Религия

 

Многими средневековыми и современными авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразной религии –тенгрианства. Тюрки различали видимое небо "Кок" и Небо бога "Тенгри". Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром. Следующим по значению было женское божество Умай - покровительница домашнего очага и детей. Она входила в триаду высших божеств тюрков и покровительствовала всем их делам. Важное значение в верованиях всех тюрко-язычных племен раннего средневековья имел культ священных гор, бытовавший в Южной Сибири еще в прошлом веке. По представлениям тюрков землю и воду, леса и горы населяло множество духов, которых время от времени необходимо было умилостивить жертвами. Подземным царством, куда переселялись по поверьям души умерших, управлял бог смерти и владыка подземного мира Эрлик. Многие арабские авторы пишут о тюркских колдунах, якобы способных вызывать холод и дождь путем магических манипуляций. О вере тюрков в магию, шаманских заклинаниях пишут и персидские историки и географы. Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюрко-язычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство. В эпоху раннего средневековья религиозные воззрения оседлого и кочевого населения Казахстана отличались многообразием. Унаследованные издревне верования и обряды причудливо сочетались со сложными религиозно-мифологическими системами, привнесенными извне. Со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркские культы Тенгри, Земли, Воды, Умай, но в оседло-земледельческих районах получила распространение новая религия - ислам.

Таким образом, в VI-IX веках в тюркском мире Казахстана произошли значительные изменения как в общественно-социальном и экономическом, так и культурном развитии общества.

В этот период истории Казахстана начала развиваться оседлая городская культура. У коренного населения произошли изменения в материальной и духовной культуре. На более высоком уровне начали развиваться ремесла, гончарное дело и металлообработка. В архитектурном строительстве появились новые приемы и стили сооружения и застройки.

Важнейшее событие, характерное для этого периода - это создание тюркоязычной письменности, появление письменной литературы, распространение других религиозных верований и связанных с ними новых религиозных обрядов, обычаев и традиций.

 

 

ТЕМА № 13: Образование монгольского государства и завоевание территории Казахстана монголами.

План: