Особенности физиологического и психологического развития детей младшего (7 – 10 лет), среднего (11 - 13) и старшего (14 – 17 лет) школьного возраста

Физиологические особенности (Рост и развитие) Психологические особенности (Особенности поведения) На практике
Младший школьный возраст 7-9 лет
Костно-мышечный аппарат отличается большой гибкостью. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те которые требуют точности. В этот период происходит активное созревание организма, что существенно повышает физическую выносливость ребенка. Активность высокая утомляемость. Их работоспособность падает через 25-30 минут занятия.   Неумение концентрировать на чем-то одном. (постоянны случаи, когда они не справляются с поставленными заданиями, поскольку не смогли усвоить их сути и поэтому быстро утратили к ним свой первоначальный интерес или просто забыли выполнить их в срок.)   Повешенная эмоциональность и восприимчивость . Непосредственность Высокий авторитет вожатого. (ребенок будет слушаться только потому что вы старше). Роль вожатого – мама, папа.   Ведущая деятельность – игра. Важно научиться принимать правила и играть по правилам.   Ведущие потребности: v обучение. v иметь собственность. v быть самостоятельным. v различать, что такое хорошо, что такое плохо. v иметь друзей и умение дружить. v Удовлетворение любопытства   Самый младший отряд - «люди, активно овладевающие навыками межличностного общения. Они, как правило, очень хотят и стремятся завязать дружескиотношения, общаться со своими товарищами» Но каких-то навыков у этих детей еще пока нет. (в детский сад ходили немногие, общение вне семья – только собственный класс).   друзья – это, прежде всего, те дети, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется внешними причинами: ребенок сидит за одним столом, спит на соседней кровати и так далее, то есть близость определяется в основном объективными (независящими от него), внешними факторами.   Постоянная смена активности. (40 минут – максимум времени концентрации внимания) При получении задания – попросить ребенка тут же повторить, и предложить спланировать свои действия + постоянный контроль и напоминание. При выполнении любого вида деятельности - обозначить цель с самого начала, после – дробление цели на задачи и конкретные операции. Для того, чтобы оформить уголок. Сначала, рисуем газету, потом собираем конвертики, потом….у каждого действия - конкретный результат необходимо зафиксировать.     Роль вожатого – организация быта ребенка. Очень важно!!! Многие дети в лагере впервые. Важный этап – знакомство с правилами. (гигиена, заплетенные косички, чистота в комнатах, следить, чтобы никто не поранился – безопасность детей) Любое педагогическое воздействие – через игру. Легенды – сказки.   Наиболее подходящие игры – подвижные игры, игры- кричалки, ролевые игры.   Общение происходит посредством взрослого. Вожатый – не только организатор игр. Его оценки очень важны для детей. Так как представления о себе еще не сформированы, поэтому пользуются чужими. Резкие замечания – повод, для обиды. Похвала чрезмерная – повод для зависти со стороны других.  

 

 

Практическое задание:

Ситуация в отряде: отряд узнал легенду про Пиковую даму (белую девочку или другую срашилку),

среди детей паника, что сегодня ночью Пиковая дама появится и (различные варианты печальных концов, которые могут произойти).

Задание - разработать варианты, как успокоить детей.

