Онтологический аргумент

Богословско-философские доказательства

Аргументы, направленные на доказательство существования Бога, и их критика

Основные подходы к вопросу о существовании Бога

Тема 2. Доказательства существования Бога

Позиции философов относительно удвоения мира

  настоящий мир видимое
Платон мир идей (умопостигаемый) мир вещей (видимый)
Локк вещи идеи (восприятия вторичных качеств не соответствуют этим качествам вещей)
Беркли реальность это наши восприятия
Кант вещь в себе явление
Шопенгауэр воля представление

Развитие значения понятия «идея»

Платон Идея – это образец для вещей; то благодаря чему вещи относятся к одному классу, а не к другому. Идеи реальны, а вещи – нет.
Локк Идея - все, что мы обнаруживаем в своем сознании.
Кант Идея - понятие разума; не встречается в опыте.

 


 

1. Основные подходы к вопросу о существовании Бога

 

2. Аргументы, направленные на доказательство существования Бога, и их критика

2.1 Богословско-философские доказательства

2.1.1 Онтологический аргумент

2.1.2 Доказательство от первопричины

2.1.3 Аргумент от намерения

2.1.4 Пари Паскаля

2.2 «Житейские» аргументы

2.2.1 Моральный аргумент

2.2.2 Чудеса

 

3. Аргументы против существования Бога

3.1 Существование зла

3.2 Бритва Оккама

 

 

Основные понятия:атеизм; агностицизм; креационизм; бритва Оккама.

 

 

3 основных подхода:

 

1) атеизм (от греч. а – отрицание, theos - Бог) - отрицание существования бога;

2) агностицизм (от греч. а - отрицание, gnosis - знание) – отрицание возможности знать существует Бог или нет;

3) вера в существование Бога (теизм – Бог сотворил мир и может вмешиваться в ход вещей; деизм (лат. deus - Бог) - Бог сотворил мир, но не может вмешиваться в ход вещей).

 

Утверждение или отрицание существования Бога основано на вере. Верующие верят в Бога, атеисты верят в то, что Бога нет.

 

Тем не менее, существуют попытки логически (то есть исходя из разума, а не веры) доказать существование Бога.

 

 

 

Как правило, доказательства существования Бога придумывали богословы и философы как подкрепление к религиозной вере. Однако такие доказательства оказались несостоятельны. Но это не является, тем не менее, доказательством того, что Бога нет. Нет только состоятельных доказательств.

 

 

 

 

История аргумента:

 

Аргумент восходит к средневековому богослову Ансельму Кентерберийскому. Позже его формулировали Декарт, Лейбниц, Спиноза. Название «онтологический» ему дал Кант. Русский философ С.Франк считает, что этот аргумент традиционно (в том числе и Кантом) понимается неправильно.

 

 

Доказательство:

 

1. Бог, по определению, всесовершенное существо. (То есть обладает всеми совершенствами - положительными качествами). Ансельм отмечает, что даже неверующий понимает, во что он не верит. (То есть даже для неверующего Бог - всесовершенное существо)

2. Существование – это одно из совершенств. (Так как лучше существовать в реальности, чем в только мысли).

3. Если Бог не обладает существованием, то он несовершенен. А он всесовершенное существо. Значит Бог обладает существованием, т.е. существует.

 

 

Критика доказательства:

 

Против этого аргумента было выдвинуто много возражений. Одно из возражений Канта следующее:

«Полагать треугольник и в то же время отрицать [в нем] три угла – противоречиво; но отрицание треугольника вместе с его тремя углами не заключает в себе никакого противоречия». (И.Кант. Критика чистого разума)

То же самое, добавляет Кант, относительно Бога. Полагая Бога, мы не можем считать его несовершенным, но если мы отрицаем существование Бога, то мы отрицаем существование этого существа со всеми его качествами.