Этап - экономические воззрения в древневосточном мире

Возникновение и этапы развития ЭТ.

Взаимосвязь экономической науки и хозяйственной практики.

Экономика как хозяйство – это экономическая практика.

Экономика как наука – это идеальное обобщение хозяйствования, результат мышления, познания законов и закономерностей развития экон. практики.

ЭН – не точная, лишь около 40% ее проблем/задач решаются с помощью математики (количественными, цифровыми расчетами). Остальные задачи, а их большинство, носят преимущественно качественный характер, и называются неформализуемыми.

Причина этого – объектом изучения ЭН являются не только физические объекты, поддающиеся количественному измерению и описанию, но и биологическая природа, а также главная фигура экономики - человек, люди, чьи экон. действия не поддаются цифровому измерению. ЭН трудно просчитать и политические факторы, оказывающие сильное влияние на хозяйственную деятельность.

ЭН и практика находятся в диалектической взаимосвязи: практика – момент первичный, ведущий, а наука – вторичный, но оказывающий активное обратное влияние на практику.

Наука была порождена потребностями практики, задачами ее изучения и обобщения, поиска путей повышения эффективности хозяйства.

ЭН позволяет понять происходящие хозяйственные процессы и выработать грамотные решения, но без связи с практикой теряет ценность.

Практика рождает потребность в теоретических исследованиях, дает пищу для научного анализа и дает оценку любой теории, выступая при этом как критерий истинности теоретических положений.

Критерии выделения этапов ЭТ/появления новых учений:

• главные социально-экономические и политические проблемы своего времени;

• появление крупных мыслителей;

• собственная логика развития ЭТ, степень ее системности и сила аналитического аппарата (например, понимание природы и причин богатства, сущности и функции денег, места и роли государства, и т.п.).

Древние цивилизации, античная эпоха (IV тысячелетие до н.э. — V в. н.э.), и средне­вековье, вплоть до конца XVII в.

Причины возникновения первых государств: благоприятные природные условия ® эффективное ведение хозяйства ® появление прибавочного продукта ® частной собственности ® государства.

Кроме того, появление прибавочного продукта способствовало развитию разделения труда, появлению ремесел, выделению привилегированных каст - жрецов и управителей.

Существовали товарно-денежные отношения и специфический товар - рабы.

Экон. мысль возникает как отражение интересов класса - носителя письменной культуры.

Интересы заключались в создании условий для получения прибавочного продукта, а данная проблема имеет как экон. так и правовое содержание, поэтому экон. мысль Древнего мира недифференцирована от правовой и религиозной.

Рассматривались следующие проблемы хозяйствования:

- рабство,

- значение и судьба общины,

- соотношение натурального и товарного хозяйства,

- экономическая роль государства.

Древнейшие произведения, содержащие и экон. проблемы:

• «Книга Кемит», «Поучение Ахтоя своему сыну Пиопи» и «Речение Ипусера» (Древний Египет),

• кодекс царя Хаммурапи (Вавилон),

• «Артхашастра» (Древняя Индия).

В античном мире - древней Греции и Риме рабовладельческие отношения доминировали над общинными, были широко развиты товарно-денежные отношения, быстро росли города как центры торговли и ремесла, основной экономической ячейкой было частное рабовладельческое хозяйство.

Эти явления и отражались в экономической мысли Древней Греции.

Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.)в трактате «Экономика» впервые вводит этот термин как название новой науки.

К экон. проблемам он отнес:

• натуральное и товарное хозяйство,

• противоположность между умственным и физическим трудом,

• разделение труда и зависимость степени разделения труда от размеров рынка.

В работе «Доходы города Афин» Ксенофонт впервые в мировой науке провел теоретический анализ денег, рассмотрел две стороны сущности денег:

• деньги как товар и

• деньги как всеобщее воплощение общественного богатства.

Платон (428-348 гг. до н.э.)в произведениях «Государство» и «Законы» изложил свое представление о естественном состоянии экономики:

• частная собственность должна быть только у лиц, не способных к политической деятельности - ремесленников, земледельцев, торговцев;

• земля должна принадлежать государству и сдаваться в пользование;

• запретить роскошный образ жизни, иметь золото и серебро, заниматься ростовщичеством;

• рабство естественно, но с рабами нужно обращаться гуманно;

• цены должны регулироваться государством.