Роль бюджета как финансовой базы социально-экономического развития государства.

Содержание и основные черты бюджета как экономической категории.

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Главной составляющей её является бюджет.

В широком смысле слова бюджет – это основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной и муниципальной власти.

Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия (слово «бюджет» от английского слова «сумка, кошелёк»), где после революции 1686-1689 г.г. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. В России первая роспись доходов и расходов была составлена в 1722 году, на следующий 1723 год.

Согласно Бюджетного Кодекса РФ (глава 1, статья 6): «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

(Т.о., бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций).

Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д. Это позволяет определить бюджет как экономическую категорию.

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в его функциях. Выделяют три функции бюджета:

1. Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).

2. Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).

3. Контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с ю\л и ф\л, займы, доходы от государственной собственности и т.д. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами в стране. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства.

Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Структура бюджетных расходов подвержена ещё более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Изменения соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства и нестабильной экономической ситуации в стране.

Контрольная функциябюджета предполагает создание условий для осуществления контроля, который отслеживает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства объективно отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Данная функция не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, а лишь позволяет отслеживать и корректировать степень и формы разумного косвенного воздействия.

Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредотачивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики. Таким образом, бюджет по существу, являясь главным звеном экономической жизни страны, в котором не только фиксируются цифры доходов и расходов, но и все параметры экономического развития.

 

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Но, с развитием общества она существенно меняется. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Несмотря на это, бюджетные средства в большей степени сосредотачиваются на решении глобальных, общенациональных задач - структурной перестройке, научно – техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т.п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.

Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.

Таким образом, через бюджет перераспределяется до 30 – 40 % национального дохода.

 

2.1. Бюджет – как инструмент финансового регулирования

В ряде исследований под термином « бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени. Этот подход характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и используется в установленном порядке; представляет собой юридически оформленный документ (т.е. имеет силу закона), где в количественном выражении отражаются процесс получения и распределения государством денежных средств. Составление и контроль за исполнением бюджета находится в исключительной компетенции государственных органов власти.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т. п. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий – возможные поступления из бюджета. Все средства, выделяемые по смете государственным бюджетным органом, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета.

Бюджет – это специфический универсальный финансовый план, т. к. его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

Исходя из вышеизложенного подхода в экономической практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.

Бюджетное регулирование – процесс распределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

Основой финансового регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня.

В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней.

 

2.2 Бюджет – как инструмент экономического стимулирования

Бюджет играет также важную роль как инструмент экономического стимулирования. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в с/х ).

Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное стимулирование предоставляет дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества.

Стимулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты, инвестиции и т.д.

Экономическое стимулирование с помощью бюджета – это одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его – поддержание стабильности экономики, обеспечение её сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное стимулирование достаточно развито в различных экономических системах. Хотя, следует отметить, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа и носит, как правило, косвенных характер.

Т.о., бюджет – это объективно обусловленное звено бюджетной системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.