Основные формы международных экономических отношений.

Теории международного разделения труда.

Первыми рассмотрели МХ меркантилисты, считавшие, что обогащение государства возможно только в международном обмене товарами за счет неэквивалентного обмена.

А. Смит критиковал меркантилистов, объяснив природу МРТ как естественное развитие разделения труда внутри отдельной страны.

Смит полагал, что экономика каждого государства должна специализироваться на производстве тех товаров, изготовление которых наиболее эффективно. Государства обмениваются товарами, дополнительно полученными в результате специализации, и получают от этого выгоду в виде роста потребления в каждой стране и возрастания богатства общества.

Д.Рикардо предложил свою теор. модель МРТ – концепцию сравнительных издержек, описывающую участие в международной торговле стран, не располагающих абсолютным – по производительности труда – преимуществом в выпуске той или иной продукции.

Рикардо считал, что если одна из двух стран может производить определенные виды товаров дешевле (в пересчете на рабочее время или на все задействованные ресурсы) чем другая страна, то взаимная выгода от внешней торговли очевидна.

Механизм сравнительных преимуществ состоит в том, что до тех пор, пока между двумя странами будут существовать различия в относительной эффективности производства различных товаров, даже бедная страна сможет получить сравнительное преимущество в отношении тех товаров, производство которых для неё относительно эффективно.

В соответствии с законом сравнительных издержек Д. Рикардо, национальная экономика должна специализироваться на производстве товаров, абсолютные издержки производства которых могут быть даже выше, чем у других стран, но ниже относительных. То есть производить нужно товары, которые обходятся дешевле, чем импортируемые, а ввозить нужно товары, производство которых обходится дороже.

Принцип сравнительных преимуществ состоит в следующем: совокупный обмен выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производить та страна, в которой ниже вменённые издержки производства данного товара.

Принцип сравнительных преимуществ действует только при рынке свободной конкуренции.

Шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин адаптировали теорию сравнительных издержек к современной экономике. Страны по-разному обеспечены трудом и капиталом, следовательно, т.е. в одной относительно избыточен труд, а в другой – капитал. Согласно их теории, страны, в которых относительно избыточен труд, будут специализироваться на производстве трудоёмких товаров, а в которых избыток (по сравнению с другими странами) капитала – на производстве капиталоёмких товаров.

Это возможно лишь в условиях свободной конкуренции, но в реальной действительности фритредерство (свободная торговля) и протекционизм (политика поддержки национальных производителей) – теоретически исключающие друг друга методы государственного воздействия на МЭО – действуют в сложной взаимосвязи.

Дж. М. Кейнс применил свои идеи к практике экономической интеграции, предложив правительствам применять меры воздействия на национальную экономику: ограничить импорт, субсидировать экспорт, чтобы вывоз товаров по низким (демпинговым) ценам обеспечил захват рынков → ­объема производства → ¯безработицы → ­совокупного спроса.

В посткейнсианстве разработана концепция негативной и позитивной интеграции. Негативная интеграция - постепенная ликвидация монополистических и административных барьеров (напр., таможенных ограничений), мешающих свободному движению факторов пр-ва.

Позитивная интеграция - принятие единой внешнеэкономической политики государств, координирующей основные задачи в сфере экономики.

Интеграционные процессы становятся позитивными по мере передачи функций национального государства в ведение наднациональных органов.

Я. Тинберген выдвинул идею создания мирового правительства, осуществляющего контроль за политикой занятости и миграцией рабочей силы, регулирование международной торговли, конвертируемости валют и т.д.

В 80-е годы Н. Калдор разработал концепцию «экономического роста, ведомого экспортом». Он предлагал ограничить потребление, чтобы высвободить ресурсы для накопления, а рост накопления обеспечивается благодаря росту зарубежного спроса на отечественную продукцию. Он приводил пример быстрорастущих стран (Японии, Южной Кореи, Тайваня, Китая).

