Основные понятия стоимости проекта. Понятие бюджета

В программной среде Microsoft Project 2003

Тема 13. Контроль и анализ выполнения плана проекта

 

Цели и задачи:

- освоить понятия, связанные с бюджетом проекта и формами его представления;

- понять суть финансовых показателей, используемых в фазе реализации проекта;

- научиться использовать при контроле стоимости проекта метод освоенного объема и проводить анализ финансовых показателей.

 

Содержание

14.1. Основные понятия стоимости проекта. Понятие бюджета

14.2. Методы контроля стоимости

14.3. Основные финансовые показатели метода освоенного объема

14.4. Методика анализа финансовых показателей выполняемого проекта

 

 

Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей всех видов ресурсов проекта и временем выполнения работ.

Бюджет – документ в идее реестра планируемых расходов и доходов с распределением по статьям на соответствующий период времени.

Структура статей затрат проекта включает прямые затраты, структурируемые в соответствии со структурой разбиения работ и другие затраты, например накладные раcходы.

Прямые затраты: зарплата, расходы на материалы и оборудование, командировочные расходы.

Накладные расходы: расходы на аренду помещения и амортизацию, расходы на содержание административного и вспомогательного персонала.

Смета проекта – затратная составляющая бюджета.

Бюджетирование – определение стоимости выполняемых по проекту работ, т.е. это планирование стоимости.

 

Процесс формирования бюджета включает:

· распределение затрат и доходов по видам работ,

· статьям затрат,

· по времени выполнения работ,

· по центрам затрат и доходов и пр.

Бюджет может быть сформирован как в рамках бухгалтерского плана счетов, так и в рамках специально разработанного плана счетов управленческого учета.

В зависимости от стадии жизненного цикла проекта бюджеты могут быть:

· предварительными (фаза прединвестиционного проектирования),

· утвержденными (официальными),

· фактическими (текущими, корректируемыми)

Форма представления бюджета зависит от:

· цели создания документа,

· потребителя, интересующегося информацией,

· сложившихся стандартов в компании.

Форма представления бюджета может быть в виде:

· календарного плана затрат и доходов,

· матрицы распределения затрат и доходов по работам, по ресурсам, по центрам ответственности и пр.

· диаграмм.

 

Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета.

При управлении стоимостью в фазе реализации проекта первостепенной задачей становится контроль за сметой проекта.

 

Затраты определяют стоимостные характеристики проекта и не оказывают влияния на его длительность.

С позиций планирования проекта на компьютере важно знать способ определения (вычисления или задания) затрат и их назначения работам. Это позволяет выделить четыре вида затрат:

 

1. Разовые затраты –сумма денежных средств, выделяемых для выполнения отдельной работы. Их величина не зависит от длительности или трудоемкости ее выполнения.

 

 

2. Полные расходы – определяются умножением удельной стоимости на количество назначенных работе единиц компонента.

Удельная стоимость – стоимость единицы компонента (продукции, комплектующих, материала, сырья и т.п.)

 

 

3. Общие повременные затраты – определяются умножением повременной платы на длительность и процент использования ресурса.

Повременная плата – плата за пользование в единицу времени материальными или трудовыми ресурсами (аренда помещений, повременная оплата труда персонала, пользование банковским кредитом и т.п.)

 

 

4. Заработная плата определяется окладом, повременной оплатой, сверхурочными