Культура эпохи бронзы.

Хозяйство и общественный строй в эпоху бронзы.

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры.

1) Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве.

2) Строительство особого типа надгробных сооружений.

3) Своеобразный погребальный обряд.

4) Появление новых форм глиняной посуды.

5) Наличие большого количества шахт по добыче меди.

ТЕМА № 4: Хозяйство, общественный строй и жизнь племен в эпоху бронзы.

План:

Хозяйство. Изобретение бронзы произвело мощный толчок в развитии экономических и социальных отношений в обществе.

Преобладающим видом занятий андроновцев было пастушеское скотоводство. В основном разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов.

В период поздней бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовья и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасется недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно вытаптывались и скудели пастбища. Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочевки, длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной. Например, в Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80 км. В Западном Казахстане кочевки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад, где в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, зато увеличивалось число овец и лошадей. В Х-ІХ до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

Андроновцы вели оседлый образ жизни до 1 тыс. до н.э. Их хозяйство было смешанным: скотоводческо-земледельческим. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки использовались для растирания зерна в муку.

Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Она отличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом.

Руду добывали простым «кайлованием». Пробиваясь к рудоносным жилам использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы: на их поверхности разводили костер, а затем поливали водой. Древние горняки прорывали штольни, крепили кровлю. Плавили руду в печах типа горна. Для плавки применяли древесный уголь, в качестве флюса использовались кварц, охра. Медную и оловянную руду плавили отдельно, а уже при отливке того или иного предмета добавляли олово и медь.

В эпоху бронзы развивались ремесло, ткачество, изготавливались керамическая посуда ручной лепкой, ленточной техникой, формировалась на болванках; посуда лощилась, орнаментировалась, обжигалась. Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками в форме листа, наконечники копий, топоры, бронзовые кинжалы.

В эпоху бронзы развивалось ювелирное искусство. Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Казахстана во ІІ тыс. до н.э. (ХVІ-ХІV вв.). Они немногочисленны и в основном найдены в относительно богатых захоронениях.

Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами. Археологическим символом Андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота пластин, обтянутых листовым золотом. Зеркала, бусы, шпильки, бляшки, нашивки отличаются высоким совершенством.

Женщины эпохи бронзы носили в ушах бронзовые серьги. Шею украшали бронзовые гривни, а на руках – браслеты и перстни. Андроновцы изготовляли произведения искусства, необходимые в быту. К примеру, на реке Нура был найден каменный пест со скульптурным изображением мужской головы.

 

Общественный строй. В эпоху бронзы произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагалась, усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. Но были и бедные погребения, в которые помещали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.

К началу 1 тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, в результате были выделены три сословные группы: военная аристократия, жрецы и родовые общинники.

Войны, как средство обогащения, становится обычным делом, поэтому из среды общинников выделяется военная аристократия- воины – колесничие. В особую группу выделяются жрецы. Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и знаний, их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка. Таким образом, в обществе появились группы населения, не занятые в производстве непосредственно. Регулирование отношений в обществе происходило через народное собрание. Оно решало все дела - избирало и смещало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций. Племенная верхушка сосредотачивает в своих руках власть и контроль за избыточным продуктом, что приводит к возникновению имущественного неравенства в обществе. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном.

По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европоидной расы – широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. Большинство ученых считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного развития местных племен эпохи неолита и энеолита.

Материальная культура эпохи бронзы. В андроновской семье могли делать всё необходимое для жизни: прясть, ткать, выделывать кожу, шить одежду и обувь, украшать их узорами из цветных нитей, аппликацией и бисером. Уже использовали ткацкий станок и веретено. Нитки пряли из шерсти и пуха животных, а также из растений: конопли, дикого льна, крапивы. Из ниток делали ткани, вязали и плели. Судя по археологическим находкам, андроновцы носили кожаную обувь без каблуков. И мужчины, и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с наушниками. Одежду шили из шерстяных тканей, застегивали се на костяные пуговицы.

Одежда женщины состояла из длинного шерстяного платья с длинными рукавами. Обшлага рукавов украшали ряды бронзовых бусинок.

Юбки спереди расшивали полосами белых бусинок. Разрез одежды вокруг шеи украшали стеклянным бисером, на грудь нашивали круглые бляхи. Ткани красили в ярко-красные и фиолетовые цвета.

Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Казахстана во II тысячелетии до н.э. (XVI-XIV вв. до н. э). Эти украшения немногочисленны и найдены в относительно богатых захоронениях.

Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами. Их изготавливали из медной проволоки и покрывали листовым золотом.

Археологическим символом андроновской культуры являются серьги и подвески, свернутые из прогнутых узких медных пластин, обтянутых листовым золотом. Некоторые золотые изделия украшены геометрическим рисунком. Зеркала, бусы, шпильки, бляшки отличаются высоким совершенством.

Женщины андроновского племени носили в ушах бронзовые серьги. Шею украшали бронзовые гривны, иногда с одетыми на них круглыми золотыми колечками. На руках позванивали браслеты и сверкали перстни.

