Открытые транспортные задачи.

Таблица 5.11

Таблица 5.10

Таблица 5.9

Пн По В1 В2 В3 В4 Запасы αi
А1 2 15 1 4 5 7 11 6
А2 5 7 4 18 8 14 9
А3 3 4 2 11 6 7 12 13
Потребности 70=70  
βj    

 

Для определения потенциалов решим следующую систему:

Положим α1=0. Тогда β1=2; α2=3; β2=1; β3=5; α3=1; β4=11. Найденные потенциалы вносим в таблицу 5.9.

Вычисляем псевдостоимости для свободных клеток и проставляем их в левые верхние углы клеток. Выбираем свободную клетку, в которой ; например, выберем клетку (1,4). Строим цикл пересчета, проходящий через эту клетку, и произведем по нему максимально допустимый сдвиг h = 10 (в отрицательных клетках наименьшей перевозкой является х23=10). После сдвига клетка (2,3) становится свободной, а клетка (1,4) - базисной. Получаем новый опорный план, записанный в таблице 5.10.

Пн По В1 В2 В3 В4 Запасы αi
А1
-
2

5

1 4 0 7
+
6

10

А2 5 17 4 18 3 8   9 9
А3
+
8 7

7 11 6 17
-
12

3

Потребности 70=70  
βj    

Вновь строим систему потенциалов, рассчитываем псевдостоимости, строим цикл пересчета, проходящий через клетку (3,1), делаем по нему максимально допустимый сдвиг величины h=3.

Пн По В1 В2 В3 В4 Запасы αi
А1 2 2 1 4 -4 7 6
А2 5 17 4 18 -1 8   9 9
А3 4 2 11 6 17 8 12
Потребности 70=70  
βj -4    

 

После сдвига получим опорный план, записанный в таблице 5.11. Построив систему потенциалов и рассчитав псевдостоимости, видим, что для всех свободных клеток . Поэтому опорный план оптимален.

Итак, оптимальный план имеет следующий вид: х11=2; х14=13; х21=17; х22=18; х31=3; х33=17.

При этом fmln = 2•2 + 13•6 + 17•5 + 18•4 + 3•4 + 17•6 =353

 

При рассмотрении транспортной задачи (5.1 - 5.4) предполагалась справедливость равенства . Такие транспортные задачи называются закрытыми.

На практике часто возникают так называемые открытые транспортные задачи, для которых .

Если , то задача состоит в отыскании наиболее дешевого плана перевозок, при котором полностью удовлетворяются потребности пунктов назначения Вj (); при этом не все запасы пунктов отправления исчерпываются.

Если же , то потребности пунктов назначения не полностью удовлетворяются, а запасы пунктов отправления исчерпываются.

Открытая транспортная задача сводится к закрытой следующим образом.

Пусть . Введём фиктивный пункт назначения Вn+1 с потребностью .

Будем считать, что cin+1=0 при всех . После решения полученной закрытой транспортной задачи опустим перевозки в пункт Вn+1; получим оптимальный план перевозок для открытой транспортной задачи.

Аналогично, в случае справедливости неравенства вводится фиктивный пункт отправления Аm+1, и дело сводится к решению закрытой транспортной задачи.

Пример. Пусть исходные данные приведены в таблице 5.12