Роль и место номадизма в истории Казахстана.

В середине XX в. начали выходить в свет труды казахских историков, посвященные кочевой проблематике. Среди них работы С. 3. Зиманова "Общественный строй казахов в первой половине XIX века", В. Ф. Шахматова "Казахская пастбищно-кочевая община", С. Е. Толыбекова "Кочевое общество казахов в XVIII—XX вв.", Д. Кшибекова "Кочевое общество: возникновение, развитие, упадок", Н. Масанова "Кочевая цивилизация казахов" и др. По мнению этих ученых, кочевники самостоятельно достигают первых ступеней классового общества, а дальнейшее их развитие зависит от влияния оседлых народов, т. е. кочевой социум — это общественно-историческое объединение с ограниченными перспективами развития. Тем не менее, в последнее время все чаще звучат высказывания, подчеркивающие высокий уровень культуры и достоинства социального устройства древних и средневековых кочевых объединений. С мнением же о том, что кочевая цивилизация — закономерное явление в истории человечества, своеобразный вид хозяйственной деятельности, культуры и жизненного уклада, согласны большинство ученых.

По мнению крупнейшего археолога К. А. Акишева, на территории Казахстана система кочевого скотоводства сформировалась в конце бронзового — начале железного века, т.е. в IX — VII вв. до н. э. Термином «номады» историки называют людей, занимающихся кочевым скотоводством.

Сегодня мы называем «Великой степью», а иные авторы «евразийским континентом» огромную часть территории земного шара, которая простирается от сибирской тайги на севере до горных систем на юге, эта территория веками служила житницей и трансэтнической территорией великих кочевий, которые шли с запада на восток и с востока на запад.

 

Пространство срединной Евразии не имеет внутренних географических границ, отделяющих разные регионы. Степь, рассекаемая реками, протянулась от Карпат и Северного Причерноморья почти до самого Тихого океана. Здесь выживание напрямую зависело от расширения жизненного пространства. Степные народы не были ограждены от соседей труднопроходимыми географическими препятствиями, подобно европейским государствам. Возможности быстрого перемещения в пространстве, обеспечивающиеся самим образом жизни, требовали постоянного расширения территории. В разные эпохи в связи с изменением климата, а также из-за постоянно меняющейся этнической и социально-экономической обстановки в этих регионах преобладали то оседлые, то полуоседлые, то полностью кочевые способы ведения хозяйства и организации быта.

Население степных, пустынных и полупустынных земель, предгорий занималось скотоводством, так как это наиболее удобный в данных природно-географических условиях способ удовлетворить жизненные потребности. Исконными скотоводами являлись и казахи, кочевавшие по огромным пустынным и полупустынным пространствам.

Первоначально скотоводство было придомным, когда скот пасся недалеко от поселения. Дальнейшее развитие этого вида деятельности вызывает среди ученых разногласия и споры. Так, одни считают, что в связи с увеличением поголовья скота придомное животноводство стало невыгодным, так как постепенно пастбища вытаптывались и скудели. Люди были вынуждены переносить поселение на новое место в поисках неиспользованных пастбищ.

Тысячелетняя практика выращивания скота привела к новой, более выгодной и удобной форме скотоводства — отгонной. Именно отгонное скотоводство стало промежуточным звеном в переходе к более продуктивному способу освоения степных и пустынных пастбищ — кочевому хозяйству. Так зарождался кочевой образ жизни.

Кочевое скотоводство – один из самых своеобразных видов человеческой деятельности, который очень мало изменился с момента своего возникновения. Его неотъемлемые особенности:

1.Скотоводство – преобладающая деятельность. Земледелие и ремёсла не играют для кочевников серьёзной роли.

2. Скот круглый год содержится не в стойлах, а на природе – на подножном корму.

3.Периодическое перемещение людей и скота в пределах установленных пастбищных территорий.

4. Участие в перекочёвках всего или большей части населения.

5. Хозяйство направлено на удовлетворение собственных жизненных потребностей, а не для продажи.

В V — VI вв. кочевая цивилизация достигает наивысшего расцвета и могущества. В течение 1000 лет политика кочевников была определяющей на мировой исторической арене. Активная караванная торговля Евразийского континента находилась под контролем кочевых племен. Кочевой образ жизни определил основы хозяйства казахского народа.