Лекция 14. ДИАЛЕКТИКА

 

1. Философское понимание развития.Все в мире изменяется, и изменение бывает двух видов: не сопровождающееся существенным преобразованием объекта и появление в мире нового – развитие. Развитие – процесс необратимых, накапливающихся, закономерных изменений объекта. Для развития характерно сочетание новизны (появления новых свойств) и преемственности (сохранения некоторых старых элементов или свойств). Очевидно, невозможны и абсолютное изменение, не сохраняющее никаких характеристик предыдущего состояния объекта (это запрещает хотя бы закон сохранения энергии), и полная неизменность объекта (потому что существует постоянное движение молекул и атомов). Развитие абсолютно (как способ существования материи) и относительно (потому что изменение никогда не затрагивает всех аспектов объекта).

Развитие может осуществляться в двух направлениях: прогресс – тип развития, для которого характерен переход от менее совершенных форм к более совершенным (увеличение числа элементов и связей, усложнение структуры, возможность выполнять новые функции, рост устойчивости); регресс – переход от более совершенных форм к менее совершенным.

Существуют два основных метода понимания развития – метафизический и диалектический. Их различия таковы:

1. Диалектика исходит из всеобщей взаимосвязи явлений, метафизика считает, что их можно изучать изолированно.

2. Диалектика считает, что целое не сводится к сумме частей, метафизика – что целое можно понять, изучая его части.

3. Диалектика считает, что внутренняя противоречивость свойственна реальным процессам, а метафизика – что противоречия свойственны не реальности, а нашему мышлению.

4. Диалектика видит источником развития объекта внутренние процессы, метафизика – внешнее воздействие на него.

5. Диалектика считает, что познание – постепенное приближение к истине, а метафизика – что ее можно узнать сразу.

Начальные формы диалектики относятся еще к античной философии. Сначала она понималась как метод познания, позволяющий свести противоположные мнения в единое целое. Платон считал, что диалектика – движение мысли от конкретных случаев к понятиям, от низших понятий к высшим. Противоречивость объективных процессов показал Гераклит: для философа мир – поток изменений, вечного становления. Особенно любим им образ реки как иллюстрации единства постоянства и изменчивости: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Противоречивость понятий показал Зенон: в апориях он раскрыл диалектику движения и покоя, единства и множественности. Софисты видели самопротиворечивость бытия: каждая вещь является и покоящейся, и подвижной; она тождественна себе и отличается от себя. Таким образом, высказывались гениальные догадки, но они оставались не объединенными в систему. Античную диалектику называют стихийной.

Долгое время в философии господствовал метафизический метод мышления, предлагавший однозначную картину мира: изменчивость бытия считалась призрачной. Развитие механики осуществлялось на основе принципов метафизики: изучение объектов сводилось к изучению его частей, их изменения понимались как перемещение элементов. Но с развитием науки принципы метафизики оказывались недостаточными.

Противопоставил метафизику и диалектику Г.Гегель. Он показал, что метафизика не справляется с объяснением противоречий и процессов развития. В противоположность метафизике, при диалектическом методе явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействие противоположностей в процессе изменения и развития. Г.Гегель представил все развитие природного и духовного мира в виде единого диалектического процесса, где все находится в беспрерывном движении и развитии, и пытался раскрыть законы этого изменения. Г.Гегель называл диалектикой учение о “самодвижении” понятий. Эта форма диалектики названа идеалистической, отражающей развитие идеальных отражений действительности.

К.Маркс и Ф.Энгельс разработали материалистическую диалектику, утверждая, что диалектические процессы могут объяснить связь и развитие не только понятий, но и явлений действительности. По их мнению, в естествознании переход к диалектике стал необходимым после трех открытий: закона сохранения и превращения энергии, дарвиновской идеи эволюции живого мира и обнаружения клеточного строения организмов. Материалистическая диалектика подтверждает законы диалектики, сформулированные Г.Гегелем, принимает его категориальный аппарат, но распространяет все это не только на мир понятий, но и на природу и общество. Удалось ли основателям марксизма это сделать – вопрос дискуссионный, осложненный идеологическими вопросами. В то время как советские философы определяли материалистическую диалектику как наиболее совершенный метод познания, в настоящее время критика марксизма часто сопровождается отрицанием ее значимости. Но идеологические факторы не должны заслонять того, что современные науки (системный анализ, синергетика) основаны именно на диалектическом подходе к исследованию.

