Прочтите отрывок из произведения Н. Соротокиной «Гардемарины». Ответьте, какая особенность Никиты характеризует его индивидуальность, помогает ему сформироваться как личности?
Класс
2011-2012
Решите кроссворд. В выделенных клетках (по вертикали) получится ключевое слово.
По горизонтали 1. В старину на Руси молодого человека называли…………., сейчас употребляют термин «подросток». 2. 40 тысяч лет назад появился….. современного вида. 3. Его обязан соблюдать каждый человек. 4. Нужда человека в чем – либо – это …… 5. Попасть на балл – такова была у Золушки…. 6. Объединение близких людей и кровных родственников – это …. 7. Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, называют ….. 8. Труд, игра, учение, общение – это …. 9. Делу - …., потехе – час. 10.Она присутствует не только в баснях. |
Определите обществоведческий термин.
2.1. Набор ценностей и представлений, регулирующих поведение человека – ________________.
2.2. Совокупность всех законов, существующих в государстве – _______________.
3. Установите соответствие между примерами явлений природы и достижений культуры. Ответ (соответствующие номера) запишите в таблицу.
1) земледелие
2) колокольный звон
3) цветочная поляна
4) вишневый сад
5) осенняя пора
культура | природа |
Перед вами два стихотворения. Впишите пропущенные в тексте слова. Какая мысль объединяет эти произведения?
1) Твори ________________, чтобы любя,
оно тебя нашло.
Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло.
(Низами)
2) Без ___________ смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь - это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви.
(Рудаки)
Общая мысль -____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Прочтите приведенные отрывки из произведений как древних авторов, так и современных. Ответьте на вопросы.
Прочтите отрывок из «Домостроя».
Какое качество, рассмотренное в данном отрывке, не помешает и современному хозяину?
По приходу и расход
«… И во всяком обиходе, и в лавке, и во всяком товаре, и в деньгах, и в доме, и в дворовом запасе, и в рукоделии, и в займах, и в долгах, во всем иметь сметливость и сообразительность и потому жить и держать обиход по правилу: по приходу и расход».
Ответ: _________________________________________________________________________________
Это стихотворение написал Сергей Травкин. Какому качеству человека оно посвящено?
Когда я вижу: человеку плохо, Когда я вижу: человек несчастен,
Который стоит многих из людей, Который стоит многих из людей,
То я семь раз бы взял его ненастье, То я семь раз бы взял его ненастье,
Чтоб стало ему чуточку светлей… Чтоб стало ему чуточку светлей…
И он от этого становиться всё злей,
Я б многое отдал за счастья крохи,
Чтоб стало ему чуточку светлей.
Ответ: _________________________________________________________________________________
Прочтите отрывок из произведения Н. Соротокиной «Гардемарины». Ответьте, какая особенность Никиты характеризует его индивидуальность, помогает ему сформироваться как личности?
-Жители Афин, а также Государь Алексей Михайлович в своем уложении говорят, - Никита усмехнулся, - мол, береги честь смолоду…
-Как платье снову, - тут же отозвался Саша.
- Опять вы за свое… Честь! Знать бы, что это такое!
- Я думаю… - в лице Никиты вдруг появилось задумчивое, даже растерянное слегка выражение. Алеша знал это грустное выражение и особенно любил друга в эти минуты. – Честь – это твое достоинство, как ты сам его понимаешь. И если ты видишь неуважение достоинства твоей личности, - голос Никиты зазвенел, - то это надобно пресечь! Потому что …жизнь наша принадлежит отечеству, но честь – никому!»
Ответ: _________________________________________________________________________________