Этап - экономические воззрения в древневосточном мире
Возникновение и этапы развития ЭТ.
Взаимосвязь экономической науки и хозяйственной практики.
Экономика как хозяйство – это экономическая практика.
Экономика как наука – это идеальное обобщение хозяйствования, результат мышления, познания законов и закономерностей развития экон. практики.
ЭН – не точная, лишь около 40% ее проблем/задач решаются с помощью математики (количественными, цифровыми расчетами). Остальные задачи, а их большинство, носят преимущественно качественный характер, и называются неформализуемыми.
Причина этого – объектом изучения ЭН являются не только физические объекты, поддающиеся количественному измерению и описанию, но и биологическая природа, а также главная фигура экономики - человек, люди, чьи экон. действия не поддаются цифровому измерению. ЭН трудно просчитать и политические факторы, оказывающие сильное влияние на хозяйственную деятельность.
ЭН и практика находятся в диалектической взаимосвязи: практика – момент первичный, ведущий, а наука – вторичный, но оказывающий активное обратное влияние на практику.
Наука была порождена потребностями практики, задачами ее изучения и обобщения, поиска путей повышения эффективности хозяйства.
ЭН позволяет понять происходящие хозяйственные процессы и выработать грамотные решения, но без связи с практикой теряет ценность.
Практика рождает потребность в теоретических исследованиях, дает пищу для научного анализа и дает оценку любой теории, выступая при этом как критерий истинности теоретических положений.
Критерии выделения этапов ЭТ/появления новых учений:
• главные социально-экономические и политические проблемы своего времени;
• появление крупных мыслителей;
• собственная логика развития ЭТ, степень ее системности и сила аналитического аппарата (например, понимание природы и причин богатства, сущности и функции денег, места и роли государства, и т.п.).
Древние цивилизации, античная эпоха (IV тысячелетие до н.э. — V в. н.э.), и средневековье, вплоть до конца XVII в.
Причины возникновения первых государств: благоприятные природные условия ® эффективное ведение хозяйства ® появление прибавочного продукта ® частной собственности ® государства.
Кроме того, появление прибавочного продукта способствовало развитию разделения труда, появлению ремесел, выделению привилегированных каст - жрецов и управителей.
Существовали товарно-денежные отношения и специфический товар - рабы.
Экон. мысль возникает как отражение интересов класса - носителя письменной культуры.
Интересы заключались в создании условий для получения прибавочного продукта, а данная проблема имеет как экон. так и правовое содержание, поэтому экон. мысль Древнего мира недифференцирована от правовой и религиозной.
Рассматривались следующие проблемы хозяйствования:
- рабство,
- значение и судьба общины,
- соотношение натурального и товарного хозяйства,
- экономическая роль государства.
Древнейшие произведения, содержащие и экон. проблемы:
• «Книга Кемит», «Поучение Ахтоя своему сыну Пиопи» и «Речение Ипусера» (Древний Египет),
• кодекс царя Хаммурапи (Вавилон),
• «Артхашастра» (Древняя Индия).
В античном мире - древней Греции и Риме рабовладельческие отношения доминировали над общинными, были широко развиты товарно-денежные отношения, быстро росли города как центры торговли и ремесла, основной экономической ячейкой было частное рабовладельческое хозяйство.
Эти явления и отражались в экономической мысли Древней Греции.
Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.)в трактате «Экономика» впервые вводит этот термин как название новой науки.
К экон. проблемам он отнес:
• натуральное и товарное хозяйство,
• противоположность между умственным и физическим трудом,
• разделение труда и зависимость степени разделения труда от размеров рынка.
В работе «Доходы города Афин» Ксенофонт впервые в мировой науке провел теоретический анализ денег, рассмотрел две стороны сущности денег:
• деньги как товар и
• деньги как всеобщее воплощение общественного богатства.
Платон (428-348 гг. до н.э.)в произведениях «Государство» и «Законы» изложил свое представление о естественном состоянии экономики:
• частная собственность должна быть только у лиц, не способных к политической деятельности - ремесленников, земледельцев, торговцев;
• земля должна принадлежать государству и сдаваться в пользование;
• запретить роскошный образ жизни, иметь золото и серебро, заниматься ростовщичеством;
• рабство естественно, но с рабами нужно обращаться гуманно;
• цены должны регулироваться государством.