Политика Д. А. Кунаева (1964-1985 гг.)

Деятельность Коммунистической партии Казахстана.

Деятельность Коммунистической партии Казахстана.

План:

Жесткая командно-административная система, восторжествовавшая к середине 1920-х годов, продолжала действовать и в 1940–1950-е гг. Отрицательные явления, присущие этой политической системе: подавление свободы человека, игнорирование его прав; отчуждение людей труда от средств производства и др.

Основные звенья политической системы:

Коммунистическая партия, ведущая руководящая сила;

Советское государство;

Профессиональные союзы;

Комсомольская организация;

Кооперативы;

Общественные организации.

Послевоенные планы развития советского общества органически вписывались в сталинскую антидемократическую, тоталитарную модель социализма. Идеология сталинизма в 1940-х — нач. 1950-х гг. достигла своего апогея. Записанный в документах ХVШ съезда ВКП (б) в 1939 г. тезис о том, что по мере завершения строительства социализма страна будет переходить к построению коммунистического общества, после окончания Великой Отечественной войны продолжал теоретически разрабатываться. В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР в докладе Председателя Госплана СССР (Государственного планового комитета СССР) Н. А. Вознесенского о четвертом пятилетнем плане это положение было объявлено руководящей партийной установкой.

Положение о построении коммунизма к рубежу 1960-х гг. нашло отражение в проекте третьей программы партии в 1948 г. Дальнейшее теоретическое обоснование такой программы было изложено И. В. Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР». Выдвинутый в работе тезис о том, что товарно-денежные отношения между городом и деревней в обозримом будущем должны быть заменены прямым продуктообменом, как одно из условий перехода к коммунизму, был поддержан XIX съездом партии.

Особенности политической жизни республики в 1960-е гг.

1962–1969 гг. — период реформаторской лихорадки. Основные недостатки, допущенные в политике:

Реформы не предусматривали крупных радикальных преобразований, затрагивающих экономические связи и отношения;

Возникавшие проблемы решались путем субъективистских (игнорирующих законы общества) импровизаций, рассчитанных, в основном, на эффект организационных перестроек;

Непродуманные и часто сменявшие друг друга реорганизации несли серьезную угрозу стабильности, снижение жизненного уровня и социальных гарантий.

С середины 1950-х до середины 1960-х гг., для политической системы характерно постоянное противоборство двух основных тенденций:

Тенденция отражения объективной потребности в коренном преобразовании политической системы на демократических основах, всех ее сфер и структур. Она была обусловлена, прежде всего, духовным освобождением общества от рецидивов сталинизма;

2) Тенденция к бюрократизации, консервации общественных структур, которая вела к сохранению политических ориентиров периода 1930–1940-х гг.

Повышение роли политических институтов общества:

Советы— ключевое звено в развитии и укреплении Советского государства. Возрастание роли Советов особо отмечалось в третьей Программе КПСС, принятой ХХII съездом партии. Трудящиеся избирали в местные, областные, Верховные Советы Казахской ССР и СССР своих представителей. В 1963 году в Верховный Совет республики было избрано 473 депутата, из них 158 женщин. В местные же Советы депутатов трудящихся Казахской ССР разных уровней было избрано 98806 депутатов. Большинство из них, или 45,4% — члены и кандидаты в члены КПСС. Но все же деятельность советских органов складывалась на основе партийных норм. Работа Советов оставалась формальной, на их обсуждение выносились второстепенные или заранее предрешенные вопросы. И дело дошло до того, что не Советы и депутаты контролировали государственные органы и должностных лиц, а наоборот, работники аппарата командовали депутатами Советов.

Профсоюзы. На 1 января 1966 г. членами профсоюзов являлись 4 млн. человек. Профсоюзные организации участвовали в решении вопросов народного хозяйства, организации социалистических соревнований, движения рационализаторов. Начиная с 1960 г., им было передано управление всеми санаториями и домами отдыха, они ведали многими вопросами охраны труда, социального страхования. В конце 1961 г. в распоряжение к ним перешли также участки культурного обслуживания населения, такие, как государственные клубы, библиотеки, киноустановки в совхозах. Одной из главных задач профсоюзов было — улучшение социально-бытовых условий трудящихся. В целях выполнения производственных планов, улучшения бытового и культурного обслуживания трудящихся профсоюзы стали заключать с администрацией предприятий коллективные договоры. Профсоюзные комитеты использовали и такую форму работы, как постоянно действующие производственные совещания. Но зачастую профсоюзы выполняли подсобные функции, находились в подчиненном положении по отношению к партийным комитетам.

Комсомол. К концу 1965 г. комсомол республики объединял в своих рядах почти 1 млн. юношей и девушек. В промышленности, на транспорте и в строительстве, в сельском хозяйстве трудились более 400 тысяч комсомольцев. Одним из направлений работы комсомола Казахстана было — шефство над важнейшими стройками. По его путевкам на эти стройки было направлено свыше 8000 юношей и девушек. В 1962 г., на Х съезде ЛКСМ Казахстана комсомол республики взял шефство над животноводами. Поднялась роль молодежи в развитии спорта, охране общественного порядка.