Лекция 13. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Каковы основные идеи Н.А.Бердяева?

2. Какие этические конфликты раскрывал С.Л.Франк?

3. Что Н.О.Лосский называл «живым знанием»?

4. Каковы основные тезисы космизма?

5. Что К.Э.Циолковский называл «космической этикой»?

6. Каковы причины и закономерности становления ноосферы?

7. Каковы основные тезисы евразийства?

8. Что подразумевал М.М.Бахтин под диалогом?

 


[1] Франк С.Л. Сочинения. – М., 1990. – С.14-21.

[2] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989. – С.275.

[3] Там же. – С.283.

[4] Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993. – С.56, 83-84.

[5] Там же. – С.289.

[6] Там же. – С.55.

[7] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 2003. – С.480.

[8] Там же. – С.260.

[9] Там же. – С.260.

[10] Вернадский В.И. Химическое строение биосферы земли и ее окружения. – М., 1965. – С.328.

[11] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 2003. – С.256-259.

[12] Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. – М., 1993. – С.37.

 

1. Основные задачи и понятия онтологии.Онтология – это раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Онтология стремится рационально постичь целостность природы, осмыслить все существующее в единстве и построить рациональную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи вещей.

Онтология возникла в античности, когда философы поставили вопрос о сущности наблюдаемых явлений и высказали предположение, что эта сущность органам чувств недоступна: выявляет ее только разум. Идеи онтологии, стремящейся найти устойчивые основы изменчивости природы и раскрыть многообразные процессы как проявления ее целостности, стимулировали развитие науки, придавая ученым уверенность в естественной упорядоченности природы, в наличии в ней доступной их разуму гармонии. В античности была поставлена проблема первоначала или субстанции – первичного, самодостаточного слоя реальности. Субстанция – то, что устойчиво и постоянно; в отличие от чувственно воспринимаемых вещей, она воспринимается разумом и не зависит ни от чего, все определяя.

Выше были упомянуты некоторые онтологические концепции античных философов. Ими не исчерпывается многообразие идей. Так, Диоген Аполлонийский (не путать с киником Диогеном) заметил, что все элементы должны иметь нечто общее, иначе они не могли бы взаимодействовать; значит, элементы не последняя ступень бытия, а существует нечто, объединяющее их. Именно им введено понятие материи – бескачественной основы мира: материя беспредельна, безвидна и бессильна, она лишена свойств и поэтому все вмещает. Диоген так представлял космос: в пустоте, наполненной воздухом, при его сгущении и разрежении рождаются и распадаются миры.

Одной из самых интересных была космологическая система Анаксагора, который ясно противопоставил инертное вещество и двигатель-разум, отделив мысль от материи. Начальным состоянием мира, по мнению Анаксагора, была бесформенная и неподвижная смесь множества мельчайших частиц. Однажды в каком-то месте пространства эта смесь приобрела вращательное движение (по воле мирового разума). Под действием первичного вихря произошло разделение элементов: темное, влажное, холодное собралось в середине и образовало Землю, а светлое, сухое, горячее устремилось составило небеса. Цель творения – «осуществить все благое, заложенное в мире».

Итак, античность считала мир космосом – упорядоченной целостностью. Части космоса были иерархически упорядочены и подчинены единому закону красоты и порядка. Космос противопоставляли бесформенному и неупорядоченному хаосу.

Новое время увидело в природе сложный механизм, состоящий из материальных частей и подчиненный единым законам. Этот механизм, созданный Богом, нуждался только в первотолчке, после которого начинается его движение. Космосом правят простые и неизменные законы: на всех уровнях организации Вселенной процессы сводятся к взаимодействиям масс и сил. Основными понятиями онтологии были дух и материя. Материи приписывали такие свойства, как пассивность, косность, инертность. Противоположностью был дух – активный, невещественный, представленный множеством живых существ.

Субстанция – предельное, самостоятельно существующее основание, к которому можно свести многообразие мира; фундаментальный вид бытия, который обуславливает все другие его виды, а сам от них в своем существовании не зависит. Категория субстанции используется для отражения объективной реальности, рассматриваемой в ее внутреннем единстве.

