Общественно-политические движения.

Продолжение процесса демократизации

Реабилитация репрессированных деятелей

В 1988 г. постановлением Центрального Комитета Компартии Казахстана была реабилитирована группа представителей казахской интеллигенции, незаконно репрессированной в 20 - 50-е годы. Среди них:

Шакарим Кудайбердиев (1858—1931) — одна из выдающихся личностей в истории казахской литературы;

Жусипбек Аймауытов (1889—1931) - известный поэт, писатель и ученый.

Мыржакып Дулатов (1885—1935) - видный поэт и писатель, педагог.

Ахмет Байтурсынов (1873—1937) - крупный ученый, общественный деятель, оставивший богатое наследие в области языка, литературы, политики, науки, журналистики.

Магжан Жумабаев (1893—1938) - известный поэт.

С этого времени на страницах печати стали публиковаться материалы о жизни таких деятелей, как Алихан Бокейханов, Мухаметжан Тынышпаев, Халел Досмухамедов, Жаханша Досмухамедов, Мустафа Чокай и других.

В 1989 г. на I съезде народных депутатов СССР было раскрыто много негативных моментов в политическом, экономико-социальном и духовном развитии. Были предприняты попытки раскрытия причин и анализа кризисных явлений в развитии общества. В целях построения демократического общества были рассмотрены вопросы расширения государственно-правового пространства союзных республик.

К началу 90-х годов ощутимо сузились возможности вмешательства партии во все сферы жизни. Советы впервые приступили к своим непосредственным обязанностям — принятию законов, обсуждению и решению проблем, касающихся развития государства. Постепенно и профсоюзы, и комсомол начали самостоятельно решать общественные проблемы.

Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение «Невада-Семипалатинск», созданное по инициативе поэта О. Сулейменова 28 февраля 1989 г. Цель - закрытие Семипалатинского и других полигонов, функционировавших на территории Казахстана. Эта политическая организация по формуле «5-5» подняла такие глобальные проблемы, как закрытие всех пяти крупных полигонов мира, прекращения ядерных испытаний в военных целях, ликвидация угрозы ядерной войны. Движение «Невада-Семипалатинск» потребовало от военных ведомств снятия покрова «секретности» ядерных испытаний, возмещения убытков населению. В 1989 г. движение не допустило 11 из 18 запланированных ядерных взрывов на полигоне. В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял постановление о прекращении ядерных испытаний. 29 августа 1991 г. указом Президента казахской ССР Н.А. Назарбаева Семипалатинский ядерный полигон был закрыт.

По инициативе Мухтара Шаханова в 1987 г. для оказания помощи жителям Приаралья был организован Комитет по проблемам Балхаша и Арала. Комитет сделал очень многое для привлечения внимания мировой общественности и правительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. Во многих городах - Усть-Каменогорске, Алматы были созданы движения, выступающие за экологическую чистоту региона.

В апреле 1989 г. создано казахстанское добровольное историко-просветительское общество «Адилет» - «Справедливость», членов которого объединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление способствовать формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и насилия как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов.

В июле 1990 г. оформилось гражданское движение «Азат». Движение ставило перед собой серьёзные социально-политические задачи. Главная цель – обретение государственного суверенитета Казахстана, дальнейшее его развитие как самостоятельного государства и вхождение в мировое сообщество. Осенью 1991 г. гражданское движение создало свою политическую партию. Осенью 1991 г. в Алматы организовалась новая общественно-политическая организация - социал-демократическая партия Казахстана (СДПК).

Из небольшой группы молодых людей образовалась партия «Алаш».

В августе 1990 г. было создано межнациональное движение «Единство». Организаторы - представители научно-технической интеллигенции предприятий союзного значения.

Люди, осужденные за декабрьские события 1986 г., организовали свою партию «Желтоксан».

Созданы союзы, общества, объединяющие своих членов по социальному, профессиональному и другим признакам - организация воинов-афганцев, «Адилет», мемориал-ассоциация молодых строителей «Союз независимых студентов», «Азамат», «Акикат», Лига женщин-мусульманок Казахстана и т.д.

Всего к началу ноября 1990 г. в Казахстане насчитывалось более 100 политизированных общественных формирований, из них около 40 - в Алматы.

ТЕМА № 56: Понятие этнографии. Традиционное хозяйство и быт казахского народа.

План: