Текст 7.

 

 

 

 

Первый вопрос, на котором я остановлюсь, – это вопрос о значении категории деятельности для понимания <…> психики, сознания человека.

В психологии известны два подхода к этой большой проблеме. Один из них постулирует прямую зависимость явлений сознания от тех или иных воздействий на <…> человека <…> Главная задача, на которую были направлены усилия исследователей, состояла в том, чтобы установить количественные зависимости ощущений как элементов сознания от <…> раздражителей, воздействующих на органы чувств. Таким образом, исходной для этих исследований служила следующая принципиальная схема: «раздражитель – субъективное переживание».

<…>В бихевиоризме, т.е. применительно к исследованиям поведения, этот подход выразился в знаменитой схеме «стимул – реакция» <…>

Ограниченность подхода, о котором идет речь, состоит в том, что для него существуют, с одной стороны, вещи, объекты, а с другой – пассивный, подвергающийся воздействиям субъект. Иначе говоря, подход этот отвлекается от <…> связи субъекта с предметным миром, – от его деятельности. <...>

 

Существуют многие попытки преодолеть теоретические трудности <…> рассматриваемого подхода. Так, подчеркивается, например, что эффекты внешних воздействий <…> зависят от их преломления субъектом. <…> Если подразумевается изменение внутренних состояний субъекта, то этим в сущности не вносится ничего нового. <…> На размягченном грунте будут отпечатываться следы, на слежавшемся – нет, голодное животное будет реагировать на пищу, конечно, иначе, чем сытое; а у человека, научившегося читать, полученное им письмо вызовет, конечно, другое поведение, чем у человека неграмотного. Другое дело, если <…> понимаются особенности активных со стороны субъекта процессов.

<…> это процессы, осуществляющие реальную жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всем богатстве и многообразии его форм, т. е. его деятельность. <…>

Сейчас для нас важно лишь одно: что деятельность <…> перед психологией <…> выступает как процесс, в котором порождается психическое отражение мира в голове человека, <…> а с другой стороны, как процесс, который в свою очередь сам управляется психическим отражением.

(А. Н. Леонтьев)


 

.

 

 

 

О каких двух подходах к пониманию психики, сознания человека пишет автор? Опираясь на текст, приведите по одному предложению, отражающему сущность каждого из них.

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе должны быть указаны подходы: 1) прямая зависимость сознания от тех или иных воздействий на человека (действие схемы «раздражитель – субъективное переживание»); 2) эффекты внешних воздействий зависят от их преломления субъектом, при этом имеют место активные со стороны субъекта процессы.  
Отражена сущность двух подходов
Отражена сущность одного подхода
Ответ неправильный
Максимальный балл 2

 

 

.

 

 

 

Для какого из указанных автором подходов характерна принципиальная схема: «раздражитель – субъективное переживание»? Какая психологическая теория основана на этом принципе?

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе должно быть указано: 1) данная схема характерна для первого подхода, основанного на утверждении о прямой зависимости сознания от тех или иных воздействий на человека; 2) на указанном принципе основана теория бихевиоризма.  
Названы подход и теория
Названы подход или теория
Ответ неправильный
Максимальный балл 2

 

.

 

 

 

Какой подход к пониманию психики, сознания человека разделяет автор? С опорой на текст сформулируйте любые три принципиальных положения этого подхода.

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе должно быть указано, что автор стоит на позициях зависимости эффектов внешних воздействий от активности субъекта. В качестве принципиальных положений может быть указано: 1) на зависимость психики, сознания от связи субъекта с предметным миром, – от его деятельности; 2) что деятельность выступает как процесс, в котором порождается психическое отражение мира в голове человека; 3) что деятельность в свою очередь сама управляется психическим отражением; 4) что внутренние мыслительные процессы происходят из внешних связей субъекта с предметным миром. Могут быть приведены и другие положения.  
Названы подход и три его положения
Названы подход и два его положения
Названы подход и одно его положение ИЛИ названы два-три положения
Назван подход, но не названо ни одно положение, ИЛИ названо одно положение без подхода ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 3

 

 

.

 

 

 

Автор пишет о связи психики и деятельности. С опорой на обществоведческие знания укажите три любые проявления этой связи.

 

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе может быть сказано, например: 1) познание мира, других людей, самого себя человек осуществляет в деятельности; 2) в деятельности человека происходит отражение его сознанием существующих в обществе социальных норм и формирование системы его ценностей; 3) сознание в свою очередь влияет на деятельность, в частности, «формулирует» цель, «определяет» мотивы деятельности. Могут быть названы другие проявления.  
Названы три проявления
Названы два проявления
Названо одно проявление
Ответ неправильный
Максимальный балл 3