Итак, диалектика – учение о наиболее общих законах развития и формах связи явлений природы, общества и познания, а также основанный на этом учении метод мышления.

Основные принципы диалектики таковы.

1. Принцип всеобщей связи утверждает, что весь мир – единое целое, чьи компоненты, разделенных в пространстве и во времени взаимосвязаны и взаимозависимы.

2. Принцип системности означает, что связи между объектами не хаотичны, а упорядочены, т.е. мир образует целостную систему, подчиняющуюся единым закономерностям.

3. Принцип причинности утверждает, что все предметы и явления имеют причину (т.е. их возникновение чем-то закономерно обусловлено) и порождают свои последствия.

4. Принцип всеобщего развития подразумевает, что все в мире изменяется согласно собственным закономерностям.

5. Принцип историзма указывает: чтобы проникнуть в суть изучаемого явления, нужно знать историю его развития.

Оба метода, диалектический и метафизический, имеют свою область применения и поэтому не вытесняют друг друга. Метафизика применима при исследовании простых объектов, диалектика – для понимания сложных (живых существ, общества). Существуют и другие методы исследования развития, не имеющие философского обоснования. Например, софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении логических принципов, одностороннее выдергивание признаков и свойств явлений действительности. Эклектика в строгом смысле слова вообще не является методом познания; это – соединение по субъективному принципу разных взглядов, принципов, теорий, точек зрения, невзирая на их противоречивость.

2. Законы диалектики. Законы диалектики выражают основные формы движения и развития мира и познания. В онтологическом отношении законы диалектики отражают существующие независимо от нас связи. В гносеологическом отношении эти законы, как отраженные в мышлении всеобщие связи материального мира, выступают в качестве ступеней познания человеком объективной реальности. В логическом отношении законы диалектики – всеобщие формы отражения действительности в нашем сознании. Всеобщность законов диалектики не сводится к тому, что они просто существуют или действуют везде: их действие проявляется во всех без исключения объектах (в то время как действие научных законов проявляется в объектах ограниченной области действительности). Всеобщий характер законов диалектики состоит в том, что своим содержанием они пронизывают (хотя и не исчерпывают) все существующие внутренние связи любого материального объекта и выражают связь между объектами в процессе их развития: они составляют одну из сторон сущности любого объекта. Законы диалектики выражают в сущности конкретных объектов ту ее сторону, которая является общей со всеми другими объектами, а иные стороны сущности освещаются специальными законами для явлений данного рода. Таким образом, сущность любого материального объекта включает законы диалектики и специфические законы. Это – два ряда качественно различных, относительно самостоятельных законов. Поскольку действительность бесконечна, количество законов диалектики не ограниченно. Выделяются три основных закона диалектики.

1. Закон единства и борьбы противоположностей показывает причину развития: оно осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие моменты и тенденции, их борьба составляет внутреннюю причину изменения целого.

Существуют противоположности – такие стороны, свойства, тенденции объекта или процесса, которые, находясь в его составе, взаимно предполагают и взаимно исключают друг друга. Истинные противоположности характеризуется тем, что каждая из них может существовать лишь постольку, поскольку существует другая (пример – северный и южный полюса магнита). Противоположности находятся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой, которое ведет их к взаимопереходу друг в друга. Тождество и различие – пример диалектической противоположности, так как существуют и определенная устойчивость качественного своеобразия объекта, и накопление различий, которые изменяют его. Метафизика рассматривала противоположности то как бесконфликтно дополняющие друг друга полюса, то как чередующиеся крайности. Сократ считал, что признак диалектического мышления – обнаружение противоречий и их разрешение, но и он видел задачу философа в том, чтобы свести противоположности к единству, показать, что они – лишь мнимые. Диалектика утверждает, что взаимодействие противоположностей – сущность развития. Итак, хотя представления о противоположностях существуют с начала философской мысли, именно диалектика стремится понять их взаимодействие. Она не только констатирует наличие полярных элементов или тенденций, но и показывает их взаимопроникновение. Поскольку противоположности находятся в единстве, их взаимосвязь выражается в противоречии.

Противоречие – процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей, взятых в одно и то же время в одном и том же объекте. При изучении данного закона часто возникает недоумение: каким образом внутренняя противоречивость всего сущего может быть источником развития? Не есть ли внутреннее противоречие скорее источник разрушения и гибели? Следует запомнить, что не каждая пара понятий с противоположным значением может составить диалектическое противоречие и, следовательно, изменить качество объекта. Логические противоречия свойственны нашему мышлению и не имеют отношения к процессу развития реальности. Другие противоположности исключают друг друга мгновенно и полностью (север – юг, запад – восток, правое – левое, верх – низ), между ними нет и не может быть борьбы, взаимопроникновения. Действие данного закона распространяется только на те пары противоположностей, между которыми возможно взаимодействие (свобода – необходимость, война – мир, жизнь – смерть).

Можно выделить следующие фазы развития противоречия: гармония – каждая из противоположностей содействует полному раскрытию свойств системы, укрепляя ее единство; дисгармония – нарушение равновесия, одна из противоположностей усиливается за счет другой, нарастает взаимоотрицание; конфликт – взаимоотрицание достигает предела, под вопросом само существование системы как целого. К переходу в новое качество ведет не само противоречие, а разрешение противоречия, при этом развитие не единственный возможный результата. Существуют различные способы разрешения противоречий: уничтожение одной из противоположностей (с последующим ее восстановлением), взаимоуничтожение обеих (с распадом целого), временное соединение противоположностей (с выделением следующего противоречия), установление временного равновесия между ними, снятие противоречия – переход противоположностей друг в друга на более высоком уровне развития объекта и появление нового противоречия.

Данный закон понимает всякую целостность как сложную систему, заключающую противоречивые тенденции, и ориентирует исследователя на раскрытие их взаимодействия как причины изменения и развития. Для каждой системы можно указать основное противоречие, которое приведет к появлению нового качества – или путем ее разрушения, или путем развития. Жизнь целого – раздвоение единого на противоположности, борьба между ними и разрешение противоречия путем развития или гибель. Поэтому признак диалектического мышления – умение видеть связь и единство противоположностей.

Марксизм считает, что единство противоположностей, выражающее существование единого объекта, относительно и преходяще, а борьба противоположностей абсолютна.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает общий механизм развития: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик достигает определенной границы.

Каждый объект имеет бесконечное число свойств, то есть способностей определенным образом взаимодействовать с другими объектами. Свойства бывают существенные и несущественные: изменение одних свойств не изменяет сам объект (например, человек не изменяется от перемены одежды), изменение других приводит к значительным переменам (например, переставший летать самолет перестает быть самолетом). Для определения основных свойств объекта введена категория качества. Качество – философская категория, отражающая устойчивое единство существенных свойств и отношений объекта, дающее ему неповторимую определенность и характеризующее его отличие от других объектов. При утрате качества предмет перестает быть собой. Качество проявляется через совокупность свойств объекта, но не сводится к ним: существуют не качества, а вещи, обладающие качествами. Также предметы обладают общими свойствами, которые присущи им в разной степени (вес, плотность, цвет, упругость). Эти свойства отражены категорией количества. Количество – философская категория, характеризующая предметы по степени развития однородных свойств, присущих различным по качественной природе объектам. Оно показывает, что различные по качественной природе объекты имеют общие, сравнимые моменты.

Качественные характеристики несравнимы. Количественные характеристики разнородных предметов доступны измерению и могут подвергнуться сравнению. Качество и количество – различные характеристики предметов, но между ними существует связь. Мера определяет интервал, в пределах которого данное качество, несмотря на изменение количества, сохраняет свою определенность. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, – границы меры: при их переходе качество изменяется. Так, при достижении границы меры (температуры 1000С при нормальном атмосферном давлении) происходит качественное изменение воды – переход ее из жидкого состояния в газообразное.

Переход от одного качественного состояния к другому совершается в результате скачка. Скачок – уничтожение старого качества и возникновение нового, начинающееся по достижению объектом границ меры. Возможны два вида скачков – резкий переход и длительный процесс. Различают частные скачки (появление отдельных свойств) и общие (изменение целого).

3. Закон отрицания отрицания показывает результат развития как единства изменения и преемственности – относительное повторение ранее существовавшего на новом уровне.

Этот закон характеризует направление процесса развития: единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительную повторяемость моментов старого.

Отрицание – философская категория, выражающая отношение между двумя последовательными стадиями развития объекта: любой объект, развиваясь и становясь иным, отрицает себя. Прогрессивное развитие характеризуется непрерывным самоотрицанием, то есть отрицание многократно повторяется в любом процессе, где имеет место изменение объекта.

Различают метафизическое (деструктивное) отрицание – полный разрыв с предыдущим этапом развития, фактическое уничтожение объекта, и диалектическое (конструктивное) отрицание – старое не отбрасывается целиком, а сохраняются его положительные стороны. Диалектическое отрицание триедино: он включает деструкцию (разрушение старого), кумуляцию (частичное сохранение старого) и конструкцию (формирование нового). Для него характерна преемственность. Разрушение отбрасывало бы объект к исходной ступени развития, но сохранение части существующего оставляет место развитию.

Г.Гегель полагал, что процесс развития цикличен и проходит следующие стадии: исходная ступень (тезис); отрицание (антитезис) предыдущей стадии, но не простое отрицание, а удерживающее достижения тезиса; новая стадия развития (синтез) – отрицание этого отрицания, то есть в известной степени восстанавливается то, что отрицалось, на новом уровне.

Цикл развития представлен, благодаря поступательности и повторяемости, в виде витка спирали: исходное состояние, его отрицание (превращение в свою противоположность), и отрицание отрицания (сочетание возвращения к предыдущей ступени и продвижения вперед). Развитие есть отрицание предыдущей стадии, а затем следует и отрицание этого отрицания. Но происходит не возврат к исходной точке, а подъем на новую ступень. Таким образом, в ходе процесса развития происходит повторение предыдущих ступеней, но это не будет простым возвратом к исходной точке – произошло обогащение новым. Закон отрицания отрицания характеризует такое развития объекта, при котором после двух отрицаний воспроизводится на более высокой основе структура исходной ступени развития.

3. Категории диалектики. Категории – это наиболее общие понятия; формы мысленного отражения наиболее существенных закономерных связей и отношений объективного мира, организующие принципы процесса мышления, результат обобщения опыта, ступени проникновения разума в суть вещей. Каждая наука, изучающая явления одной из областей действительности, имеют свои категории (например, среди категорий физики – масса, энергия, движение). Философией также выработана система категорий как средств познания действительности. В процессе развития философии выделяются новые категории, меняется понимание старых, категориальный смысл приобретают многие научные понятия (симметрия, структура, информация). Категории диалектики образуют пары (абсолютное – относительное, тождество – различие, внешнее – внутреннее), отражающие полярные стороны процессов и явлений.

Рассмотрим наиболее важные категории диалектики.

Категории «общее» и «единичное» выражают взаимоотношение между уникальностью и сходством объектов.

Единичное – философская категория, отражающая обособленность и неповторимость процессов и явлений. Общее – философская категория, отражающая свойство объектов и явлений иметь сходные характеристики или принадлежать к одной системе. Каждый предмет имеет и общее, и единичное. В мире нет ни абсолютно одинаковых, ни абсолютно различных предметов: все явления, которые взаимодействуют между собой, имеют нечто соизмеримое, а значит – нечто общее.

Каково соотношение общего и единичного? Единичное существует в виде конкретных предметов и явлений. Но как существует общее? Является ли оно отдельным объектом?

Метафизика выбирает между крайностями: или общее (идея) предшествует единичному и творит его, или реально только множество единичных объектов, а общее возникает в уме человека для удобства исследования. Диалектика утверждает, что общее выражается в единичном и через единичное. Общее существует как свойство или отношение, характерное для нескольких явлений, как принцип бытия единичных вещей и процессов, как форма их взаимосвязи в составе целого.

Категории «сущность» и «явление» выражают переход от многообразия проявлений объекта к его внутреннему единству.

Сущность – философская категория, отражающая главное в предмете, единство многообразных форм его бытия, совокупность необходимых, относительно устойчивых сторон и отношений; определяющие свойства, противоречия, тенденции развития. Сущность проявляется в сумме явлений. Явление – философская категория, отражающая внешнее обнаружение сущности, форму ее проявления; внешнюю, изменчивую сторону действительности, результат отношения объекта с другими.

Явление динамично, сущность устойчива. Явления мы воспринимаем органами чувств; сущность не воспринимается ими, ее нужно рационально постичь. Сущность по-разному проявляется в своих явлениях. В истории философской мысли существовали различные мнения о том, насколько можно доверять явлению как проявлению сущности исследуемого объекта. Метафизика считала, что явления – завеса, за которой скрывается сущность. Диалектика утверждает, что познание сущности достигается через познание явлений. Например, за явлением различных цветов стоит сущность в виде различных частот электромагнитных волн; за явлениями – поступками человека трудно выделить сущность – его внутренний мир.

Поскольку явление формируется под воздействием не только сущности, но и внешних условий, оно иногда не столько раскрывает, сколько маскирует сущность (пример - мираж). Поэтому, чтобы выявить сущность, необходимо сопоставить все ее проявления. Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней. Но если бы сущность и явление вообще не совпадали, мы не могли бы проникнуть в сущность объективного мира.

Сущность и явление не жесткие понятия, которые можно было бы однозначно закрепить за определенными объектами. Сущность может быть явлением другой, более глубокой сущности, и так далее. Эта пара категорий (как и последующая) указывает направление научного исследования – раскрытие все более глубоких свойств и закономерностей действительности, обозначая не конкретные объекты, а вектор познания.

Категории «содержание» и «форма» выражают взаимоотношение между устойчивостью и развитием объекта.

Содержание – философская категория, отражающая единство всех элементов объекта, его свойств, связей, противоречий и тенденций; характеризует сущность, законы движения и развития объекта. Форма – философская категория, отражающая способ выражения и существования содержания, характеризующая его со стороны связей с другими предметами. Иногда под формой объекта подразумевают пространственно организованную структуру. При изучении общества его структура, устойчивые социальные связи и отношения (политика, право и т.д.) соотносятся с формой, а жизнь людей – с содержанием. Содержание – первичная сторона целого, форма вторична; содержание – подвижная сторона, форма устойчива. Не существует ни бесформенного содержания, ни бессодержательной формы. Содержание оформлено, а форма содержательна.

Метафизика считает форму активной силой, упорядочивающей и организовывающей косное содержание. Диалектика считает, что роль формы – закрепление определенной ступени развития содержания. Изменение объекта обычно начинается с содержания, и наступает период, когда старая форма перестает соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его развитие. Наступает конфликт между формой и содержанием: он разрешается ломкой старой формы и возникновением новой, которая со временем также устареет. Процесс познания также идет от формы к содержанию: вначале мы видим внешние стороны вещей и процессов, затем понимаем содержание, то есть вскрываем присущие объекту противоречия.

Категории «часть» и «целое» выражают отношение между совокупностью элементов системы и связью, которая объединяет их и приводит к появлению у системы новых свойств.

Целое – философская категория, отражающая результат сочетания частей, включая совокупность элементов и связи, которые объединяют их. Часть – философская категория, отражающая элемент целого. Любой объект можно понимать и как целое, и как часть другого целого, большего масштаба.

Целое предшествует части или часть предшествует целому? Решение данной проблемы имеет значение для разработки методов познания сложных систем: можно ли изучить их, последовательно выделяя и изучая отдельные элементы, или при таком методе теряются важные характеристики объекта?

Метафизика сводила целое к простой сумме частей. Однако еще Платон спрашивал: почему для целого характерны такие свойства, которых не имеет ни одна из частей?

Так, ни одна из деталей самолета к полету не способна; что касается живого организма, то и сознание, и разум, и способность к существованию недоступны для отдельных органов.

Диалектика признает такое качество предмета, как целостность (единство частей в многообразии их взаимосвязей) и выделяет ее типы: неорганизованная целостность – простое скопление предметов, связь между которыми носит механический характер (свойство целого есть сумма свойств частей, а входя в целое, части не претерпевают качественных изменений); организованная целостность – взаимосвязь частей носит устойчивый характер (свойства целого несводимы к сумме частей, но качественного преобразования при их вхождении в целое нет); органическая целостность – части вообще не могут существовать вне целого (целое образуется не путем объединения готовых частей, а возникает вместе с частями).

Существуют многие другие категории диалектики.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что такое развитие?

2. Чем отличаются метафизика и диалектика?

3. Каковы этапы развития диалектики?

4. Где применимы метафизика и диалектика?

5. В чем проявляется всеобщность законов диалектики?

6. Какие стороны развития раскрывают законы диалектики?

7. Каковы основные стадии развития противоречия?

8. Какие возможны пути разрешения противоречия?

9. Чем отличаются количественные и качественные свойства?

10. Чем диалектическое отрицание отличается от метафизического?

11. Как диалектика оценивает взаимосвязь единичного и общего?

12. Какие можно выделить виды целостности?