Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь

Формирование научно-философского понимания материи

 

Впервые понятие «материя» использовал Платон для обозначения инертной пассивной массы, из которой под воздействием вечных бестелесных идей возникают различные предметы земного мира. Такое понимание материи характерно для идеализма.

Философский материализм долгое время отождествлял материю и вещество. Материи приписывались такие свойства, как протяженность, непроницаемость, вес, механическая масса. Открытия физики в конце XIX – начале XX вв. показали ограниченность этих представлений. Некоторые философы предложили вообще отказаться от понятия материи, объявив его пустой абстракцией (махизм). Против этого выступил В.И. Ленин. В своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» он предложил свое определение материи, в соответствии с которым материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях. В этом определении главная характеристика материи – объективность, то есть ее независимое существование от воли и желания людей. Таким образом, к материи относятся не только те предметы и явления, которые известны человеку, но и те, которые еще не открыты наукой. Кроме того, к материи относятся не только вещественные формы, но и производственные отношения, поскольку они существуют объективно.

Современная наука выделяет два основных вида материи: вещество и поле. Частицы вещества дискретны, обладают массой покоя. Физические поля массы покоя не имеют и в пространстве распределяются непрерывно. Однако вещество и поле нельзя противопоставлять: частицы вещества образуют поля, а поля входят в структуру вещества. Кроме этих видов материи, иногда выделяют и другие: плазму, физический вакуум, информацию. Современная наука постоянно расширяет и углубляет представления о структуре и свойствах материи. Все материальные объекты она рассматривает как системы, а многообразие материальных систем сводит к трем типам: системы неживой природы, системы живой природы, социальные системы.

 

Движением в философии называют любые изменения. Движение абсолютно и относительно. Его абсолютность означает, что материя находится в состоянии непрерывных изменений, а относительность движения заключается в том, что оно существует не само по себе, а как изменение конкретных материальных систем. Движение, будучи абсолютным не исключает элементов покоя, но покой – это частный случай, временное состояние вещей.

Попытку классифицировать формы движения материи предпринял Ф. Энгельс в конце XIX в. В своей работе «Диалектика природы» он выделил пять форм движения материи.

1. Механическая – перемещение макротел в пространстве.

2. Физическая – оптические, тепловые, магнитные, электрические явления и процессы.

3. Химическая – единичные и групповые взаимодействия молекул.

4. Биологическая – рост и развитие живых организмов.

5. Социальная – общественные явления и процессы.

Первые три формы движения материи Энгельс назвал низшими, две последние – высшими. Он установил два типа связей между высшими и низшими формами движения: генетическую и структурную.

Генетическая связь состоит в том, что высшие формы движения материи возникают на основе низших как их синтез.

Структурная связь заключается в том, что высшие формы движения материи обязательно включают в себя низшие, но к ним не сводятся и своей специфики не теряют.

Развитие науки в XX в. внесло некоторые поправки в эту классификацию. Механическая форма движения утратила самостоятельный статус и стала рассматриваться в качестве «фона» других форм движения. Физическая форма распалась на микро- и макроуровень физических процессов. Химическая форма теперь понимается как совокупность различных типов реакций. Биологическая форма выступает как иерархия процессов жизни на разных структурных уровнях ее организации: от доклеточных до уровня биосферы. Социальная форма движения выделяется как особый вид и уровень организации материи, требующий специальных методов и средств познания.