Женщины и мужчины носили в качестве амулета клыки диких животных, раковины с побережий Аральского и Каспийского морей. Они должны были оберегать их от злых сил. Тяга к прекрасному всегда была характерна для человека. Он не только украшал себя и свою одежду, но и необходимые в быту вещи делал так, что они превращались в произведения искусства.

На реке Нура археологи нашли каменный пест со скульптурным изображением мужской головы. Мужчина имел длинный с легкой горбинкой нос с широкими ноздрями, узкий лоб с высокими надбровьями, тонкие губы, крупные уши, небольшие усы и бородку.

Среди многочисленных предметов, найденных при раскопках памятников андроновского периода, встречаются изящные изделия из кости. Мастера того времени были прекрасными косторезами. Они оставили после себя фигурки ритуального назначения, украшения, орудия труда и оружие из кости. Некоторые из них уникальны.

Ремесленники Казахстана эпохи бронзы достигли высокого мастерства в изготовлении металлических, каменных, костяных изделий и ювелирных украшений. Зергеры - это мастера-ювелиры. С древнейших времен они искусно изготавливали украшения из металла и драгоценных камней. И сегодня казахские зергеры создают великолепные изделия из золота и серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. Они выполняют очень тонкую работу и делают ожерелья (алка), подвески для кос (шолпы), браслеты и серьги, кольца и украшения головных уборов и поясов.

Строительство жилищ. В Казахстане археологи обнаружили свыше сотни поселений древних скотоводов и рудокопов. Большинство из них (II-I тыс. до н. э) состояли из одного-двух десятков землянок и полуземлянок прямоугольной и овальной формы. Для постройки жилищ древние люди копали каменными, роговыми либо бронзовыми мотыгами и кирками яму глубиной от 0,6 до 1,5 м. Вынутый грунт укладывали вдоль края землянки, защищая ее тем самым от влаги и сильных степных ветров. В лесостепных районах для строительства жилищ использовали дерево. Им укрепляли стены, делали опоры балок и стропил перекрытия. В степи и горных местах вместо дерева служил каменьплитняк. Им облицовывали и стены.

В Центральном Казахстане в XII - IX вв. до н.э. (в эпоху поздней бронзы) строили многокомнатные дома из массивных каменных блоков. Такие дома площадью 500 кв. м на поселениях Бугулы, Акбаур. Это самые большие жилища в евразийских степях в эпоху бронзы. В каждом таком доме жила большая семья, состоящая из нескольких поколений родственников.

Для обогрева комнат и приготовления пищи в доме делали очаги. В качестве топлива использовали дрова, кустарник, кизяк. Иногда прямо па полу разводили большой костер из толстых бревен.

Низкая часть дома служила сараем для содержания скота зимой. Иногда два жилища объединяли коридором и образовывали единый жилой комплекс.

Андроновские жилища были идеально приспособлены к природным условиям степных и горных районов и существовали в течение многих столетий.

Изучая андроновское жилище, ученые нашли разгадку происхождения юрты.

Юрта - это удивительное по своей простоте и гениальности передвижное жилище кочевников. Её происхождение давно интересовало ученых. Прежде считали, что юрта могла появиться как подражание бедуинскому шатру, сибирскому чуму или шалашу.

Однако при раскопках андроновских поселений Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугулы в слоях XII - IX вв. до н.э. археологи нашли круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым.

Поэтому считают, что юрта возникла в глубокой древности, а прототипом её явилось легкое круглое жилище андроновцев.

Ученые хорошо исследовали поселение Аркаим. Его можно назвать древним городом. Аркаим огорожен двумя кольцами (валами) оборонительных сооружений. Между ними находилась жилая часть, а внутри - центральная площадь. В город можно было въехать с четырех сторон. Ворота располагались на западе, северо-западе, востоке и юго-востоке. Главный вход находился на западе. Сейчас виден только разрыв в стене. Каждому входу соответствуют улицы. Они пересекали поселок и сходились на центральной площади (размером 25x25 м). Жилища Аркаима имели прямоугольную форму размером 10x30 м.

Поселение Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города.

Это, во-первых, развитая система укреплений.

Во-вторых, наличие строгого плана или даже макета, по которому строилось поселение.

В-третьих, вся территория поселения делится на несколько зон: жилую, рабочую, общественную.

В каждой из них сосредоточено либо жилье, либо производство, либо отправление религиозных обрядов, либо проведение общественных собраний.

Такие поселения выполняли роль городских центров. Они обеспечивали себя и расположенные рядом села изделиями из металла и керамики. Здесь жили многочисленные ремесленники: кузнецы, металлурги, гончары.

Рядом с древними городами возникали храмовые комплексы. Мастера-ремесленники создавали различные каменные скульптуры, которые изображали древних богов. Им поклонялись отдельные роды и семьи.

Скульптуры хранили в тайниках и приносили в храмы лишь во время религиозных празднеств.

Интересной находкой на поселениях этого времени являются глиняные кружочки с оттиснутыми на них знаками. Эти знаки, вероятно, относятся к самому началу появления письменности и характеризуют высокий уровень развития общества.