Общая характеристика нововведений в бюджетном учете

Методологические и правовые основы современной системы бюджетного учета

Методология современной системы бюджетного учета и от­четности в бюджетном секторе экономики России изложена в Руководстве по статистике государственных финансов,разработанном МВФ. Этот документ гармонизирует правила бюджетного учета с ком­мерческим учетом, где используются метод начислений и два стержневых понятия: потоки и запасы.

Потокамияв­ляется денежное выражение экономических и хозяйствен­ных мероприятий или событий, возникающих в процессе взаимодействия между двумя экономическими партнера­ми или внутри отдельного субъекта хозяйствования в течение определенного периода, например отчетного.

Потоки влияют на изменение состава, объема, стоимости активов и обязательств, чистой стоимости активов, т.е. запасов.Стоимость запаса на конец года равна его стоимости на на­чало года с учетом стоимости прироста или выбытия в те­чение этого периода.

Потоки принято называть операциями, учет которых осу­ществляется по принципу двойной записи по дебету и кре­диту. По дебету отражаются увеличение актива, уменьше­ние обязательства, уменьшение чистой стоимости активов, а по кредиту — наоборот. Использование двойной записи гарантирует безошибочное выполнение тождества в балан­се активов и пассивов.

Метод начисленияприменяется в бухгалтерском учете коммерческого сектора экономики. Активы относятся на расходы по мере их использования пропорционально в течение всего срока полезной службы. При этом методе доходами являются поступления, кото­рые увеличивают чистую стоимость активов и отражают­ся по кредиту, а расходами — выбытия, уменьшающие чи­стую стоимость активов, что отражается по дебету. Помимо того формируются данные об остатках финансовых и не­финансовых активов, остатках обязательств.

Преимущества метода начислений для бюджетного сек­тора заключаются в том, что он позволяет сформировать результат финансовой деятельности как отдельной ин­ституциональной единицы, так и государств в целом.Сводный результат деятельности, отраженный в балансе ак­тивов и пассивов, представляет собой прирост благосостоя­ния в бюджетной сфере, что показано на схеме ниже.

Формирование результатов деятельности в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение составляет полный комплект от­четности, включая баланс активов, обязательств и чистой стоимости активов, который позволяют производить международные сравнения идентичных показателей.

Бюджетный учетпредставляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефи­нансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обя­зательств. Требования бюджетного учета едины.

Функциямибюджетного учета, так же как и бухгалтер­ского учета в целом, являются следующие: контрольная, аналитическая и информационная.

Задачи учета таковы: формирование полной и достовер­ной информации о состоянии и движении активов и обяза­тельств учреждений, о финансовых результатах их деятель­ности; обеспечение контроля за соответствием операций законодательству РФ, а также за состоянием и движением активов и выполнением обязательств; обеспечение внут­ренних и внешних пользователей отчетными данными о со­стоянии активов и обязательств.

Объектыбюджетного учета:

— нефинансовые активы: основные средства, немате­риальные и непроизведенные активы, материаль­ные запасы, амортизация, вложения в нефинансо­вые активы;

— финансовые активы: денежные средства на банков­ских (лицевых) счетах, финансовые вложения, рас­четы с дебиторами, расчеты по недостачам, расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующи­ми исполнение бюджета;

— обязательства: расчеты с кредиторами, расчеты по пла­тежам из бюджета с органами, организующими испол­нение бюджета, внутренние расчеты между главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; расчеты по кассовым поступле­ниям и выбытиям;

— финансовый результат;

— бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обяза­тельств, принятые бюджетные обязательства.

К числу субъектовбюджетного учета, с которыми при­ходится взаимодействовать бюджетным учреждениям, относятся:

— органы, осуществляющие кассовое обслуживание ис­полнения бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы РФ;

— органы, организующие исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы;

— бюджетные учреждения — получатели средств бюд­жетов всех уровней, включая главных распорядите­лей и распорядителей средств бюджета.

Совокупность приемов и способов, используемых для от­ражения объектов учета в определенной последовательности, называется методомучета, включающим в себя: докумен­тирование фактов финансово-хозяйственной деятельности; инвентаризацию имущества и обязательств; оценку имущества и калькулирование себестоимости работ, услуг и про­дукции; использование двойной записи по счетам учета; формирование бюджетной отчетности. Бюджетный учет строится на основе:

— использования единого Плана счетов бюджетно­го учета;

— корреспонденции счетов бюджетного учета по дебе­ту и кредиту;

— использования как кассового методатак и метода начислений;

— интеграции Плана счетов бюджетного учета с бюджет­ной классификацией РФ.

В соответствии с БК РФ все бюджетные учреждения долж­ны вести учет по унифицированным формам бюджетной до­кументации и представлять бюджетную отчетность в едином порядке, установленном на федеральном уровне. Статьей 165 БК РФ определено, что Минфин России устанавливает единый План счетов бюджетного учета, единую методоло­гию бюджетного учета и отчетности об исполнении бюдже­тов бюджетной системы РФ.

Единый порядок ведения бюджетного учета включает применение:

— стандартного Плана счетов;

— журнально-ордерной формы ведения бюджетного учета;

— обязательных форм первичных учетных документов и регистров учета;

— рекомендуемых регистров бюджетного учета (кон­кретные формы утверждают финансовые органы каж­дого региона и каждого муниципалитета для бюджет­ных учреждений);

— единых методов оценки активов и обязательств;

— единой обязательной для применения корреспонден­ции счетов по бухгалтерским операциям.

Таким образом, некоторое сближение бюджетного уче­та и бухгалтерского учета в коммерческом секторе очевид­но, однако есть и существенные различия:

1) на коммерческие организации не распространяются нормы БК РФ;

2) бюджетные учреждения не применяют в своей деятель­ности Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), обя­зательные для большинства коммерческих фирм;

3) коммерческий учет и бюджетный учет ведутся по раз­ным инструкциям Минфина России и разным Планам счетов.