Долгое время поиск субстанции, неизменной и существующей благодаря самой себе, был основным вопросом онтологии. Предлагались различные варианты. Монизм, выявляя сходство и взаимосвязь всех объектов, предполагал наличие за ними единого начала, определяющего все многообразие мироздания. Сущее понималось как результат развития духовного начала (идеализм) или в основе всех форм бытия усматривалось начало материальное (материализм). Духовная субстанция понималась как мировой разум (объективный идеализм это идеальное начало отождествлял с Богом, мировой душой и т.д.) или как личное сознание (субъективный идеализм отождествлял мир с содержанием этого сознания). В материи идеализм видел лишь бесформенное вещество, из которого дух создает видимый мир. Материализм признавал существование мира вне сознания и независимо от него; он рассматривал духовные явления как продукты эволюции материального мира, происходящей согласно его собственным законам. Если вульгарный материализм видел в сознании разновидность материи, то более развитые его направления понимали под сознанием свойство материальных объектов, возникшее на определенном этапе их развития. Позднее, когда была открыта эволюция, на роль субстанциальной первоосновы мира и единственного постоянного начала среди изменяющихся вещей предлагалась сама энергия (энергетизм). Но другие философы упрекали сторонников монизма в схематизации реальности и считали, что единым началом нельзя объяснить ее многообразие, представив все существующее как состояния и свойства единой субстанции. Дуализм предполагал существование двух равноправных субстанций, не сводимых друг к другу, – духа и материи. Дух понимали как субстанцию активную, свободную и способную к творчеству, а материю – как субстанцию пассивную и управляемую законом причинности, отражая их различие в противопоставлении души и тела, бытия и сознания, высшего мира и низшего. Плюрализм считал, что для разных уровней бытия характерны различные самостоятельные субстанции.

Но, начиная с немецкой классической философии, основным предметом ее исследования становится не субстанция, а субъект. Бытие понимается не как неизменное состояние, а как процесс; появляются концепции эволюционного развития субстанции. Позже философия вообще теряет интерес к этой проблеме; в картине мира место первоначала занимает понимаемый согласно последним достижениям науки субстрат – элементарные образования, из которых построен реальный мир. Наука, совершенствуясь, получила способность к построению в результате интеграции и систематизации знаний собственной, научной картины мира. Целостная система представлений о природе складывалась из представлений об основных объектах, их свойствах и взаимосвязях. Картина мира классической науки показывала Вселенную как множество материальных объектов, движение которых подчинено законам классической механики. Эта картина мира сыграла важную роль, обеспечивая единство развивающейся науки, но постепенно показала свою неполноту. После того, как кризис в физике начала ХХ века показал, что традиционные понятия онтологии нуждаются в уточнении, стали отрицания саму ее проблематику. Так, неопозитивизм рассматривал онтологию как рецидив метафизических заблуждений: картина мира должна строиться наукой, а традиционные суждения онтологии неверифицируемы.

Немногие концепции ХХ века касались онтологической тематики. Чаще всего в картину природы пытались ввести некую бессознательную силу (жизнь, волю и т.д.), которая отвечала бы за сложный процесс эволюционной смены форм ее организации и восходила бы от низших форм к возникновению сознания. Из всех онтологических концепций ХХ века наибольшая популярность выпала на долю эволюционной теории П.Тейяра де Шардена. Он утверждал, что материя и сознание едины и охвачены процессом эволюции – физическая энергия убывает по закону энтропии, а духовная возрастает. Неорганический мир развивается в мир органический, а тот дает человека. Некая «радиальная энергия» как духовная составляющая свойственна даже атому, а в живой материи дух обретает сознание, в человеке – самосознание. Источник мира и эволюции – Бог. Первый этап мирового процесса – «преджизнь», когда атомы соединяются в молекулы, все более сложные, и наконец появляется возможность формирования живой клетки. Жизнь не случайность, а новый этап эволюции – биологический. Решающий этап появление человека: до его появления все в мире было разобщено, а на долю человека выпадает возможность синтезировать все существующее в ноосфере – сфере духа. Ноосфера создается по мере научного прогресса, в нее включаются другие живые организмы и значительная часть неорганического мира. Это – третий этап развития Вселенной, после неорганического и органического миров. Эволюция движется к цели – точке Омега: «По своей сути ноосфера и вообще мир представляют собой совокупность, имеющую центр… Его безмерные поверхности… должны снова сомкнуться впереди в одном пункте, назовем его Омегой, которая и сольет их полностью и поглотит в себя»[1]. Итак, создаваемая ноосфера как гармоничная общность живого и неживого, по мнению П.Тейяра де Шардена, имеет своим пределом «точку Омега» – скачкообразный переход в состояние единого разумного организма.

Между тем общенаучная картина мира, выстраиваемая современной наукой, приобретает все больше философских аспектов. Заметное место в ней занимает антропный принцип, констатирующий, что строение мира неотделимо от существования его наблюдателей. Космологические постоянные Вселенной (физические константы, определяющие размеры, массу, заряд, время жизни элементарных частиц) словно бы «настроены» для того, чтобы сделать возможным появление жизни. Космологически антропный принцип фиксирует неустойчивость Вселенной к значениям набора ее фундаментальных констант. Незначительные отклонения в значении хотя бы одной из них привели бы к невозможности существования многих структур известного нам мира (атомных ядер, химических элементов, звезд и т.п.). Возможно, появление разумной жизни во Вселенной – не случайность, а закономерность. Религия понимает антропный принцип как подтверждение того, что Бог создал мир для людей. Наука предполагает, что данное сочетание космологических постоянных возникло случайно: возможно, существовали (или существует) множество миров с иными их значениями, но наблюдатели появились только в нашем мире.

Эта согласованность начальных условий Вселенной и отражается в антропном принципе, имеющем несколько формулировок. Слабый антропный принцип (Р.Дикке): то, что мы наблюдаем, должно удовлетворять условиям, допускающим существование наблюдателя. Сильный антропный принцип (Б.Картер): Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на определенном этапе появился человек. Синергетический антропный принцип (Дж.Уилер): Вселенная приобретает реальность посредством наблюдателей, которых сама и порождает на некотором этапе своего существования. Финалистский антропный принцип (Ф.Типлер): возникшее при развитии Вселенной производство информации не прекратится. Сверхсильный антропный принцип: человек является необходимым элементом Вселенной, так как его разум необходим для ее вечного существования (человеческий разум, став на определенном этапе эволюции участником космологических процессов, спасет Вселенную от необратимого распада из-за роста энтропии)[2].

Онтологическое значение имел системный анализ – теоретическое исследование сложных систем. Его основы заложены Л.Берталанфи в 40-е годы ХХ века. Под системой понимали модель любого объекта, представляющую его как совокупность элементов и связей между ними. При этом сами элементы системы в ходе ее взаимодействия с внешней средой могут меняться, а структура системы (отношения между элементами) постоянна и обеспечивает сохранение целостности системы при различных воздействиях. Каждый объект может быть рассмотрен как система, свойства которой несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов, а поведение которой обусловлено не только воздействиями внешней среды, но и ее собственной структурой. Системный анализ показал, что поведение и структура сложной системы не могут быть описаны полностью. Выделялись типы систем: закрытые, которые обмениваются с окружающей средой только энергией, и открытые, в которых происходит также обмен веществом со средой.

Кибернетика, исследуя устойчивость и управляемость систем, особое значение придавала информации – свойству материальных объектов запечатлевать в своей структуре различные состояния и передавать их друг другу. Отвлекаясь от тех форм материи и энергии, с помощью которых осуществляется передача информации, кибернетика понимала информацию как неоднородность в их распределении. Любое взаимодействие системы со средой понималось как информационное (накопление, переработка или передача информации), а устойчивость системы (сохранение ее организованности) связывалась с ее способностью сохранять поступившую информацию.

Так фундаментальный философский смысл получили научные понятия: энтропия (понимаемая как мера неорганизованности системы) и информация (анти-энтропия, отражающая рост порядка, увеличение сложности и разнообразия структур).

Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-е годы ХХ века и посвященное исследованию открытых нелинейных систем. В отличие от линейных систем (чье поведение описывается уравнениями первого порядка и поэтому полностью предсказуемо), реакция нелинейной системы на внешнее воздействие не определяется его величиной. Синергетика обратила внимание на неустойчивые процессы и возникающую в их результате самопроизвольную упорядоченность, сопровождающуюся резким понижением энтропии. Отмечено, что в сложных нелинейных системах возможна самоорганизация – спонтанное (независимое от внешних условий) возникновение или совершенствование упорядоченных структур. Эти процессы наблюдаются в системах с большим числом элементов и делают невозможным точное описание их развития. Как правило, система предсказуемо реагирует на внешние воздействия, то есть находится в устойчивом состоянии. Но с усилением этих воздействий ее поведение становится неустойчивым: незначительные и непредсказуемые изменения внешних условий (флуктуации) могут изменить систему. Ситуации, после которых для системы открывается несколько возможных путей развития, назвали точками бифуркации. Поскольку бесконечно малая флуктуация может изменить все развитие системы, предсказать ее поведение в точке бифуркации невозможно: выбор пути эволюции системы подчинен случайным факторам. Именно в точках бифуркации происходит быстрая и непредсказуемая перестройка системы, после чего она снова переходит в устойчивое состояние.

С помощью подобной модели ученые описали нелинейные процессы (горение, диффузию, автокатализ), а теперь пытаются представить все эволюционные процессы как самоорганизацию нелинейной среды. Синергетика превращается из научного направления в новое мировоззрение: на основе ее принципов пытаются объяснить процессы саморазвития во всех системах – физических, биологических, социальных. Ранее случайность и неустойчивость пытались исключать из научных теорий и картин мира, сегодня они понимаются как предпосылки развития.

Переосмысляется понятие хаоса: в нем видят самодостаточность и потенциальную упорядоченность, способную выявиться во множестве структур. Так, И.Пригожин говорит о «детерминированном хаосе» или о «порядке из хаоса», описывая внутреннюю активность хаоса и его созидающий потенциал, позволяющий порождать на микроуровне организованные структуры. Но, хотя из хаоса и может рождаться локальный порядок, ценой является увеличение энтропии внешней среды.

Синергетика видит мир не совокупностью частиц, а системой нелинейных процессов. Достоинства синергетической картины мира и ее неизбежные ограничения покажет будущее.

Итак, в ХХ веке происходит падение интереса к онтологии: наука способна дать нефилософское обоснование единства мира. Но многие философы считают эту тенденцию ошибочной, выступая против деонтологизации философского знания. Новую онтологию видят совокупностью знаний, отражающих предпосылки существования человека и принципы его деятельности, Она займет промежуточное место между наукой и философией (стремясь соединить научные знания о природе с поиском стоящих за ее процессами иных видов бытия).

Онтология использует ряд понятий для отражения мира.

Действительность – совокупность материальных тел, существующих в пространстве и времени и данных в восприятии, а также идеальных объектов и культурных ценностей.

Вселенная – это понятие, охватывающее все существующее, как физическую систему наибольшего масштаба, который доступен нашим знаниям и наблюдательным средствам.

Космос – это самодостаточная реальность, содержащая все материальные формы, структурно упорядоченная и подчиненная единым, внутренним, необходимым законам физики.

Природа – это мир, независимый от человека и развивающийся по своим законам, но являющийся для человека окружающей средой (совокупностью условий его существования).

 

2. Философское понимание бытия. Бытие – самая абстрактная из философских категорий; это – объективная реальность, существующее вообще. Противоположность бытия – небытие, ничто; мы не можем даже представить себе что-либо, относящееся к категории небытия – ведь к бытию принадлежат даже наши мысли. Иногда мы называем переходом в небытие разрушение, но это переход в иную форму бытия. Первым употребил понятия бытия и небытия Парменид: для него бытие было противоположностью преходящему, изменчивому миру вещей: если они познаваемы чувствами, то бытие открывается только логическому мышлению. Бытие – то, что имеется за миром вещей: оно едино, неизменно, неподвижно, не имеет чувственных свойств, вечно, несотворимо и неуничтожимо, но ограничено в пространстве (имеет форму шара). Платон противопоставил понятие единого бытия как более глубокого слоя действительности чувственному бытию как многообразию вещей. Он различал материальное бытие и идеальное, доступное лишь философскому разуму. Тот же путь прошли философы Индии, противопоставив бытию иллюзию мира – майю. В средние века христианские философы считали, что бытием в полном смысле слова обладает лишь Бог: живые существа и предметы сотворены им, а потому сами не имеют доступа к бытию. В Новое время бытие отождествлялось с веществом и воспринималось как объективная реальность, противостоящая человеку. По мере развития философии высказывались и мнения, что понятие бытия как самое всеобъемлющее не нужно: сказать о чем-либо, что оно есть – значит, ничего не сказать. И.Кант считал, что бытие не способ существования вещей, а общезначимый способ связи наших понятий и суждений. Г.Гегель утверждал, что бытие – самое «тощее», малозначащее из понятий. Но смысл категории бытия – в подчеркивании единства мира как непреходящей целостности, несмотря на множественность изменяющихся форм. Категория бытия как предельно общая абстракция объединяет по признаку существования все предметы и процессы; все многообразие явлений, относящихся к одному типу бытия, объединено некой общей основой. Можно выделить следующие типы бытия:

1. Материальное объективное бытие – существует вне человека и независимо от сознания человека (заключает в себе все вещи, процессы, состояния материального мира).

2. Психическое субъективное бытие – включает все, относящееся к внутреннему миру человека, содержащееся в его сознании (мысли, чувства, фантазии, идеи и т.п.).

3. Объективное духовное бытие – внеиндивидуальные формы бытия, принадлежащие социальной общности: рожденные интеллектуальной деятельностью человека и в то же время не принадлежащие его внутреннему миру. К этому типу принадлежат основные понятия этики, логики, математики. Объективна ли, например, таблица умножения? С одной стороны, она существует как продукт нашего разума; с другой, она не зависит от разума отдельного человека, и даже все человечество не могло бы ее изменить. То же можно сказать о математических операциях и других категориях науки. Они субъективны как создаваемые и совершенствующиеся в ходе развития человечества и объективны как отражение реальных процессов мира.

 

3. Философское понимание материи.Материя – основополагающая категория философии, обозначающая объективную реальность, данную нам в ощущениях; для материалистов она – причина, содержание и носитель всего многообразия материального мира. Противопоставленная субъективной реальности сознания, материя сначала понималась как конкретная вещь, из которой состоят наблюдаемые объекты (четыре элемента Эмпедокла); потом представление углублялось, принимая более абстрактную форму элементарных структур природы (атомы Демокрита). Попытки найти первоначало (понимаемое как фундаментальная основа бытия, вносящая в многообразие вещей порядок и единство) привели к формированию механистической картины мира: мир понимался как совокупность относительно устойчивых тел, перемещающихся в пространстве с течением времени (это движение подчинено законам механики, поэтому его можно предсказать), а материя представлялась как вещество – совокупность неделимых частиц, обладающих объемом и массой покоя, механически движущихся в пустоте. Затем веществу стали противопоставлять поле – непрерывное, в отличие от дискретной материи, и лишенное массы. Всеобщую сущность вещей искали не в общем носителе – субстрате, а в наличии у материальных объектов общих свойств (массы, протяженности и т.п.). Позже был открыт корпускулярно-волновой характер микрообъектов: привычное противопоставление поля и вещества утратило смысл. Выяснилось, что частицы обладают волновыми свойствами, а все поля имеют своими носителями частицы. Поэтому, когда в конце ХIХ века произошла революция в естествознании, сокрушившая механистическую картину мира, идеалисты заговорили об «исчезновении материи» – и получили ответ материалистов: исчезла не материя, а старые представления о ней.

Физическое понимание материи постоянно изменяется: так, ушли в прошлое противопоставление поля и вещества, материи и энергии. Считающиеся необходимыми для материальных вещей свойства (масса, упругость) оказались присущими лишь некоторым ее уровням. Философское понимание материи не сводится к сумме известных фактов: отождествление понятия материи как объективной реальности с конкретными научными представлениями о ее структуре и свойствах приведет к исключению тех видов и свойств, которые еще неизвестны науке. Поэтому в настоящее время материю определяют двумя признаками, отличающих материальное бытие от других его классов: объективностью, то есть независимостью от нашего сознания, и доступностью для чувственного восприятия (хотя существуют ее проявления, которые недоступны нашим органам чувств, но они могут постигаться через приборы).

В философии существует несколько пониманий материи.

1. Объективный идеализм считает материю объективно существующей, но пассивной субстанцией (ей приписывают неподвижность, косность, инертность), подчиненной активной субстанции (духовной) – источнику движения и развития.

2. Субъективный идеализм считает материю лишь иллюзоным, преходящим порождением субъективного начала (духа).

3. Механистический материализм утверждает, что все состоит из материи: ей приписывает бесконечность в пространстве и вечность во времени, способность движения и развития (материя не нуждается для этого в воздействии извне).

4. Диалектический материализм утверждает, что материя – объективная основа всего существующего: материя первична, а другие виды бытия есть ее порождение; мир – движущаяся материя в ее бесконечно разнообразных проявлениях.

Материю нельзя противопоставлять конкретным вещам как сырье, из которого они формируются. Материя существует только в виде бесконечного разнообразия конкретных объектов. Вещи не состоят из материи, а являются конкретными формами ее проявления. Поэтому материальное единство мира не противоречит наличию различных структурных уровней материи, каждый из которых имеет своего носителя и свою систему закономерностей. Каждый уровень качественно своеобразен и, хотя и состоит из низших уровней, не сводится к ним. Принцип материального единства мира утверждает: 1) все уровни материи имеют общее происхождение, взаимодействуют друг с другом и переходят друг в друга; 2) любой материальный объект обладает всеми свойствами материи; 3) все материальные процессы подчиняются единым законам.

В настоящее время выделяют следующие структурные уровни неживой материи: уровень элементарных частиц; атомный уровень; молекулярный уровень; уровень макроскопических тел; уровень космических тел; уровень галактик; уровень Метагалактики. Возможно, существуют уровни больших и меньших масштабов (например, вакуумный, кварковый или системы метагалактик), но законы их наукой еще не изучены. Выделяют отдельно уровни живой природы: органический (клеточный) уровень; многоклеточный организм; популяция (группа организмов одного типа, живущих на одной территории); биоценоз (совокупность живых существ, населяющих данный участок); биосфера. Можно выделить социально организованную материю, бытие человека. Ее уровни: человек; семья; социальная группа (коллектив); народность (этнос); человечество.

Итак, известная нам материя обладает структурностью: существуют и различные закономерно связанные уровни материи, и материальное единство мира – их взаимосвязь и взаимозависимость, наличие ее универсальных свойств и законов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Какие цели преследует онтология?

2. Что такое субстанция и сколько субстанций выделялось?

3. Каковы принципы синергетической картины мира?

4. Как используется в философии понятие бытия?

5. Какие виды бытия выделяет философия?

6. Что понимается под материей разными философскими учениями?

7. Что означает материальное единство мира?

8. Каковы структурные уровни материи?

9. Почему уже не противопоставляются поле и вещество?

 


[1] П.Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1965. – С.294.

[2] См.: Гивишвили Г. Сверхсильный антропный принцип // Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003. – С.909-911.