Физиологические особенности (Рост и развитие) Психологические особенности (Особенности поведения) на практике
Средний школьный возраст 10-13 лет
Рост девочек опережает рост мальчиков. Быстрый рост мускулатуры.     Не пропорциональность роста   Начинается процесс поло­вого созревания (сначала у девочек, потом - у мальчиков), учащается сер­дцебиение, учащается головная боль, повышается раздражительность, по­является неуступчивость, проявляется повышенное стремление к спорам, происходит ускорение темпов развития скелета, рук, ног, центральная не­рвная система отличается повышенной возбудимостью.   Дети среднего возраста бурно проявляют эмоции, склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями, стремятся испытать себя.   Девочки - более спокойны, рассудительны, послушны, любят обще­ственные дела. Мальчики - энергичны, непоседливы, более эмоциональны, чаще ук­лоняются от общественных дел, настойчиво ищут пример для подражания. Особенности поведения: агрессивность у мальчиков, подчи­ненность у девочек; энергичны, быстры в действии, настойчивы, облада­ют энтузиазмом, часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности, стремятся к большой двигательной активности, любят мас­совые игры, шумные, спорят, влюбчивы, боятся поражения, чувствитель­ны к критике, интересы постоянно изменяются, комфортнее чувствуют себя в микрогруппе, мальчики любят играть с мальчиками, девочки — с девочками, часто стремятся к соперничеству, начало осознания мораль­ных устоев, интерес и любопытство ко всему вокруг, стремятся к незави­симости вне семьи.   Стремление к большой мускульной активности.   Большая физическая активность. (обожают, бегать друг за другом, толкаться и пр.) Физические навыки оказывают большое влияние на отношение к ребенку со стороны сверстников. Неуклюжесть, неумение рассчитать свои силы и пр.   На первое место выходят их сверстники. Групповое поведение объединение. Причастность к определенной группе – тусовке – самое важное. Настроены больше на действия, нежели на размышления. Ведущие потребности: - быть принятым в группе сверстников. - коллективные действия и игры, формирование навыков сотрудничества. - иметь кумиров, идеалов для подражания. - знаний об особенностях своей личности. - появляется интерес к противоположному полу.   Кумир - пример для подражания. Приверженность субкультурам.   не стоит скупиться на поощ­рение и похвалу, используйте всю активность тела ребенка, играйте с ними в спортивные игры, чаще предоставляйте время для занятий по интересам, разумно отвечайте на их вопросы.     Постоянная смена видов активности.     Лучше мотивировать соревновательностью. Игры соревновательные. (Например, покажем, что мы лучшие!) игра должна быть насто­ящая, не имитационная (настоящий поход, настоящий спектакль, настоя­щее путешествие); подвижные игры должны быть без излишних эмоцио­нальных нагрузок. При организации игр особенно важен состав команд, число девочек и мальчиков должно быть примерно равным по силам и способностям; некоторые соревнования мож­но проводить отдельно для мальчиков и девочек;   Эффективное педагогическое воздействие – сделать это модным. Активное использование чередования творческих поручений (так как способность к самоконтролю выше)     Позиция вожатого - играет роль не прямого наставника, а стар­шего члена коллектива, руководит «изнутри».
         

 

Практическое задание:

Ситуация в отряде – Для среднего возраста характерно озорство, шалости, наличие тайн; Мальчики отряда узнали, что у девочек есть какая-то тайна, которую девочки от всех скрывают, мальчики рассказали об этом вожатым.

Задание – необходимо разработать алгоритм действий для вожатых.

Физиологические особенности (Рост и развитие) Психологические особенности (Особенности поведения) На практике
Старший школьный возраст 14-17 лет
Завершение роста скелета. Строение и пропорции тела практически не отличаются от взрослых.     Усиление различий (так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть) Завершается развитие ЦНС – процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Девочки уже уступают в силе мальчикам.   Формируется чувство взрослости: Эмансипация от родителей Новое отношение к обучению –самообразование, равнодушие к оценке Напр.отношения с противоположным полом – важен не сколько факт симпатии, сколько атрибут – «мы встречаемся» Стремление к независимости в суждениях, принятии решений.   Беспокойство о своей внешности. Первая любовь Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками.   Важно, что обо мне думают другие.     Нет компромиссов- прямолинейность. Все или ничего. Максимализм.   Период определения ценностей, формирование ценностей. Понятий любовь, дружба и проч.     Ведущие потребности: - иметь заработок. - приобрести навыки взаимодействия с противоположным полом. - формирования мировоззрений. - самоопределения - принятия группы сверстников. Как и в предыдущем возрасте подвержены воздействию в группе.   Ролевые игры, позволяющие подростку почувствовать себя в «шкуре» взрослого.     Мероприятия и игры, дающие возможность узнать друг друга личностно. Например: горячий стул, круг внешний внутренний, записки на спине. И пр.     Мероприятия и упражнения на определение и формирование ценностей –дискуссии, диспут-клубы и пр. После выполнения упражнений необходимо провести обсуждение.    
         

 

 

Практическое задание:

Очень часто дети в старших отрядах используют ненормативную лексику.

Необходимо разработать мероприятия, идеи, как отучить детей браниться.

 

Вопросы в заключительной части занятия:

1. Через какое время падает работоспособность у ребенка младшего школьного возраста?

2. Ведущая деятельность детей младшего возраста?

3. Какие есть физиологические и психологические отличия между мальчиками и девочками в среднем возрасте?

4. Ведущая деятельность детей старшего школьного возраста?