Лекция 15. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА

 

1. Философское понимание движения, пространства и времени.Движение – философское понятие, отражающее любое взаимодействие и изменение объектов. Идеализм приписывает способность к движению духовной субстанции. В механистической картине мира изменение состояния тел происходило под влиянием внешних воздействий – сил. Согласно материализму, движение – атрибут материи. Еще А.Гольбах утверждал, что движение – способ существования материи. Ф.Энгельс писал, что материя без движения немыслима, как и движение без материи. Материалисты считают, что материя обладает свойством самодвижения, то есть импульс к изменению состояния присущ самой реальности. Материя – не косное вещество, к которому нужно прикладывать движение извне, а основа и носитель движения. Движение тесно связано с другими ее атрибутами – пространством и временем: оно есть выход объекта за свои пространственные и временные границы, объединяя все типы взаимодействий и изменений. Закон сохранения энергии показывает, что все силы природы – различные проявления одного процесса изменения мира, отражающего отсутствие у всех предметов абсолютного тождества с собою.

Долгое время движение понималось механически, как перемещение материальных тел, изменение их пространственного положения; все остальные процессы сводились к перемещению частей. Но уже в ХIХ веке выяснилось, что химические реакции, электромагнитные и оптические явления нельзя объяснить законами классической механики; необратимость многих процессов показала невозможность сведения движения к перемещению. Стало понятно, что каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения: они взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Каждой форме движения присущ свой носитель, своя область распространения и свои законы. Так, Ф.Энгельс выделил следующие формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Он показал соотношение форм движения: высшие формы движения материи возникают из низших; высшие формы движения включают в себя низшие; высшие формы движения подчиняют низшие и преобразуют их; высшие формы движения не сводятся к низшим (включая не только содержание, заимствованное у низших форм, но и свои законы). Современная наука открыла новые формы организации материи. Приведенная классификация должна быть дополнена формами движения, имеющимися в микромире.

Выделяют следующие виды движения: количественное (перенос материи и энергии в пространстве) и качественное (перестройка структуры, возникновение новых материальных объектов и их качеств); обратимое (колебательное) и необратимое (развитие); оно может происходить внутри одной формы материи или вести к переходу на другой уровень, вести к усложнению структуры (прогресс) или упрощению (регресс).

Движение внутренне противоречиво: оно – сочетание движения и покоя, изменения и устойчивости. Устойчивость проявляется всегда: как бы ни изменился объект, он сохраняет какие-либо характеристики (это следует хотя бы из законов сохранения). Покой – это движение, не нарушающее качественной специфики объекта. Абсолютный покой невозможен. Тело может покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчета; а внутренние изменения продолжаются всегда.

Итак, свойства движения таковы: движение объективно (то есть существует в реальности, а не в наших представлениях о ней); движение всеобще (то есть все тела движутся); движение неуничтожимо количественно (оно не прекращается) и качественно (каждая форма движения может превращаться в другую, то есть прекращение одних форм движения есть возникновение новых его форм); движение абсолютно (а покой относителен); движение противоречиво (как единство изменчивости и устойчивости, сохранения и изменения свойств).

Пространство и время – всеобщие формы существования объектов. Можно сказать, что пространство – форма координации одновременно существующих объектов, а время – форма координации сменяющих друг друга объектов. Порядок сосуществования объектов образует структуру пространства, порядок их состояний образуют структуру времени. Эти формы бытия затрагивают не только материальные процессы, но и мысли. Подходы к объяснению пространства и времени таковы:

1. Субстанциональный – пространство и время считались отдельными реальностями, взаимодействующими с материей.

2. Релятивистский – пространство и время воспринимались как результат взаимоотношений материальных объектов.

3. Субъективистский – пространство и время понимались формы упорядочивания опытных данных, характерные не для мира, а для нашего восприятия, присущие сознанию людей.

Правильное понимание пространства и времени тесно связано с построением научной картины мира. Субстанциональное понимание, выраженное И.Ньютоном, было таким: пространство неизменно и неподвижно, оно не зависит ни от материальных тел, ни от их движения; время абсолютно и течет везде одинаково, как некий поток длительности. Таким образом, пространство и время понимались как самостоятельные субстанции, воздействующие на материю извне. Это соответствовало механистической картине мира, когда атомы считались неизменными частицами, действующими друг на друга при соприкосновении. Но появившееся понятие поля показало, что частицы вещества взаимосвязаны; неевклидова геометрия выявила, что свойства пространства могут быть иными; наконец, теория относительности доказала связь пространства и времени между собой и с движущейся материей, выразив эти связи математически. Так возникло релятивистское понимание пространства и времени как отношений между взаимодействующими материальными объектами. Современная наука утверждает, что пространство, время и материя неразрывно связаны и не существуют друг без друга: нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами.

Пространство – всеобщая форма бытия материи, выражающая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие объектов. Сначала пространство понимали как содержимое конечного космоса, в котором направления несут различную магическую нагрузку. Затем в пространстве видели бесконечную равномерную протяженность, вместилище тел – вечную, неподвижную, равномерную, недоступную для чувств.

Свойства пространства таковы: объективность – независимость от сознания человека; всеобщность – нет материи без пространства; однородность – все точки пространства обладают одинаковыми свойствами (параллельный перенос любой системы тел не изменяет законов их природы); изотропность – все направления пространства обладают одинаковыми свойствами (поворот системы тел на любой угол не изменяет законов их природы); непрерывность – между двумя точками пространства, как бы близко они не находились, можно найти третью; связность – между точками пространства нет разрывов; трехмерность – каждая точка пространства однозначно определяется тремя независимыми координатами.

Время – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность процессов и последовательность смены состояний материальных систем. Время, создавая саму возможность изменения, распространяется и на субъективное бытие. Свойства времени таковы: объективность; всеобщность; необратимость – нельзя поменять местами причину и следствие; однородность – явления, протекающие в одинаковых условиях в разные моменты времени, одинаковы; непрерывность – между двумя моментами времени, сколь угодно близкими, всегда можно выделить третий; связность; одномерность.

В современной физике существуют теории, объединяющие пространство и время в единый четырехмерный пространственно-временной континуум, предполагающие наличие дополнительных пространственных измерений, обратимость времени или наличие мельчайших единиц (квантов) пространства-времени. Но все это – способы математического описания, не следует путать их с реальностью. Пока перечисленные свойства пространства и времени остаются верными.

 

2. Философское понимание причинности. Когда одно явление при определенных условиях порождает другое, первое выступает как причина, второе – как следствие. Причина – взаимодействие между объектами, необходимо вызывающее определенное изменение; следствия – те изменения, которые возникают в результате этого взаимодействия. Причина активна и первична по отношению к следствию, однако иногда существует обратная связь – влияние следствия на причину. Кроме причины, для проявления следствия иногда необходимы другие явления (сами по себе не вызывающие следствия): их называют условиями. Одна причина при разных условиях может вызвать различные следствия. Также для проявления причинно-следственной связи иногда нужен внешний толчок – повод.

Нахождение причины стало отождествляться с нахождением сущности исследуемого явления после того, как ученые Нового времени природу стали объяснять исходя из нее самой, отказавшись от понятия ее цели, внешнего замысла. Объяснение, почему происходит что-либо, сводили к выведению его необходимым образом из причины, то есть к поиску внешнего воздействия, вызвавшего изменение свойств исследуемого тела. Философы высказывали различные взгляды на то, существует ли причинно-следственная связь в природе. Так, Д.Юм утверждал: то, что мы называем причинно-следственной связью – всего лишь привычка людей воспринимать явления в определенной последовательности. И.Кант относил причинность к числу доопытных форм человеческого сознания. В начале ХХ века переворот в физике, сопровождавшийся затруднением объяснения причинности в микромире, усилил позиции ее отрицателей: появились идеи о «свободе воли электрона». Но большинство философов признают объективность данного отношения. Тем самым они стоят на позициях детерминизма.

Детерминизм – учение, согласно которому все явления связаны между собой объективной закономерной причинно-следственной связью, а наше знание причинно-следственных связей отражает объективно существующие взаимодействия явлений. Причинность – это генетическая связь между отдельными процессами и явлениями в ходе их движения и развития. Детерминизм утверждает, что причинность: объективна (т.е. она присуща самим вещам, а не нашим представлениям о них); необходима (если есть причина и условия, неизбежно возникнет следствие); всеобща (каждое явление имеет свои причины и порождает следствия). Понимаемая как всеобщее свойство вещей, причинность (однонаправленное воздействие, идущее от причины к следствию) обозначает связь между тем, что есть, и тем, что появляется: одинаковые причины при одинаковых условиях вызывают одни и те же следствия. Поскольку порождение следствия связано с переносом материи и энергии, оно необратимо. Детерминизму (учению о закономерной взаимосвязи явлений объективного мира) противостоит индетерминизм, отрицающий объективность причинной связи.

Принцип детерминизма имеет огромное значение в познании действительности, являясь его главным объяснительным принципом. Всякое научное исследование начинается с предположения, что события соединены причинно-следственной связью: развитие и функционирование процессов понимается как цепочка причин и следствий. Но существуют процессы, результат которых невозможно предсказать. Так, подбрасывая монетку, нельзя предугадать, какой стороной она упадет; невозможно однозначно предсказать поведение живых существ, а в микромире мы можем использовать только статистические законы. Сторонники индетерминизма пользуются этими примерами для обоснования своих позиций. Не являются ли непредсказуемые явления признаками того, что причинно-следственные связи не являются объективными или всеобщими? При решении этой проблемы выделяются два вида детерминизма. Механистический детерминизм трактует все многообразие причинно-следственных связей как механическое взаимодействие, не учитывает качественного своеобразия различных форм движения и не может объяснить случайности. Иногда его сторонники утверждают, что случайности нет вообще, есть лишь события, причины которых нам неизвестны.

Диалектический детерминизм признает многообразие типов причинно-следственных связей в зависимости от изучаемой формы материи. Его сторонники утверждают, что случайность – форма проявления необходимости, хотя ее нельзя предсказать однозначно. Различие между необходимой и случайной причинно-следственной связью состоит в том, что в одном случае мы можем предсказать поведение единичного явления, а в другом – поведение их совокупности (определить возможные варианты и найти вероятность каждого из них). Таким образом, понимание жесткой детерминации как однозначной и необходимо определяющей любые изменения сменяется признанием статистической детерминации, в которой имеется несколько возможных следствий. Но объективная природа случайности отрицалась: статистические закономерности рассматривались как признак неполноты наших знаний.

Категории «необходимость» и «случайность» введены, чтобы характеризовать степень детерминированности явления.

Необходимость – философская категория, отражающая однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление причины обязательно влечет определенное следствие.

Случайность – философская категория, отражающая такую связь явлений, при которой причина допускает реализацию одного из множества возможных следствий; отражает внешние, несущественные связи или является результатом пересечения различных независимых причинно-следственных цепочек.

Основные ступени в становлении явления, последовательные стадии его развития от причины к следствию характеризуют категории «возможность» и «действительность».

Действительность – философская категория, отражающая объективно существующее, реализованную возможность.

Возможность – философская категория, отражающая объективную тенденцию становления предмета (есть все условия для его возникновения). Чтобы возможность перешла в действительность, необходимо наличие соответствующих условий. Любой объект имеет несколько возможностей, но реализуется только одна. Различают следующие виды возможностей: абстрактную (может превратиться в действительность лишь при редком стечении обстоятельств); реальную (существуют все условия для ее претворения в действительность). Если действительность – это фактическое бытие, то возможность предстает как предшествующее ему состояние. Действительность лишь малая, реализованная часть возможности.

Итак, классический детерминизм как учение о всеобщей причинно-следственной обусловленности бытия утверждал, что все материальные процессы обусловлены только другими материальными процессами: если бы мы знали положения и скорости всех частиц во Вселенной, мы могли бы вычислить ее прошлое и будущее. Научный смысл детерминизма – в его направленности на поиск объективных закономерностей, которые регулируют все явления. Индетерминизм понимался как отрицающий самодостаточность природы и допускающий возможность чуда. Но неклассическая наука показала принципиальную несводимость причинности к однозначным связям: иначе она нарушается на квантовом уровне. Стало очевидным, что, кроме причинно-следственных, существуют и другие виды связей (целевая, функциональная, структурная, коррелятивная и т.д.). Невозможно при изучении сложных, саморазвивающихся систем все связи между их элементами трактовать как причинно-следственные, а объяснение понимать как поиск причины (процесса, предшествующего исследуемому и обуславливающего его появление). Введения различий между вероятностной и необходимой причинностью уже недостаточно: стало ясно, что этими категориями детерминизм лишь пытается фиксировать протекание нелинейных вероятностных процессов. Необходимость лишь частный, экстремальный вариант протекания статистических закономерностей, которые понимаются как основные. Неодетерминизм, в отличие от детерминизма традиционного, описывает процессы случайные (не имеющие внешней принудительной причины), а объекты понимает как способные к самоорганизации. Поскольку внешние причины не определяют состояние нелинейных систем (зависящее от их собственной, внутренней активности), их будущее нельзя предвидеть, исходя из прошлого. Ответная реакция этих систем в неустойчивых состояниях непредсказуема, а их описание как подчиненных универсальным, необходимым законам невозможно.

 

3. Философское понимание жизни и сознания.Жизнь – специфическая форма организации материи, для которой характерно единство наследственной программы (записанной в совокупности генов), обмен веществ (специфика которого определяется наследственной программой) и самовоспроизведение. Все живые существа на Земле являются элементами единой системы живого – биосферы, охватывающей поверхность Земли, верхнюю часть земной коры, нижнюю часть атмосферы и гидросферу (воды рек, морей, океанов). Биосфера – это особая оболочка Земли, включающая все живые организмы и среду их обитания; она – результат взаимодействия живого и неживого. Существует ли качественное отличие живой природы от неживой? Как отличить живые объекты от неживых? Предлагались следующие признаки для определения живого: обмен веществ, раздражимость, способность к росту и движению, размножение, приспособление к окружающей среде. В основе жизни лежат генетические программы: код, с помощью которого они записываются, универсален для всех живых существ. Используя энергию внешней среды, живое непрерывно обновляет себя и этим противостоит энтропии. Пока не поддается объяснению отсутствие переходных форм между живым и неживым: живые объекты не возникают из неживого. Ни один из живых объектов не существует в единственном экземпляре – все они появляются как представители определенного биологического вида. Основные мнения философов о сущности жизни таковы.

1. Механицизм считает, что жизни как таковой нет, жизненные процессы управляются теми же силами, что действуют в неживой природе: живые существа – сложные механизмы.

2. Гилозоизм считает, что все материальные объекты являются живыми существами, а миром движет «мировая душа».

3. Витализм считает, что в живых организмах присутствует нематериальный фактор, отделяющий живое от неживого («душа», «жизненная субстанция», «жизненная сила»).

4. Креационизм утверждает, что живые существа были сотворены Богом как совершенно отличные от неживых.

5. Эволюционизм считает, что живые существа возникли из неживой материи с помощью долгого процесса ее эволюции.

В настоящее время представления науки о жизни таковы.

1. Возникновение жизни – результат предшествующей эволюции планеты, и сами формы живых организмов не остаются неизменными. Современные представления о начальной стадии эволюции Вселенной исключают возможность существования в то время живых организмов. Поэтому живое вещество произошло из неживого хотя бы раз за историю Вселенной.

2. Живой организм постоянно взаимодействует с окружающей средой – происходит обмен веществом и энергией. Полученное этим обменом встраивается в собственную структуру организма: происходит его постоянное самообновление.

3. Существуют общие для всех организмов законы их строения и жизнедеятельности, но каждый организм уникален.

4. Биосфера включает разные виды, занимающие различные экологические ниши (комплексы природных условий), приспособленные к ним и взаимодействующие друг с другом.

5. Индивидуальная жизнь конечна, но рождаются новые живые существа, сохраняя уровень организованности.

Некоторые из живых существ обладают сознанием. Сознание – обобщенное целенаправленное отражение внешнего мира, соединенное с предварительным мысленным построением действий и предвидением их результатов, с регулированием поведения человека. Иногда сознанием называют любые формы психического отражения действительности, но правильнее сохранить это название за высшей из ее форм – способностью субъекта к выделению себя из окружающего мира, к самонаблюдению и самосознанию. Свойство отражения субъектом объективной реальности называется психикой, которая включает и бессознательные слои. Сознание – важнейший компонент психики: оно дает возможность вырабатывать обобщенные знания о связях и отношениях внешнего мира, регулировать свои отношения с ним. Под сознанием часто понимают и внутренний мир – совокупность мыслей, чувств, убеждений и т.п., не воспринимаемых органами чувств. Являясь продуктом культуры, сознание формируется в ходе овладения языком. Сознание реализуется в теоретической и практической деятельности. Для него характерно активное отношение к внешнему миру: сознание изучает мир и себя, ищет нужное, целенаправленно собирает одни сведения и игнорирует другие, формирует план действий и осуществляет управление ими. Оно может не только отражать существующее, но и предвосхищать ход событий, формируя образы предметов, которые не существуют сейчас или не могут существовать вообще. Так сознание отрывается от отражения и приобретает творческие черты.

Высшая форма сознания – самосознание, в ходе которого субъект осуществляет анализ своего «Я», своих поступков.

Сначала сознание отражалось в философии как душа: ей приписывались самодвижение и бессмертие. Затем долго господствовал психо-физический дуализм, считавший материю и сознание двумя субстанциями, не сводимыми друг к другу. Ученые, изучая мозг и психику, стремились понять сознание как совокупность материальных процессов (физических, химических, информационных). Марксизм понимал сознание как результат эволюции: предпосылкой его появления у предков человека считался переход к практическому освоению мира при помощи орудий труда. Сегодня под сознанием философы и ученые все чаще понимают не реально существующий объект, а понятие, обозначающее психическую деятельность человека.

Основные гипотезы о происхождении сознания таковы:

1. Идеализм утверждает, что сознание может существовать само по себе, независимо от его материальных носителей.

2. Панпсихизм приписывает обладание сознанием всем уровням и формам материи: все объекты в мире одушевлены.

3. Механистический материализм видит в сознании физическую реакцию организма, отрицая реальность сознания как самостоятельного явления. Данная точка зрения ссылалась на ряд фактов: зависимость сознания человека от состояния его мозга, возможность медикаментозного влияния на сознание. Но создаваемые сознанием образы нематериальны. Мыслит не мозг, а человек при помощи мозга: мозг – не источник, а орган сознания, а источник сознания – это вся жизнь человека.

4. Диалектический материализм считает, что вся материя имеет свойство отражения – способность тела реагировать на воздействия других тел, воспроизводя их особенности. Отражение качественно различно для разных форм организации материи и по мере их развития проходит различные уровни совершенствования. Для неживой природы характерны такие формы отражения, как механическая деформация. Для живого отражение начинает носить активный, избирательный характер, становясь психикой. Высшей формой отражения является сознание. Это – свойство высоко организованной материи.

5. Антиментализм понимает сознание как способность человека к определенным действиям, которая формируется при взаимодействии организма с окружающим миром. В его основе – нейробиологические процессы, возникшие эволюционным путем: более развитая наука сумеет каждому состоянию сознания поставить в соответствие нейрохимическое состояние мозга. Нет «Я» как центра, собирающего информацию и редактирующего ее: это понятие – результат нарушения логики языка. Популярны также «компьютерные метафоры», рассматривающие мозг как компьютерное устройство (hardware), а психические состояния – как программы (software). Мозг понимается как сложная информационно-процессуальная система, перерабатывающая информацию, поступающую из внешнего мира[1].

Сознание человека способно к мышлению: созданию абстрактных образов, операциям с ними и передачи их образов через язык. Мышление – целенаправленное обобщенное познание связей и отношений предметов и явлений. Относительная независимость мышления от реальности обеспечивает его творческую активность. Объекты представлены в мышлении в виде идеальных образов. Идеальность образа проявляется в том, что он несводим ни к самому предмету, ни к его воздействию на органы чувств (образ огня не жжет, образ снега не холоден), ни к происходящим в мозгу материальным процессам.

Язык – символическое выражение психической жизни; система знаков, служащая средством общения и мышления. Основная функция языка – обозначать словами определенные предметы и процессы. Язык универсален: он может выразить любое ощущение или рассуждение. Используя язык, человек общается не только с другими людьми, но и с самим собой, используя его как средство самоанализа и самоконтроля. Язык – средство объективации сознания (представления его содержания в чувственно воспринимаемой форме) и орудие совместной деятельности людей, основа мыслительной деятельности. Язык имеет коммуникативную функцию, осуществляя хранение и передачу информации. Он способен выразить содержание человеческого сознания (экспрессивная функция) и создать целостную картину мира (когнитивная функция), а также передать их содержание другому (трансляционная функция).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что понимается в философии под движением?

2. Каковы представления философии о пространстве и времени?

3. Что называется причинно-следственной связью?

4. Чем различаются детерминизм и неодетерминизм?

5. Какой смысл вкладывается в категорию «случайность»?

6. Какие функции выполняет язык?

7. Каковы основные философские представления о жизни?

8. Каковы современные концепции сущности сознания?


[1] См.: Грязнов А.Ф. Аналитическая философия. – М., 2006. – С.209-344.