Государство карлуков

В письменах Культегина есть слова: «Уничтожил и покорил карлуков», что свидетельствует о вхождении карлуков в состав Восточнотюркского каганата. Одной из причин такого переселения явилось поражение от Уйгурского каганата. О карлуках писалось и в китайских летописях, в них говорилось, что главное племя булак - населяет подножия Алтайских гор. А в китайской династийной хронике «Таншу»начала VII века указывалось, что карлуки - одно из ответвлений тюркоязычных племен, в состав которого также входят племена булак, жикил(чигиль) и ташлык.Сведения о единстве родственных корней карлуков с тюрками встречаются и в арабо-персидских исторических источниках. В них карлуков называют древними тюрками. По утверждению тюркского историка аль-Марвази (XII в.), в племенной состав карлуков входили 9 племен, в числе которых были такие племена, как три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокеркини тухси.Вожди карлукских племен носили титул эльтебер.

Словом, карлуки были крупным племенным союзом, населявшим огромную территорию от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Их вожди своевременно воспользовались упадком в Тюргешском каганате и в 756 году создали свое государство.Столицей каганата являлся город Суяб.

Хозяйство каганата в основном развивалось по двум направлениям. Первое - полукочевое и полуоседлое скотоводство, второе - полуоседлое земледелие. По сведениям средневековых письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота. Однако, по некоторым сведениям, верблюжье мясо карлуки не употребляли в пищу.Население занималось и охотой. Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаш и Алаколь, а также в реках Сырдарье, Или и др. Свидетельством этого являются встречающиеся в средневековых книгах «Диуанилугатат-тюрк» и «Арабо-кыпчакском словаре» названия различных видов рыболовных снастей.

 

Наиболее многолюдные места зимовок, находившиеся на богатых земледельческих угодьях, часто разрастались в крупные города. Например, археологи утверждают, что город Тараз появился на месте карлукского поселения. Постепенно с переселением сюда согдийцев поселение стало расширяться и превратилось в город. Поэтому в Карлукскомкаганате город Тараз стал второй столицей. Население города в основном состояло из оседлых жителей - тюрков-карлуков. Об этом свидетельствуют и арабские письменные источники. Так, например, неизвестный автор исторического труда «Худуд аль-алам» писал, что на территориях, населенных карлуками, много городов и оседлых поселений. Также отмечается, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселений. Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар и другие. Арабский автор аль-Идриси писал: «В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия».Почти все материальные блага жители Карлукского каганата создавали своими руками. Шерсть и шкуры животных являлись сырьем для шитья одежды и изготовления предметов быта, а мясо и молоко - повседневной пищей. Наряду с использованием юрт карлуки строили в местах зимовок постоянные зимние жилища из камня, камыша и дерева, рыли также землянки.В период существования Карлукского каганата хозяйственное развитие кочевого и полукочевого скотоводства и земледелия, а также оседлая жизнь в городах и поселениях были тесно взаимосвязаны.

У карлуков была распространена традиция устанавливать каменные изваяния на могилах предков. На древнем тюркском письменном памятнике сохранилась такая строка: «На могилах мужественных батыров устанавливаем балбалы (каменные изваяния)». В VII-VIII веках на могилах стали устанавливать надгробные каменные плиты с надписями. Об этом свидетельствуют найденные на Орхоне и Енисее, а также на берегах рек Талас и Чу древние тюркские письмена, важнейшими из которых являются письменные памятники «Наставления кагана Бумыня» Йолыг-тегина, «Письмена Культегина» и «Тоньюкок». Письмена Йолыг-тегина и «Тоньюкок» являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского творчества. Эти памятники свидетельствуют, что в период существования Карлукского каганата в VIII-IX веках начал распространяться новый вид тюркской письменности - карлукский.А временем появления и начала распространения древней тюркской письменности является V век до нашей эры. Подтверждением этому является найденный в древнетюркском захоронении - Иссыкском кургане серебряный зерен (чаша), на дне которого имеется надпись. В древних тюркских письменах содержатся философские понятия того времени, сведения о звездном мире, географические названия.

Внешняя политика Карлукского каганата.Сразу после захвата власти над карлуками нависла угроза вторжения со стороны Китая. Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию, расширив тем самым свои границы на восток.Однако в начале IX века карлуки потерпели поражение от своего давнего врага на востоке - Уйгурского каганата. Борьба против этого государства длилась 20 лет. Наконец, карлуки в союзе с кыргызами в 840году нанесли поражение Уйгурскому каганату. После этой победы БилъгеКулКадыр-хан - правитель города Испиджаб - объявил себя каганом.

Но в это время с целью дальнейшего распространения исламской религии династия Саманидов объявила «священную войну» карлукам и захватила Испиджаб. Правитель города покорился власти Саманидов и обязался платить подати. Саманиды подчинили себе и город Тараз, где была построена мечеть. Тараз оказался в вассальной полузависимости от этой династии. Большинство представителей знати Карлукского каганата жили во второй столице - городе Баласагун.Несмотря на религиозное господство Саманидов в Испиджабе и Таразе, власть здесь фактически находилась в руках карлуков. Поэтому борьба против Саманидов никогда не прекращалась. Руководили борьбой сыновья кагана БильгеКулКадыр-хана - Базар Арслани Огулшак.

В общей сложности сопротивление карлуков арабам продолжалось около двух веков. Ослабляли Карлукский каганат и внутренние междоусобицы. Воспользовавшись тяжелым положением в Карлукском каганате, тюркские правители Кашгарии в 940 году захватили город Баласагун и каганат был разгромлен. Таким образом существовавший около двухсот лет Карлукский каганат распался