Основные понятия
Оглавление
Предисловие...................................................................................................... 3
Тема первая. Современный русский язык и культура речи.................. 5
1. Основные понятия курса: ЯЗЫК, СОВРЕМЕННЫЙ ЯЗЫК,
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК, КУЛЬТУРА РЕЧИ,
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.................................................................................. 5
2. Национальный язык и его разновидности .................................. 10
3. Функциональные разновидности современного русского
литературного языка.............................................................................. 12
4. Особенности устной и письменной речи ..................................... 14
5. Языковая норма и культура речи................................................... 17
Вопросы и задания к первой теме.......................................................... 30
Тема вторая. Культура речи и стилистика........................................... 32
1. Понятие СТИЛЬ в языкознании...................................................... 32
2. Стилистические пласты русской лексики.................................... 33
3. Лексическая норма и культура речи............................................. 37
Вопросы и задания ко второй теме........................................................ 41
Тема третья. Лексическая стилистика................................................... 43
1. Слово и его значение ........................................................................ 43
2. Многозначность слова. Типы полисемии ................................... 45
3. Стилистическое использование омонимов, синонимов,
антонимов.................................................................................................. 48
4. Активный и пассивный словарный запас русского
языка. Устаревшая и новая лексика................................................... 51
5. Происхождение русской лексики.
Лексика исконно-русская и заимствованная.
Освоение заимствованных слов.......................................................... 53
6. Старославянизмы и их место в русской лексике....................... 60
7. Типы фразеологизмов и их стилистическое
использование.......................................................................................... 62
Вопросы и задания к третьей теме......................................................... 66
Тема четвертая. Лексикография................................................................ 71
1. Основные типы словарей. Словари энциклопедические
и лингвистические................................................................................... 72
2. Понятие о толковом словаре........................................................... 73
3. Другие виды лингвистических словарей...................................... 76
Вопросы и задания к четвертой теме .................................................... 81
Тема пятая. Культура деловой речи........................................................ 82
1. Общая характеристика официально-делового стиля.............. 82
2. Языковые особенности официально-делового стиля .............. 83
3. Текстовые и языковые нормы документа.
Случаи нарушения грамматических норм в устной
деловой коммуникации и в языке деловых бумаг........................ 84
4. Письменная деловая речь .Типы служебных документов.
Административный речевой этикет. Язык и стиль
рекламной деловой корреспонденции........................................... 92
5. Устная деловая речь........................................................................ 102
Вопросы и задания к пятой теме.......................................................... 118
Тема шестая. Культура научной речи.................................................... 121
1. Общая характеристика научного стиля.
Подстили и жанры научных текстов.
Способы построения и методы логической
организации научного текста........................................................... 121
2. Устная научная речь.
Жанры монологические и диалогические.
Правила эффективного слушания.................................................... 129
3. Письменная научная речь.
Композиция научного текста.
Жанры первичные и вторичные....................................................... 134
Вопросы и задания к шестой теме........................................................ 138
Тема седьмая. Публицистический стиль. Язык средств
массовой информации. Культура устной публичной речи.
Основы ораторского искусства............................................................. 140
1. Общая характеристика публицистического стиля................. 140
2. Язык средств массовой информации.
Визуальные средства массовой информации
и культура речи..................................................................................... 141
3. Особенности устной публичной речи.
Ошибки в телевизионной речи.......................................................... 146
4. Основы ораторского искусства.................................................... 150
5. Ораторское выступление как разновидность
устной публичной речи...................................................................... 156
6. Качества хорошей речи.
Изобразительно-выразительные средства языка........................ 160
Вопросы и задания к седьмой теме...................................................... 169
Тема восьмая. Язык рекламы. Особенности рекламных
текстов........................................................................................................... 173
1. Реклама как особый жанр публицистики.
