Формы и виды расходов.

Распределение расходов по уровням бюджетной системы.

Расходы бюджетов – это затраты, которые возникают у государства и муниципальных образований в связи с выполнением ими своих функций и задач.

С экономической точки зрения расходы выражают совокупность экономических отношений, на основе которых происходит процесс использования средств бюджетного фонда по различным направлениям. Эти отношения возникают между государством, как плательщиком средств, и юридическими и физическими лицами как получателями средств.

Состав расходов зависит от ряда факторов:

1. В первую очередь – от природы и функций государства.

2. От уровня социально-экономического развития страны.

3. От сложившейся системы взаимосвязей между бюджетом и экономической и социальной сферой.

4. От административно – территориального устройства государства

5. От форм предоставления бюджетных средств

Состав расходов может быть классифицирован по нескольким признакам:

1. По экономическому назначению. В зависимости от возможного воздействия на экономику страны, все расходы делятся на текущие и капитальные, а также на погашение кредитов.

2. По функциональному признаку. Определяет состав расходов по отдельным отраслям экономической и социальной сферы.

3. По ведомствам – получателям средств. Состав расходов по отдельным распорядителям.

В этих случаях состав расходов зафиксирован в бюджетных классификациях расходов.

В РФ происходит также распределение расходов по территориальному признаку между отдельными видами бюджета. В этом случае расходы распределяются между бюджетами на основе закрепленных в конституции РФ и в бюджетном кодексе РФ полномочий федеральных, региональных и местных органов власти.

В настоящее время существует два вида таких полномочий:

1. Исключительные полномочия, которые возлагаются только на один уровень государственной и местной власти. Эти полномочия определяют расходы только федерального или только региональных, или только местных бюджетов.

2. Совместные полномочия, которые исполняются всеми органами государственной и местной власти одновременно. Такие полномочия определяют расходы, которые финансируются из всех бюджетов сразу.

Исходя из этого, из федерального бюджета исключительно финансируются следующие виды расходов:

1. Обеспечение деятельности президента РФ, федерального собрания, правительства и других федеральных органов.

2. Функционирование федеральной судебной системы, национальная оборона и обеспечение безопасности государства.

3. Фундаментальные научные исследования.

4. Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики.

5. Осуществление международной деятельности.

6. Исследование и использование космоса.

7. Формирование и обслуживание федеральной собственности

8. Обслуживание и погашение государственного долга РФ.

9. Финансирование государственных внебюджетных фондов.

10. Финансовая помощь субъектам РФ.

11. Формирование федеральных материальных и финансовых резервов.

12. прочие расходы, связанные с деятельностью федеральных органов.

Из региональных бюджетов исключительно финансируются:

1. Обеспечение органов законодательной и исполнительной власти субъектом РФ.

2. Обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ.

3. Финансирование средств массовой информации субъектов РФ.

4. Формирование и обслуживание государственной собственности субъектов РФ.

Из местных бюджетов исключительно финансируются расходы:

1. На содержание органов муниципального управления

2. На содержание и развитие организаций образования, здравоохранения, культуры и других учреждении, находящихся в муниципальной собственности

3. Содержание муниципального жилищно-хозяйственного обслуживания

4. Организация транспортного обслуживание населения

5. Обеспечение противопожарной безопасности

6. Утилизация и переработка бытовых отходов

7. Обслуживание и погашение муниципального долга

8. Формирование и обслуживание муниципальной собственности.

9. прочие расходы местного значения

Значительная часть расходов совместно финансируется из бюджетов различных уровней:

1. Государственная поддержка промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи, дорожного хозяйства.

2. Обеспечение правоохранительной деятельности

3. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

4. Проектно-изыскательские работы

5. Социальная защита населения

6. Охрана и воспроизводство природных ресурсов

7. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных событий и прочие расходы.