз-Жибек”, “Козы-Корпеш - Баян-Сулу”сходны между собой по содержанию, по теме и развертыванию событий, для их жанра характерны социально-бытовая направленность, любовная лирика. А в поэме “Айман-Шолпан” все явления жизни и быта тогдашнего казахского общества изображаются реально, без особой гиперболичности.

В лирико-эпических поэмах, не жалея красок, с особенной любовью авторы воспевают красоту девушки, находят ей сравнения и эпитеты из окружающей среды.

Будто белый сокол, она

На перчатке ловчей была.

Несомненной красотой,

Словно утренний снег бела.

Так воспевается красота девушки в поэме “Камбар и Назым”.

Разнообразна тематика казахской сказки, особенно волшебной, представляющей во многом синкретическую форму. Здесь можно обнаружить наряду с волшебными повествованиями космогонические, генеалогические, топонимические сказания, предания, легенды. Популярными героями казахских сказок являются Алдар-Косе и Жиренше - острословы и шутники, которые ловко проводят своих противников.

 

Пословицы, поговорки, загадки, афоризмы у казахов несут в себе большую воспитательную нагрузку.

Выдающимся памятником устного народного творчества является “Кырык отирик” - “сорок небылиц”, не поддающийся до сих пор точному переводу на русский и другие языки. Жесток нрав ханов-властелинов. Один из них то ли из-за безделья, то ли из честолюбия извещает своих подданных, что тот, кто составит неправдоподобный рассказ и споет сорок куплетов стихов-небылиц собственного сочинения, будет достоин руки его единственной дочери и сана великого везира. Многие сложили головы из-за правдоподобия сказанного. И лишь мальчик-пастушок выходит победителем из этого испытания и вознаграждается за ум, находчивость за сорок своих небылиц.

Распространителями и популяризаторами народного творчества в прошлом были:

- жыршы - сказитель, который мог спеть целую поэму на память, пользуясь при этом традиционными приемами народного исполнительства, импровизации, демонстрируя одновременно виртуозную игру на народных инструментах. Таким был Мурын-жырау (1860-1954), владевший феноменальной памятью, талантом актера “театра одного исполнителя”, пел на память и эмоционально рассказывал содержание целой серии эпических поэм “О сорока батырах” - памятника устного народного творчества XIV-XVII вв., записи которых хранятся ныне в редком фонде Национальной Академии наук Казахстана;

- анши - певец, достигший высоты исполнительного мастерства на народной основе. Такими были Биржан-сал, Ахан-серэ, Балуан-шолак, Мади, Ибрай и др. А вот Амре Кашаубаеву - выдающемуся казахскому певцу суждено было спеть на домбре такие сложные, требующие сценического воплощения и высокого профессионального мастерства песни как “Агаш аяк”, “Жалгыз арша”, “Смет”, “Уш дос” на Всемирных выставках в Париже (1925 ), во Франкфурте-на-Майне (1927);

- акын - певец, обладающий искусством импровизации.

Большой популярностью всегда пользовались айтысы акынов - поэтические состязания певцов-импровизаторов, которые собирались большое количество любителей народной поэзии. На айтысе с представителем противоположной стороны акын восхвалял свой род, его людей, мгновенно слагая свои импровизации. Другой тоже приводил в пример достоинство и доблести своих сородичей, их щедрость и сердечность. Приз доставался тому, кто выходил победителем из этого состязания в стихах.

 

Религиозные верования. В среднюю Азию и Казахстан ислам стал проникать после завоевания Азии арабами. В 707-712 гг. арабский главнокомандующий Кутейба завоевал Хорезм, Бухару, Самарканд. По воспоминаниям Абу Рейхана Бируни, при взятии Хорезма было уничтожено много мирных жителей, сожжены дома, библиотеки, школы. Местное население не сразу приняло ислам.

Согласно письменным источникам, жителям Бухары ислам насаждался трижды. Арабы жили в домах местных жителей и силой навязывали им свою религию. Главной причиной проникновения ислама в Южный Казахстан стало нападение китайской армии в 751году недалеко от города Тараза. Военачальник арабов Зият ибн Салих, части которого пришли на помощь, вместе с племенами карлуков и тюргешей в пятидневном сражении разбил китайцев, освободив от них земли Семиречье, Мавераннарха. После этого сражения ислам начал широко распространятся на казахской земле. По данным письменных источников, в Таразе были разрушены церкви и молитвенные дома христиан, буддийцев и представителей других конфессий.

Казахи приняли в исламе течение суфистов. Его активным проводником был Ходжа Ахмед Ясави. Это течение было близким к древнетюркской религии. Например, «Зикир» из учении Ясави было у древних тюрков. Поэтому у казахов обычаи и традиции ислама соседствуют с древнетюркскими обычаями и традициями. Так, у казахов до сих пор существует обычай поклоняться огню, луне, солнцу, земле, воде, здороваться с народившемся месяцем.

В Казахстане много святых мест, связанных с именами распространителей ислама. Так, в Созакском в районе городище Баба–ата было названо так в честь проводника ислама Ыскак бабы. Или Аулие-ата – бывшие название города Джамбула и нынешнего Тараза. Название Аулие-ата – «Святой ата» - было дано в честь Карахана, который много сделал для внедрения ислама в Казахстан. Его мавзолей находится на территории современного Тараза.

Сегодня ислам стал главной религией казахского народа. Во времена Советского Союза религия была запрещена. В настоящее время, с обретением независимости, народы республики имеют право на свободу вероисповедание. Люди имеют возможность молится в многочисленных мечетях, открытых во всех населенных пунктах Казахстана.

 

ТЕМА № 58: Диаспора и ирредента. Возникновение казахской диаспоры и ирреденты за рубежом.

План: