Опорный конспект.
Ход занятия.
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми 6-7 лет
с логопедическим заключением ОНР III уровня речевого развития.
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «весна».
Лексическая тема: «Весна».
Грамматическая тема:согласование частей речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
-уточнение, расширение и актуализация словаря по теме «Весна»;
-развитие фонематического и слогового анализа;
- уточнение временных представлений;
-развитие словесно-логического мышления;
-развитие продолжительности речевого выдоха;
-развитие интонационной выразительности речи;
-развитие мимических движений;
-развитие ориентировки в пространстве.
Образовательные:
-образование множественного числа существительных в родительном падеже;
- развитие умения согласовывать прилагательное «весенний» с существительными в разных родах и числах.
Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умения работать в коллективе;
-формирование положительной мотивации к занятиям.
Оборудование:картинки: весна, лужи, ручьи, почки, листья, облака, птицы, гнезда, подснежник; синие, зеленые, красные круглые магниты для составления схемы слова, доска, мел.
В ходе урока используется народная потешка «Весняночка» из книги ИГРЫ, ПРИМЕТЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ЗАГАДКИ. Собрал и обработал Г.М. НАУМЕНКО. - М. ООО "Издательство Астрель: ООО "Издательство АСТ" 2003.- 219 стр.
Деятельность логопеда. | Деятельность детей. | ||||
I. Организационный момент. - Здравствуйте, дети! - Сначала пусть сядут те, кто ближе всего находится к окну, затем сядут те, кто находится за ближе всего к доске, пусть сядут те, кто находится за четвертой партой, теперь сядут все остальные. 1) Введение в тему занятия. - Для того чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку: Приходит с добром, Веет теплом, Светом солнечным красна, А зовут ее … (показ картинки с изображением весны). - Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и ее признаках. | Дети встают рядом со стульчиками и здороваются с логопедом. Садятся по инструкции логопеда. Весна! | ||||
II. Вводная часть.
1) Фонематический анализ слова «весна».
- Давайте составим схему слова «весна» (на доске - cхема
- Ваня, выходи сюда, сколько гласных ты слышишь в слове «весна»? - Какие? - Каким цветом ты их обозначишь? Выложи кружочки на доске. - На сколько частей мы можем разделить слово «весна»? - А почему? Молодец, садись. - Анжела, выходи сюда. Какой первый звук в слове «весна»? - Как он произносится? - Каким цветом мы его обозначим? Обозначаем. Молодец, садись. - Паша, выходи к доске. Что получилось? Произнеси эти звуки. - Какой звук следующий? - Как он произносится? - Каким цветом мы его обозначим? Обозначаем. - Что получилось? Произнеси эти звуки. - Какой звук следующий? - Как он произносится? - Каким цветом мы его обозначим? Обозначаем. Молодец, садись. - Скажите, сколько слогов в слове «весна»? - Назовите первый слог. - Назовите второй слог. - Произнесите слово ещё раз. Какой звук тянется? Поставим ударение. - А сколько всего звуков в слове? - В этом слове мы произносим гласный звук [и], а какую гласную букву пишем? - Хорошо.
| Дети выходят к доске по одному, отвечают на вопросы. 2 гласных. [и], [а]. Красным. На 2 части. В слове 2 гласных звука [в’]. Мягко. Синим. [ви]. [c]. Твёрдо. Синим. [вис]. [н]. Твёрдо. Синим. 2. Отвечает вся группа. [Вис]. [На]. [а]. 5. е. | ||||
III. Основная часть. 1) Уточнение временных представлений. - А кто мне скажет, какой первый весенний месяц? - Скажи полным предложением. - Какой второй весенний месяц? - Скажи полным предложением. - Какой последний весенний месяц? - Скажи полным предложением. - Кто назовет все весенние месяцы по порядку? 2) Образование множественного числа имён существительных в родительном падеже. - А сейчас вам нужно закончить предложение по картинке и повторить его целиком. Смотрите на картинки. - Весной на дорогах много … . - Когда растает снег, побежит много … . - Скоро на деревьях набухнет много … . - Из почек на деревьях появится много … . - На небе будет много … . - Из теплых стран прилетит много … . - Птицы совьют на деревьях много … . - Молодцы! 3) Динамическая пауза. Развитие координации речи с движением. Хоровод «Весняночка-Весна». - Весняночка - Весна, Как ты к нам пришла? - Шла я лесом - лютым зверем, Брела полем - буйным ветром, Плыла морем - рыбой-щукой, Пришла к селу - черной тучей, Вошла в село - частым дождем, Зашла на двор - красным солнцем, Поднялась на крыльцо - светлым месяцем, Вступила в светлицу - ясной зарею, Села за стол - царицей молодою! Хоровод повторяется 3 раза. 4) Развитие продолжительности речевого выдоха. «Подснежник». Обогащение лексического запаса. - Ребята, вы знаете, какой первый весенний цветок? Как он называется? Почему? Правильно, подснежник расцветает тогда, когда снег еще не растаял. (Логопед демонстрирует детям картинку с изображением подснежника). Логопед: - А теперь давайте представим, что у нас в руках красивый подснежник. Мы понюхаем наш подснежник. Для этого сделаем вдох и плавный, долгий выдох. На выдохе произносим - "Ах, как пахнет." Теперь все вместе выполняем. Опять вдохнем и на выдохе скажем: «Ах, как пахнет подснежник». Делаем. - А теперь добавим еще одно слово и скажем: "Ах, как пахнет первый подснежник". Выполняем. 5)Согласование прилагательного «весенний» с существительными в разных родах и числах. - А сейчас вам нужно сказать о предмете или явлении со словом весенний: Лес (какой?) Солнце (какое?) Трава (какая?) Ручеек (какой?), Ветер (какой?) Одежда (какая?) Сад (какой?) Месяцы (какие?) Гроза (какая?) Погода (какая?) День (какой?) Настроение (какое?) Дождь (какой?) Небо (какое?) Цветы (какие?) - Молодцы! IV. Заключительная часть. 1) Подведение итогов занятия. - О чем мы сегодня говорили? - Назовите признаки весны. - Расскажите, что вам понравилось делать? 2) Оценка деятельности детей. - Молодцы, сегодня все хорошо поработали. Похлопаем друг другу. 3) Организация окончания занятия. - Приведите в порядок свои рабочие места. - До свиданья! | Март. Первый весенний месяц – март. Апрель. Второй весенний месяц – апрель. Май. Последний весенний месяц – май. Март, апрель, май. Луж. Ручейков. Почек. Листьев. Облаков. Птиц. Гнезд. Дети идут в хороводе по кругу, говорят слова, выполняют движения. 1 ребенок, стоящий в центре, говорит начало фразы, дети, стоящие в хороводе - концы фраз. Показывают руками злого медведя. Руками закрываются от ветра. Движения руками «рыбка». Останавливаются. Хмурят брови. Движение руками «дождь». Делают шаг в центр круга. Поднимают руки вверх. Поднимают руки и голову вверх, смотрят на «месяц». Делают шаг в центр круга. Поднимают руки вверх, машут. Приседают. Последнее движение – встать гордо, подбочениться. Подснежник. Изображают подснежник руками. Делают вдох, на выдохе повторяют за логопедом фразу, постепенно добавляя слова. Дети отвечают на вопрос по одному, согласовывая прилагательное «весенний» с существительными. О весне. Дети отвечают на вопросы. Хлопают в ладоши. Приводят свои рабочие места в порядок. Прощаются. |