Новая языковая политика.

День 17 декабря - объявлен Днем демократического обновления.

Итоги и историческое значение Декабрьских событий.

Декабрьские события продемонстрировали истинные намерения советского руководства. Добиваясь признания, силовые структуры использовали жесткие методы воздействия.

Декабрьские события показали и низкую политическую культуру кремлевской администрации. Создание на предприятиях отрядов из представителей русского и других славянских народов, численность которых достигала 16 тыс. человек, вооруженных металлическими прутьями и цепями, вбило клин в отношения мирно сосуществовавших двух народов — русского и казахского, породило психологию враждебности. Группирование по национальному признаку, введение термина «казахский национализм» открыли путь для репрессий всего народа. Декабрьские события стали толчком к экономическим реформам и социальным преобразованиям, первым выступлением против существующей политической системы на территории бывшего СССР, открыли путь в стремлении казахского народа к независимости.

Кадровая политика. Командно-административная система, безжалостно подавившая волнения в Алма-Ате в 1986 г., не смогла подавить в сознании народа стремление к демократии и построению правового государства. За период с начала 1987 до конца 1991 г. Казахстан из союзной республики с неясным будущим превратился в независимое государство. За короткий срок Казахстан прошел трудный и значительный исторический путь.

Разогнав мирную демонстрацию молодежи, КПСС выдвинула своего представителя на самый ответственный пост в Казахстане. Новый руководитель Казахстана Г.Колбин организовал широкомасштабную чистку верхнего эшелона управления. Командно-административная система подвергла незаконным преследованиям бывших руководителей.

В июне 1989 г. на пост первого секретаря Центрального Комитета КП Казахстана, в связи с переводом Г. Колбина в Центр, был избран Н. Назарбаев. Новому руководству, пришедшему к власти в этот трудный период, предстояло решить много сложных задач по претворению хозяйственных реформ. В первую очередь были приложены усилия для восстановления доброго имени целого народа, обвиненного в «национализме». Н.Назарбаев уделял особое внимание процессу экономической и культурной интеграции в советских республиках.

Одной из наиболее тяжелых проблем, требовавших своего безотлагательного решения, стал вопрос дальнейшего развития казахского и других языков в Казахстане. С развитием языка, расширением его общественных функций связывали расцвет любой национальной культуры, более того, будущее самой нации. А между тем, положение казахского языка в республике было критическим. Из 80-ти общественных функций, которые выполняет нормально функционирующий язык, казахский использовался лишь в 10-ти. Казахский язык был вытеснен из делопроизводства, особенно в городах.

Резко сократилось с 1960 по 1990 гг. количество школ, с казахским языком обучения. Особенно в Кокшетауской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Кустанайской и Восточно-Казахстанской областях. Казахская молодежь, особенно городская, не владела вообще или же знала слабо родной язык.

Следствием пренебрежительного отношения к культуре языка стало равнодушие и пренебрежение к литературе, истории и вековым традициям казахского народа.

Такие же явления стали распространяться и среди национальных групп, проживающих в Казахстане: уйгуров, украинцев, немцев, турок-месхетинцев, татар.

В 1987 г. вышли постановления Центрального Комитета и Совета Министров Казахской ССР о казахском и русском языках. С этого времени накопившиеся за многие годы серьезные языковые проблемы стали обсуждаться в средствах массовой информации и во внутриполитических дискуссиях в Казахстане.

22 сентября 1989 г. на внеочередной 14-ой сессии Верховного Совета Казахской ССР был принят «Закон о языках». В законе был определён статус языков:

1. Казахский язык - государственный язык суверенной республики Казахстан;

2. Русский язык - язык межнационального общения.

Принятие «Закона о языках» позволило стабилизировать общественно-политическую обстановку и значительно улучшить состояние межнациональных отношений. Была проделана работа по развитию и возрождению казахского языка в республике:

- С июля 1990 по июнь 1991 гг.число детских садов с казахским языком увеличилось на 482, всего их в республике стало 1677.

- Было открыто 155 общеобразовательных школ, 4 профессионально-технических училища, факультеты и отделения в вузах с казахским языком обучения.

В условиях многонационального Казахстана грамотное ведение языковой политики было одним из важнейших факторов обеспечения политической стабильности общества.