Строительство железных дорог.

Горнодобывающая промышленность.

С целью расширения сфер влияния России в Казахстане в 60-е годы XIX века российские промышленники стали направлять свои средства на освоение природных богатств казахского края. За небольшую сумму горнопромышленники скупали у казахов богатейшие месторождения. Например, за 100 рублей было приобретено Джезказганское месторождение; купец Ушаков купил за 255 руб. Карагандинское месторождение каменного угля и за 114 руб. – Саранское. За угольное месторождение Кумшоль в Каркаралинском уезде товарищество промышленников заплатило 375 руб. В 1884 г. капиталист А.Попов создал в Каракарлинском уезде «Товарищество серебряного промысла» и в 1885 г. – общество «Степной каменный уголь». Появились товарищества золотопромышленников.

Горнодобывающая промышленность стала важной отраслью промышленного производства края. В 1896 г. в одном только Каракарлинском уезде насчитывалось около 70 небольших медных, 170 серебряно-свинцовых, 3 железных, 2 никелово-серебряных, 4 цинковых рудника, однако больше половины их не действовали. Во второй половине XIX в. было известно о значительных запасах угля в Акмолинском, Баянаульском, Каркаралинском, Петропавловском уездах. В Кокшетауском уезде Акмолинской области в 70-х годах XIX века, в золотопромышленности появляются фирмы Подсосова, Петрова, братьев Шевелиных, Бутбриных и др. Самые крупные предприятия горнодобывающей промышленности, имевшие численность работников 300-400 человек:

Спасско-Успенский медный рудник;

Карагандинский угольный бассейн;

Риддерские рудники цветных металлов;

Экибастузский угольный бассейн.

В Казахстане, в XIX веке, большое внимание уделялось обработке сырья. Были введены в строй – кожевенные, маслодельные, мукомольные, мыловаренные, пивоваренные и другие предприятия. Действовали соляные месторождения – Эльтонское, Баскунчакское, Илецкое, Коряковские. Например, Баскунчакские месторождения дало: в 1867 году – 54847, в 1870 – 1 287 994, в 1880 – 12 800 000, в 1900 – 20 197 111 пудов соли. До 60-х годов XIX в. крупнейшим поставщиком соли на внутренние рынки России были Эльтонские соляные промыслы.

Рыбный промысел развивался на берегах Каспия, Арала, Балхаша, Зайсана. В конце XIX в. на Каспии существует 150 рыбных промыслов, вводятся в строй Баунтинский, Гортамбаевский рыбозаводы.

В это время активно ведется строительство железнодорожных линий, которые связывают Казахстан с другими районами Российской империи. Большое значение для экономической жизни Казахстана сыграли железные дороги, проложенные через территорию Петропавловского и Омского уездов Акмолинской области – Транссибирская магистраль протяженностью в 178 км. Уральск и Петропавловск были связаны через железнодорожные ветки с городами России.

В 1892-1905 гг. была построена Оренбургско-Ташкентская железная дорога, почти вся протяженность, которой проходила по территории Казахстана, это дорога связывала Туркестанский край с промышленными районами России. Если в конце XIX века в Казахстане протяженность железных дорог составляло 482 км, то к началу XX в. показатель достиг – 1818 км.

Наладить судоходство по Иртышу и озеру Балхаш пытались с 80-х гг. XIX в. На северном берегу Балхаша у Бертысской пристани было построено парусное судно «Святой Николай», на котором, начиная с 1860 г., в период навигации ежегодно доставляли грузы по р. Или.