Реклама и СМИ. Жанры рекламных текстов................................ 173
2. Функции рекламы. Основные элементы
рекламных текстов............................................................................... 176
3. Языковые приемы, используемые в рекламе............................ 178
4. Стилистика рекламных текстов................................................... 181
5. Случаи нарушения норм в рекламных текста......................... 187
Вопросы и задания к восьмой теме..................................................... 191
Тема девятая Культура разговорной речи.......................................... 193
1. Особенности разговорной речи.................................................... 193
2. Этика речевого общения и этикетные формулы
речи. Условия эффективной коммуникации................................. 198
3. Невербальные средства общения................................................ 204
Вопросы и задания к девятой теме...................................................... 208
Литература.................................................................................................... 211
Словари и справочники........................................................................... 212
Св. план 2008 г., поз.
Серпикова Марина Борисовна
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебное пособие
Подписано в печать Формат 60х 84⁄16 Тираж 300 экз.
Усл. - печ. л. – 13,5 Заказ №
127994, Москва А-55, ул. Образцова, 15.
Типография МИИТа
* Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 247.
* Более подробно вопросы, связанные с этикой речевого общения и этикетными формулами речи, будут рассмотрены в теме девятой наст. пособия.
* О языке современной молодежи см. стр. 196 наст. пособия.
* Более подробно познакомиться с нормами литературного произношения можно в кн. Р.И. Аванесова «Русское литературное произношение». Для практического использования можно также порекомендовать книгу И.Б. Голуб и Д.Э. Розенталя «Секреты хорошей речи» и «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы» под редакцией Р.И. Аванесова.
* Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., «Просвещение», 1977. – С. 49-50.
* Более подробно об этом см. на с. 162 - 163 наст. пособия.
* Образцы управленческих документов, их реквизиты, т.е. обязательные информационные элементы (автор, дата и т.п.), их композиция и оформление закреплены в государственном стандарте «Организационно-распорядительная документация. Основные положения». – М.: Главархив, 1975. Кроме того, с правилами составления и оформления документов можно познакомиться в следующих пособиях: Дерябина А.С. «Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «Деловые бумаги и правила их составления». – М.: МИИТ, 1998; Дерябина А.С. «Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «Деловая переписка». – М.: МИИТ, 1997; Скорикова Т.П. «Методические разработки к практическим занятиям по обучению коммерческому письму». – М.: МИИТ, 1998.
* Более подробно о ведении телефонных переговоров можно прочитать в пособии Акишиной А.А., Акишиной Т.Е. « Этикет русского телефонного разговора». -М., 1990.
* Более подробно познакомиться с правилами оформления научного текста, особенностями научного стиля речи в его письменной и устной разновидностях можно в методическом пособии Т.П. Скориковой «Основы культуры научной речи. Методические материалы по спецкурсу». - М.: МИИТ, 2000 и в книге А.К. Демидовой «Пособие по русскому языку. Научный стиль. Оформление научной работы». – М.: Русский язык, 1991.
* Более подробно о невербальных средствах общения см. на с. 204 наст. пособия.
* Понятие «слоган» (sluagh-ghairm) восходит к галльскому языку и означает «боевой клич». В 1860 году понятие «слоган» было впервые использовано в современном значении рекламного лозунга, индивидуального девиза конкретной фирмы. Назначение девиза – побуждать к действию. Первоначальное значение слова – «боевой клич» - очень точно и весьма образно отражает сущность этой рекламной константы: пленить покупателя и уничтожить конкурентов.
Совокупность взаимосвязанных функциональных элементов, образуют систему управления.
Система должна быть способной реализовывать поставленные цели.
В теории управления функциональный элемент рассматривается как преобразователь входа в переменную выхода.
Под управлением понимается совокупность операций по организации некоего процесса для достижения определённых целей.
Под термином операция в системе управления понимается получение информации, ее обработка с целью получения решения, обеспечивающего достижение поставленных целей.
Если все операции осуществимы без участия человека с использованием только функциональных элементов, тол оно (управление) называется автоматическим.
Обычно целью управления является изменение во времени по определенному закону выхода объекта управления.