Критический рационализм

Западной философии

Лекция 10 Основные течения современной

 

 

Критический рационализм – результат распада неопозитивистской философии. Его основатель К. Поппер (1902-1994 гг.) в юности участвовал в работе «Венского кружка». Знакомясь с различными популярными научными теориями, он заметил, что некоторые из них согласовываются со всеми фактами и ничего не запрещают. Это навело его на мысль, что опытная проверяемость не может служить критерием научности. В связи с этим он выдвинул тезис о том, что научной является та теория, которая может быть опровергнута (фальсифицирована). Идея фальсификационизма Поппера стала продолжением некоторых взглядов античных философов, а также Декарта и Лейбница.

Исследуя динамику развития науки, Поппер предложил концепцию ее роста, которая выражается следующей формулой:

,

где P – научная проблема, которая требует решения; Т – теория, которая ее объясняет; Е1Е1 – устранение ошибок, которые создают новую проблему и порождают новую теорию, и так до бесконечности.

Следовательно, развитие науки представляет собой рождение и опровержение научных теорий. При этом каждая опровергаемая теория становится почвой для выдвижения новой. Поппер разработал онтологию трех миров, согласно которой реальность включает в себя:

1) мир вещей, физической природы;

2) мир человека, индивидуальной психики;

3) мир идей, научного знания.

Третий мир возникает как результат взаимодействия первого и второго. Способом существования его является язык. Приобретя языковую форму, третий мир существует объективно, независимо от психики людей. Он связан с познанием особого рода, в котором нет познающего субъекта. Идеи Поппера получили свое дальнейшее развитие в трудах американских философов Т. Куна, И. Локатоса, П. Фейерабенда и др. Их учения получили общее название «постпозитивизм». Главным объектом изучения этих философов были проблемы исторического роста научного знания.

Т. Кун (1922-1996) в своей работе «Структура научных революций» (1962 г.) выделил в научной деятельности две фазы: эволюционную и революционную.

Первая отличается тем, что ученые уверены в том, что они хорошо знают и понимают окружающий мир. Эта уверенность объясняется их приверженностью к определенно доказанной, хорошо сформулированной точке зрения на природу мира, которую он называл парадигмой. В определенный период времени число опровергающих устоявшуюся теорию фактов достигает критической отметки и ее обоснованность разрушается. Процесс перехода от одной парадигмы к другой он назвал научной революцией. Формирование новой парадигмы не означает автоматического исчезновения старой. Она существует столько же, сколько живут ее приверженцы.

П. Фейерабенд (р. 1924 г.) сформулировал принцип пролиферации. Его смысл состоит в том, что развитие науки представляет собой процесс постоянного умножения разных конкурирующих друг с другом гипотез. По его мнению, ни одна идея не реализовала полностью себя, поскольку была заменена новой. Теории заменяются другими задолго до того, когда могут показать все свои возможности.

Фейерабенд выступил с резкой критикой тех институтов общества, которые мешают пролиферации, среди которых он особо выделил церковь, государство, политические партии, массовое сознание, крупные капиталы.

Таким образом, критицизм признается сторонниками постпозитивизма высшим идеалом как науки, так и социальной практики.