Инновации и инновационная политика предприятия
Подготовка и освоение нового производства
Термин "инновация" появился в отечественной экономике в связи с переходом к рынку. До этого существовало понятие "внедрение достижений НТП".Качественное совершенствование производства осуществляется в форме нововведений. Область науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, выработку инновационных решений – называют инноватика.
Инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок в производственный процесс. Инновация - есть конечный результат инновационной деятельности, получившей реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (технологического процесса), реализуемого на рынке.
Классификация инноваций:
По степени новизны выделяют:
Базисные инновации (реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники);
Улучшающие (связаны с внедрением мелких и средних изобретений);
Псевдоинновации (направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии);
По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируются на:
потребительские;
инвестиционные;
По степени сложности:
простые;
синтетические;
По причинам возникновения:
реактивные (направлены на выживание фирмы, они появляются, как правило, как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами);
стратегические (носят упреждающий характер и направлены на получение конкурентных преимуществ в перспективе);
По характеру применения различают:
продуктовые инновации (направлены на производство и использование новых продуктов и услуг);
рыночные (открывающие новые сферы применения уже известных продуктов и услуг и позволяющие реализовать потребности в них на новых рынках);
инновации–процессы (нацелены на новые технологии, организацию процесса и управление);
социальные инновации (ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур).
Понятие "инновация" может применяться только к тем новшествам, затраты на создание и внедрение которых окупаются в нормативные сроки. При этом период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называется жизненным циклом инноваций. Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций (самофинансирование, заемные средства, привлечённые источники и др.). Инвестиционная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий (что в настоящее время в РФ составляет лишь 3% от общего выпуска). Причем инновации - это не только производство новых продуктов и внедрение новых технологий, но и новые сферы управления, маркетинговые инструменты. Обновление продукции увеличивает вероятность получения предприятием добавочной прибыли (научно технической ренты).