Ф. Криппс считал, что правительство страны должно заключать плановые соглашения с наиболее значительными государственными и частными компаниями. Соглашения, включающие поощрительные и карательные меры, позволят направлять деятельность компаний в русло госуд. интересов.

Мерами такого рода он считает выборочное субсидирование производителей, предоставление налоговых льгот, введение систем лицензирования импорта и т.д.

Представитель институционального направления Дж. Вейллер выделил три этапа интеграции:

- создаются национ. органы для координации и межнационального регулирования с целью нахождения наиболее приемлемых и эффективных форм сотрудничества;

- участвующие в интеграции страны унифицируют свою внешнеэкономическую политику, исходя из глобальных интересов;

- создается свободная от всех ограничений зона МЭО.

 

Надгосударственные институты рассматриваются ими как как институциональные условия для свободной конкуренции, обмена товарами, перелива капиталов, рабочей силы и др. факторов пр-ва.

Сегодняшний опыт ЕЭС показывает усиление значимости и растущее влияние межнац. институтов, которые коррумпируют и жестко регулируют процесс интеграции.

Институционалисты продвигали модель мирового правительства как центрального института глобальной власти, устанавливаемой мирным путем либо принуждением.

О. Тоффлер считал, что «национальное государство не может более справляться с проблемами, вызывающими сдвиги к сверхиндустриализму», поэтому создание мирового правительства - естественный результат МРТ. Только оно способно устранить анархию рынка, особенно опасную в глобальном масштабе.

МЭО начинаются с мировой торговли. На мануфактурной стадии развития обществ. пр-ва (XVI век) возник мировой рынок.

Мировой рынок - производное от внутренних рынков стран и оказывает активное обратное влияние на макроэкономику национальных хозяйственных систем.

Современное МХ характеризуется усилением связей и взаимодействия между различными странами: «промышленно развитыми» и «новыми индустриальными»; «высокодоходными», экспортирующими сырье и энергоносители; наименее развитыми и бедными (развивающимися).

Конъюнктура мирового рынка складывается под воздействием мирового спроса, мировых цен и мирового предложения, испытывает влияние циклических колебаний, воздействие монополии и конкуренции.

Соотношение объемов импорта и экспорта, взятых в денежном выражении, составляет платежный баланс государства.

Степень вовлеченности экономики страны в мирохозяйственные связи («открытость») оценивается двумя показателями: 1) объем экспорта на душу населения и 2) экспортная квота - отношение стоимости экспорта к стоимости валового национального продукта (ВНП).

В настоящее время МЭО реализуются в следующих основных формах:

1) международная торговля товарами и услугами (импорт - приобретение товаров и услуг в другой стране, и экспорт - продажа товаров и услуг в другие страны);

2) вывоз капитала (размещение денег и ценных бумаг одной страны в финансовых институтах другой страны).

Капитал вывозится в виде:

- прямых инвестиций - вложения капитала в зарубежные предприятия, обеспечивающие инвестору контроль (не менее 20-25% акционерного капитала компании);

- портфельных инвестиций - покупка ценных бумаг иностранных компаний;

- ссудного капитала - предоставление иностранным компаниям, банкам, гос. структурам кредитов в денежной и товарной форме с целью получения прибыли из-за выгодной нормы ссудного процента.

3) международная миграция рабочей силы - перемещение работников, связанное с поиском занятости в других странах, получением более высоких доходов, лучшими перспективами социального, профессионального продвижения;

4) создание совместных предприятий - объединение денежных средств, технологий, управленческого опыта, ресурсов разных стран для ведения общей хозяйственной деятельности.

5) международное научно-техническое сотрудничество - обмен результатами научных исследований и разработок, инновациями. Осуществляется путем обмена информацией, учеными и специалистами, проведением научно-исследовательских работ и разработкой научно-технических проектов и др.

Информационно-коммуникационные технологии увеличивают взаимозависимость национальных экономик.