Организация и методика анализа результатов деятельности в сегментах бизнеса как необходимая составная часть внутрихозяйственного бухгалтерского дела

В результате изучения темы студенты должны уяснить сущность сегментарной отчетности, процесс ее становления, цели и задачи сегментарной отчетности, а также способы оценки деятельности организации по сегментам.

Наиболее важной составной частью всей информационной системы акционерных обществ являются данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Финансовая отчетность позволяет получить основную экономическую информацию о предприятии, доступную для пользователей. В связи с этим возрастает уровень требований, предъявляемых к учету и составлению внешней отчетности, формам ее представления. Особую актуальность приобретает требование о дополнительном раскрытии информации деятельности коммерческих организаций, осуществляющих работу в различных географических регионах и (или) по различным направлениям хозяйственной деятельности. В российском законодательстве это требование закреплено Приказом МФ РФ от 27 января 2000 г №11н об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Данное Положение утверждено в рамках Программы перехода на Международные стандарты финансовой отчетности, поэтому основой российского стандарта по сегментарной отчетности служит соответствующий Международный стандарт «Сегментарная отчетность» (МСФО 14).

Внешняя сегментарная отчетность (отчетность по сегментам, информация по сегментам) – это часть внешней (финансовой) отчетности организации, составляемая по отчетным сегментам (направлениям) деятельности и раскрывающая о них финансовую информацию с целью обеспечения заинтересованных пользователей отчетности необходимыми данными для принятия оптимальных решений в отношении рассматриваемой организации, а также для осуществления прогнозного анализа ее будущих результатов, изменений активов и обязательств.

В свою очередь под сегментом (направлением) деятельности следует понимать деятельность по производству различных товаров или услуг или деятельность в различных географических районах, приносящую разную норму прибыли, подверженную воздействиям отличных друг от друга рисков, имеющую несхожие возможности развития и перспективы на будущее.

Цель и задачи сегментарной отчетности

Целью внешней сегментарной отчетности является представление надежной, уместной и сравнимой информации, сформированной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким отчетам об организации по основным сегментам (направлениям) ее деятельности для внешних пользователей. Из всего спектра задач, которые призвана решать сегментарная отчетность, необходимо выделить три основные:

Первая задача состоит в предоставлении информации для внешних пользователей по сегментам бизнеса компании для оценки ее деятельности.

Имея в своем распоряжении отчет по сегментам, пользователь может понять и оценить следующую информацию.

1. О составе (структуре) компании и (или) ее основных направлениях деятельности.

2. Зная состав (структуру) предприятия и его действующие сегменты, пользователь на основе данных внешней сегментарной отчетности может оценить информацию об относительной величине и рентабельности каждого рассматриваемого сегмента, его активах, доходах и расходах, изменениях за определенный период времени.

3. Не менее важную информацию из отчета по сегментам можно получить для оценки способности руководства эффективно управлять той или иной структурой предприятия, совершать прибыльные сделки и т.п.

Вторая задача внешней сегментарной отчетности состоит в представлении информации для расчета и анализа различных показателей (прибыли, убытков, реализации, выручки и т.д.) по сегментам деятельности и для компании в целом.

Третьей задачей внешней сегментарной отчетности является представление информации по сегментам деятельности для оценки различных рисков и прогнозирования будущих результатов компании.

Учитывая весь спектр задач сегментарной отчетности, следует сделать вывод о том, что предметом внешней сегментарной отчетности является финансовая и производственно-хозяйственная деятельность отчетных сегментов предприятия, отраженная финансовой информацией.

Процесс составления сегментарной отчетности включает следующие этапы:

· Определение отчетных сегментов;

· Выбор формата и содержания сегментарной отчетности в соответствии с системой методов и критериев учетной политики организации;

· Сбор и обобщение информации из регистров управленческого и финансового учета организации;

· Раскрытие информации по первичному и вторичному форматам сегментарной отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими представление информации по сегментам.

Состав информационных источников, применяемый для проведения анализа сегментарной отчетности:

1. нормативные акты;

2. публикации периодической печати, раскрывающей общие тенденции рынка;

3. комплект финансовой отчетности конкурентных организаций;

4. комплект финансовой отчетности рассматриваемого предприятия за определенные периоды.

Оценка деятельности организации на основе информации по сегментам предполагает оценку активов и обязательств сегментов. Такая оценка неотделима от оценки общего имущественного состояния предприятия, которая проводится на основе всей финансовой отчетности. Однако анализ изменения активов и обязательств на основе информации о сегментах существенно повышает ценность анализа имущественного положения предприятия и оценки эффективности использования ее активов.

Анализ информации о географических сегментах деятельности организации должен базироваться в первую очередь на использование аналитической информации о состоянии рынка, тенденциях его развития и оценки перспектив в будущем.

Для проведения факторного анализа сегментарной отчетности по сегментам необходим определенный перечень дополнительных показателей, являющимися данными управленческого учета, а следовательно представляют коммерческую тайну. Из этого следует, что проведение факторного анализа внешним пользователем ограничен и представляется возможным только для внутренних пользователей (сам анализ и его результаты также предназначены для внутреннего пользования в организации).

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие внешней сегментарной отчетности?

2. Перечислите основные цели и задачи сегментарной отчетности?

3. Что подразумевает под собой процесс составления сегментарной отчетности?

4. Раскройте состав информационных источников, которые используются для проведения анализа сегментарной отчетности?

5. Раскройте сущность оценки деятельности организации по сегментам?

6. Раскройте сущность факторного анализа сегментарной отчетности?

 

Рекомендуемая литература:

[4], [20], [27], [32], [42].