Философия. Предмет и функции. Понятие мировоззрения.
Лекции 1/2
Философия
Преподаватель: Лихин Александр Фёдорович
Греч.: Philen (люблю) и Sophia (мудрость)
Поначалу этот термин обозначал стиль мысли и смысл жизни. Впервые его употребил Пифагор (580 – 500 гг. до н. э.)
Основная мысль Пифагора в философии: осмысление мира, известного и неизвестного, включая человека как единое целое, по-нашему, в форме мировоззрения.
Мировоззрение – (в широком смысле) система взглядов людей на мир, на место человека в нём в форме ощущений, переживаний, идеалов, позиций, учений и теорий. Мировоззрение имеет целостный, интеграционный характер. Философия является мировоззренческой дисциплиной, наукой. Для философии специфическим объектом изучения является изучение отношений «Человек - мир» в наиболее общем плане, чтобы человек мог обрести смысл своего бытия. Но осмысление человеком «смысла своего бытия» содержится не только в философии, но и в мифологии и религии.
В мировоззрение входят:
- предмет;
- структура;
- носитель;
- форма;
- типы;
- функции;
Предмет мировоззрения формировался в мифологиях и древних языческих религиях. Философия возникла в VII в. до н.э. В христианстве она формировалась в форме «вопрос-ответ» (кто я, откуда я, что я могу и т.д.).
Структура мировоззрения:
- миропонимание;
- мировосприятие;
- миродолжествование.
Понимать – постигнуть смысл чего-то. Понимание тесно связано с верой.
А. Эйнштейн (1879 – 1955 гг.): «Убеждение – это хороший мотор, но плохой советчик»
Надежда – установка на то, что события произойдут именно так, а не иначе.
Мотив – желаемая потребность.
Стимул может быть внешним и внутренним.
Потребность – надобность, нужда в чём-либо, требующая удовлетворения.
Интерес – потребность с выгодой, оценкой чего-либо как значительного, достойного и незаменимого.
Потребности:
- материальные;
- духовные.
Бог – сущность всего (в христианстве)
Пять уровней потребностей по А. Маслоу (1908 – 1970 гг.):
- физиологические (в еде, в тепле и т.д.);
- в безопасности;
- социальные (напр., в общении);
- в социальном признании;
- в самореализации.
Мировосприятие– постижение смысла, сущности места человека в мире в формах эмоционального, чувственного, интуитивного мироощущения ценности человека, человечества в мире, его прошлого, настоящего и будущего.
Миродолжествование – взгляды, идеи, идеология, гипотезы, теории и учения о том, как надо жить людям вообще и как в будущем. Сегодня это важнейший элемент мировоззрения.
Формы мировоззрения в социокультурном контексте.
Исторические формы мировоззрения:
- мифологическое;
- религиозное;
- философское;
- естественно-научное.
Мифологическое мировоззрение способствовало исчезновению одних народов и выживанию других.
Признаки религии:
- обладание абсолютным знанием, как жить и чего ожидать в будущем;
- вера, надежда и любовь – главные добродетели жизни;
Мировые религии:
- буддизм;
- христианство;
- ислам.
Философское мировоззрение возникло в результате образования определённого вида деятельности и системы знаний, получившей название философия.
Развитие мировоззрения по этапам:
- мифология;
- религия;
- философия;
- естествознание.
Функции мировоззрения:
- консолидирующая (разъединяющая);
- образовательная и воспитательная;
- идеологическая;
- прогностическая;
- практическая
Структура философии:
- онтология (учение о сущем, бытие);
- гносеология (учение о познании);
- аксиология (учение о ценностях).
Суммисты – писатели Средних веков, которые давали кратко изложение соответствующего материала.
С гносеологической точки зренияразличают:
А: 1. сенсуалисты;
2. эмпирики;
3. рационалисты;
4. диалектики;
5. прагматики
Б: 1. гностики;
2. агностики.
Две стороны вопроса:
- Что первично? Материя или сознание?
- Познаваем ли мир?
Материя – объективная реальность, существующая независимо от познающего субъекта; то, из чего всё состоит, включая человека.
Сознание – субъективный идеальный образ объекта.
По первому вопросу существуют:
- материалисты (первична материя);
- стихийные
- вульгарные
- диалектические
- идеалисты (первично сознание);
- объективные
- субъективные
Философии как наука:
- предмет (что исследует);
- метод (каким образом исследует);
- функции (цели, задачи, перспективы);
- результаты (что в итоге исследований).
Философия – высший уровень и вид (форма) мировоззрения, отличающий её рациональностью, системностью логики, теоретической обоснованностью.
Философия как наука: