Русская философия

Философия жизни

Конец XIX – начало XX века. Жизнь – исходная целостная реальность. Основные идеи в работах Артура Шопенгауэра. Телесный или чувственно воспринимаемый мир понимается не как объективно существующий, а всего лишь как представление в сознании субъекта. То, что стоит за этими чувствами, Шопенгауэр трактует как Кант – нечто непостижимое. Поэтому, мир становится миром только после того, как появится первый видящий его глаз, первое слышащее его ухо. В основе бытия – иррационализм. Слепая сила, не имеющая основания в чём-либо – воля в жизни, которая проявляется в бесконечном множестве форм. Жизнь является борьбой всех против всех. Жизнь каждого человека – трагедия. Человек одержим различными желаниями, страстями – проявлением «воля в жизни». Но человеческая жизнь бессмысленна.

Оказало огромное влияние на Ницше.

 

 

Лекция №4 (22.05.2010)

 

Считается, что русская философия складывается в X-XI веках и связана с христианизацией Руси. В число первых философских произведений относят «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона XI века. В нём обоснована идея включённости России в мировой исторический прогресс христианской религии. Утверждается идея равенства всех народов. Ещё одно раннее произведение «Поучение» Владимира Мономаха XII века. Посвящено оно проблемам мирской этики и представляет собой духовное завещание детям. Вновь утверждается идея доминирования духовного в человеческой жизни, идея гуманного отношения ко всем людям, предписывается заботиться о простых людях, о смерде (крестьянах) и челяди (слугах). Мировоззрение русских людей в этот период утверждаются идеи христианской религии и философии. Появляется много переводных произведений. В XIV-XV века в Русь проникают учения исихазма (от греч. – покой, безмолвие). Это аскетическое учение о внутренней и духовной сосредоточенности при помощи определённых приёмов медитации, в том числе, и обета молчания. Сторонниками исихазм были Андрей Рублём, Максим Грек, Нил Сорский. В XVII-XVIII веках начинает складываться самобытная русская философия. С основанием 1755 году московского университета начинается отход русской философии от византийских и западноевропейских образцов. В первой половине XVIII века создаёт своё учение Ломоносов. « … по физике и корпускулярной философии», «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств». Мироздание представляется ему упорядоченным, структурированным, бесконечным. Миру присуще движение, он бесконечен в пространстве и во времени. Вселенная дополнена множеством миров, которые могут быть населены разумными существами. Ломоносов был сторонником деизма. Мир развивается по строгим законам, которые возможно познать. Наполняющие мир тела (объекты) материальны. Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя делима на корпускулы. Корпускулы сложны и недоступны для наблюдения. Движение в мире требует предполагать существование Бога как двигателя, который «запускает» все двигательные процессы. Историю Ломоносов рассматривал как рождение, расцвет и гибель различных народов. Ломоносов отрицал линейное развитие всех народов и так же отрицал идею избранности тех или иных народов.

Деистической направленность характеризовались и взгляды Радищева. Первая ступень – это бесформенная материальная маска. Вторая ступень – это неодушевлённая вещественность земной природы. Третья – это живое начало, к которому принадлежит человек. Четвёртая – это вселенная вцелом. Человек рассматривался Радищевым как единство материального и духовного начала. Специфика человека состоит по сравнению с другими живыми организмами в прямохождении и истинном отличии человеческого мозга, способности к речи, способности к трудовой деятельности и в стремлении к совершенствованию условий и себя. Радищеву присущи резкие критические замечания в адрес современного политического режима и самодержавия с крепостным правом.

В 30-40 годы XIX века складываются два важнейших идейных направления в русском мировоззрении: славянофильство и западничество. Славянофильство направило усилие на определение национальной специфики России, её сущностного, культурного ядра. Особый путь развития они связывают с коллективистским началом русского народа, с патриархальностью, с любовью к самодержавию и православием. Патриархальность русского народа, как считали славянофилы, позволит избежать коренной болезненной ломки общественных устоев. Хомяков, Кирилевский, Аксаков и другие.

Западничество рассматривала Россию как включённую в мировой процесс прогрессивного развития. Как идущую тем же путём, что и развитые страны Европы. Единственная её специфика – это культурное отставание, обусловленное социально-политическими препятствиями (крепостное право, самодержавие, отсутствие политических прав и свобод). Грановский, Белинский и другие.

К концу XIX века русская философия переживает взлёт. Соловьёв, Леонтьев, Лоренский и другие. Один из наиболее выдающихся – это Владимир Соловьёв. Основной идеал Соловьёва – единство. Объединение всего разрозненного в целое. Он мечтал о единстве во всех сферах культуры. О синтезе религии в идеале – вселенской церкви. О единстве науки, искусства и религии. О единстве божественного творения и самого творца. Соловьёв приходит к выводу, что мир – благо и всё сущее дано на благо человека. Однако, в работе «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» Соловьёв говорит о том, что зло в мире представляет реальную силу и бывают периоды временного торжества зла. Но это не значит, что со злом не нужно бороться. Соловьёв отвергает тезис Толстого о непротивлении злу – призывает всех бороться с несовершенством мира. Соловьёв развивал идею о богоизбранностью русского народа, обладающего третью силой всего народа. Восточный деспотизм подчиняет все сферы человеческой жизни единому началу, а буржуазная цивилизация Европы разрушает единство и целостность, утверждает эгоизм и анархию. Только в русской культуре единство высшего начала сочетается со свободным разнообразием форм. Россия должна провести свою силу в человечество. Но при этом, это может быть мученическая и жертвенная роль.

В конце XIX – первой половине XX века работал Бердяев. Его работы «Истоки и смысл русского коммунизма», «Судьба России», «Философия свободного духа», «Самопознание» и другие. В своих идеях выдвигал идеи экзистенциализма. В общественной жизни Бердяев отстаивал иерархию и повиновение, на которых держится единство общественной жизни. Это единство разрушилось бы, если бы не было руководства одних и повиновения других. Неравенство оправдано верой в Бога. В общественной жизни человек должен руководствоваться духовной целью, приобщаясь к ней, человек попадает в царство свободы. Самой ценной является человеческая экзистенценлная. То есть, должен быть индивидуальным. От сюда проистекает критика Бердяева марксизма с его проповедями социального равенства, стремлением рассматривать человека не как свободную экзистенцию, а как совокупность общественных отношений.

 

 

Лекция №5 (29.05.2010)

 

Бытие – важнейшее философская категория. С неё начинается философское осмысление мира. В ней отражается убеждение человека в существовании окружающей действительности и самого себя. Мир обладает бытием. «Он есть»: это утверждение является предпосылкой любых рассуждений о мире. Бытие – это философская категория, обозначающая верность. Понятие бытие сходно однопорядково с такими понятиями как: реальность, действительность, существование. Во многих случаях, эти понятия однозначны. Всё возникшее, всё реальное, всё действительно существующее – это бытие. Всё исчезнувшее – это небытие. В самых различных и несхожих явлениях есть общее то, что объединяет их в единство. Это общее – бытие. Они есть, они существуют. Понятие бытие абстрагируется от конкретных различий вещей. Это придаёт миру исходную целостность, делает его единым объектом философского анализа. Бытие – это предельно широкая общая категория философии. Понятие бытие не сводится только к предметно-вещественному миру. Можно выделить различные сферы бытия:

1. Материальный мир. Существование тех объектов, которые независимы от сознания и воли людей. Это бытие вещей, процессов, состояний природы.

2. Мир сознаний (бытие идеального). Этот мир субъективен, то есть, зависим от воли сознания желания человека. Но при этом, он обладает реальностью, хотя и отличен от материального мира.

3. Объективированные формы духовного. Это порождения нашего сознания, ставшее доступным для других, выраженное вовне, ставшее достоянием духовной культуры общества. Наука, искусство, религия, мораль и так далее. Они выходят за рамки субъективного быта и обретают объективную общественную значимость.

4. Бытие самого человека в мире. Человек как индивид принадлежит к двум сферам мира. Природному, вещественному, материальному миру и идеальному духовному миру. Наше тело – это часть материальной природы. Его существование и развитие подчиняется общим для всех живых существ законам. Человеческое же сознание – это идеальное. Именно оно позволяет человеку не только быть, но и осмысливать как собственное бытие, так и бытие мира. Такая двойственность человека была рано помечена в философии и выразилась в противопоставлении тела и души.

5. Бытие созданных человеком вещей. Это мир человеческой материальной культуры. С одной стороны, создаваемые человеком вещи материальны. С другой стороны, они порождены человеческим сознанием (придуманы, сконструированы, разработаны). Более того, сам процесс их создания – это процесс сознательной человеческой деятельности (он предполагает цель, выбор средств, волевые и трудовые усилия).

Вопрос о том, каким образом взаимодействуют различные формы бытия в первую очередь материальное (идеальное) бытие, является одним из основных вопросом философии. Бытие – это абстрактное понятие. Бытие и его формы обретают содержание и конкретизируются при помощи других философский понятий (материя, сознание, пространство, время, движение). Раскрытие и конкретизация понятий бытие составляют сущность антологии. Это базисная часть философского знания. Только выстроив антологию, возможно строить гносеологию, этику, социальную философию и так далее.

Следующее за бытием понятие – это материя. Понятием материя фиксируется разделённость мира на реальность независимого от человеческого сознания и реальность самому сознанию. Понятие материи всегда было связано с поиском носителя всех свойств и явлений в мире, то есть, с поиском субстанции. Вопрос о характере и числе субстанций является важнейшей классификацией философских учений. Материализм (наивный, метафизический, идеалектический) идеализм (субъективный, объективный). С антологической точки зрения материя – есть субстанция. Она есть причина самой себя. Материя как субстанция обладает свойствами самопорождения, самодвижения, внутреннего развития. Материя и субстанция, что означает, что материя является источником всего происходящего в мире. Второй аспект понимания материи – гносеологический. С этой точки зрения понятию материя фиксируется противопоставленность мира и человека, природы и сознания. В этом аспекте материя существует независимо от сознания и отображается им. Фиксируется ситуация отстранённости человека от мира. В тех образах, которые создаёт сознание, нет ничего вещественного, ничего материального. Понятие, представление, ощущение не являются материальными объектами. Материальное по своему истоку сознание способно порождать идеальные объекты. Сознание – это одна из форм отражения. Сознание исходит из реального взаимодействия с миром, но на его основе способно порождать образы, для которых нет прототипов действительности. Определения материи как правило даются на основе гносеологического понимания. «Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемое им». По отношению к сознанию первична в нескольких аспектах:

1. В генетическом. Появлению сознания предшествует эволюция материальных систем.

2. В функциональном. Сознание есть свойство (функция) высокоорганизованной материи.

3. В гносеологическом. Материя является источником возникающих в сознании образов. Материя – есть осознанное бытие.

Когда мы противопоставляем материю сознанию, то мы определяем как объективную реальность. Когда мы сопоставляем материю со всем миром в целом, то мы понимаем её как субстанцию, то есть, как основу и источник всех проявлений, в том числе, и сознания. Основными свойствами материи как субстанции является: самопричинность, несотворимость и неуничтожимость, сохранение атрибутивных свойств, неисчерпаемость. Атрибутивные свойства – это важнейшие основные свойства материи, без которых она непредставима и которые проявляются на любом уровне организации материи. Основными атрибутивными свойствами материи являются: пространство, время, движение, системность, отражение.

 

 

Лекция №6 (05.06.2010)