Опорный конспект.

Ход занятия.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми 6-7 лет

с логопедическим заключением ОНР III уровня речевого развития.

 

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «весна».

 

Лексическая тема: «Весна».

Грамматическая тема:согласование частей речи.

 

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

-уточнение, расширение и актуализация словаря по теме «Весна»;

-развитие фонематического и слогового анализа;

- уточнение временных представлений;

-развитие словесно-логического мышления;

-развитие продолжительности речевого выдоха;

-развитие интонационной выразительности речи;

-развитие мимических движений;

-развитие ориентировки в пространстве.

Образовательные:

-образование множественного числа существительных в родительном падеже;

- развитие умения согласовывать прилагательное «весенний» с существительными в разных родах и числах.

Воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умения работать в коллективе;

-формирование положительной мотивации к занятиям.

 

Оборудование:картинки: весна, лужи, ручьи, почки, листья, облака, птицы, гнезда, подснежник; синие, зеленые, красные круглые магниты для составления схемы слова, доска, мел.

В ходе урока используется народная потешка «Весняночка» из книги ИГРЫ, ПРИМЕТЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ЗАГАДКИ. Собрал и обработал Г.М. НАУМЕНКО. - М. ООО "Издательство Астрель: ООО "Издательство АСТ" 2003.- 219 стр.

Деятельность логопеда. Деятельность детей.
I. Организационный момент. - Здравствуйте, дети! - Сначала пусть сядут те, кто ближе всего находится к окну, затем сядут те, кто находится за ближе всего к доске, пусть сядут те, кто находится за четвертой партой, теперь сядут все остальные.   1) Введение в тему занятия. - Для того чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку: Приходит с добром, Веет теплом, Светом солнечным красна, А зовут ее … (показ картинки с изображением весны). - Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и ее признаках.     Дети встают рядом со стульчиками и здороваются с логопедом. Садятся по инструкции логопеда.   Весна!
  II. Вводная часть. 1) Фонематический анализ слова «весна». - Давайте составим схему слова «весна» (на доске - cхема
   
  ).

 

- Ваня, выходи сюда, сколько гласных ты слышишь в слове «весна»?

- Какие?

- Каким цветом ты их обозначишь? Выложи кружочки на доске.

- На сколько частей мы можем разделить слово «весна»?

- А почему? Молодец, садись.

- Анжела, выходи сюда. Какой первый звук в слове «весна»?

- Как он произносится?

- Каким цветом мы его обозначим? Обозначаем. Молодец, садись.

- Паша, выходи к доске. Что получилось? Произнеси эти звуки.

- Какой звук следующий?

- Как он произносится?

- Каким цветом мы его обозначим? Обозначаем.

- Что получилось? Произнеси эти звуки.

- Какой звук следующий?

- Как он произносится?

- Каким цветом мы его обозначим? Обозначаем. Молодец, садись.

- Скажите, сколько слогов в слове «весна»?

- Назовите первый слог.

- Назовите второй слог.

- Произнесите слово ещё раз. Какой звук тянется? Поставим ударение.

- А сколько всего звуков в слове?

- В этом слове мы произносим гласный звук [и], а какую гласную букву пишем?

- Хорошо.

 

    Дети выходят к доске по одному, отвечают на вопросы. 2 гласных. [и], [а]. Красным.     На 2 части. В слове 2 гласных звука   [в’]. Мягко. Синим.   [ви].   [c]. Твёрдо. Синим. [вис]. [н]. Твёрдо. Синим.   2. Отвечает вся группа. [Вис]. [На]. [а].   5.   е.  
III. Основная часть.   1) Уточнение временных представлений. - А кто мне скажет, какой первый весенний месяц? - Скажи полным предложением. - Какой второй весенний месяц? - Скажи полным предложением. - Какой последний весенний месяц? - Скажи полным предложением. - Кто назовет все весенние месяцы по порядку?   2) Образование множественного числа имён существительных в родительном падеже. - А сейчас вам нужно закончить предложение по картинке и повторить его целиком. Смотрите на картинки. - Весной на дорогах много … . - Когда растает снег, побежит много … . - Скоро на деревьях набухнет много … . - Из почек на деревьях появится много … . - На небе будет много … . - Из теплых стран прилетит много … . - Птицы совьют на деревьях много … . - Молодцы!   3) Динамическая пауза. Развитие координации речи с движением.   Хоровод «Весняночка-Весна». - Весняночка - Весна, Как ты к нам пришла? - Шла я лесом - лютым зверем, Брела полем - буйным ветром, Плыла морем - рыбой-щукой, Пришла к селу - черной тучей, Вошла в село - частым дождем, Зашла на двор - красным солнцем,   Поднялась на крыльцо - светлым месяцем,   Вступила в светлицу - ясной зарею,   Села за стол - царицей молодою! Хоровод повторяется 3 раза.   4) Развитие продолжительности речевого выдоха. «Подснежник». Обогащение лексического запаса. - Ребята, вы знаете, какой первый весенний цветок? Как он называется? Почему? Правильно, подснежник расцветает тогда, когда снег еще не растаял. (Логопед демонстрирует детям картинку с изображением подснежника). Логопед: - А теперь давайте представим, что у нас в руках красивый подснежник. Мы понюхаем наш подснежник. Для этого сделаем вдох и плавный, долгий выдох. На выдохе произносим - "Ах, как пахнет." Теперь все вместе выполняем. Опять вдохнем и на выдохе скажем: «Ах, как пахнет подснежник». Делаем. - А теперь добавим еще одно слово и скажем: "Ах, как пахнет первый подснежник". Выполняем.   5)Согласование прилагательного «весенний» с существительными в разных родах и числах. - А сейчас вам нужно сказать о предмете или явлении со словом весенний: Лес (какой?) Солнце (какое?) Трава (какая?) Ручеек (какой?), Ветер (какой?) Одежда (какая?) Сад (какой?) Месяцы (какие?) Гроза (какая?) Погода (какая?) День (какой?) Настроение (какое?) Дождь (какой?) Небо (какое?) Цветы (какие?) - Молодцы!   IV. Заключительная часть.   1) Подведение итогов занятия. - О чем мы сегодня говорили? - Назовите признаки весны. - Расскажите, что вам понравилось делать?   2) Оценка деятельности детей. - Молодцы, сегодня все хорошо поработали. Похлопаем друг другу.   3) Организация окончания занятия. - Приведите в порядок свои рабочие места. - До свиданья!     Март. Первый весенний месяц – март. Апрель. Второй весенний месяц – апрель. Май. Последний весенний месяц – май. Март, апрель, май.     Луж. Ручейков. Почек. Листьев. Облаков. Птиц. Гнезд.     Дети идут в хороводе по кругу, говорят слова, выполняют движения. 1 ребенок, стоящий в центре, говорит начало фразы, дети, стоящие в хороводе - концы фраз.   Показывают руками злого медведя. Руками закрываются от ветра. Движения руками «рыбка». Останавливаются. Хмурят брови. Движение руками «дождь». Делают шаг в центр круга. Поднимают руки вверх. Поднимают руки и голову вверх, смотрят на «месяц». Делают шаг в центр круга. Поднимают руки вверх, машут. Приседают. Последнее движение – встать гордо, подбочениться.   Подснежник.   Изображают подснежник руками.   Делают вдох, на выдохе повторяют за логопедом фразу, постепенно добавляя слова.   Дети отвечают на вопрос по одному, согласовывая прилагательное «весенний» с существительными.   О весне.   Дети отвечают на вопросы.   Хлопают в ладоши.     Приводят свои рабочие места в порядок. Прощаются.