Замещение труда капиталом

Разделение труда и экономика специализации

Чарльз Бэббидж родился в 1792 г. в семье богатого английского банкира.

Если бы его отец не был богат, сын, вероятно, умер бы в детстве, так как часто

болел. Слабость его физического здоровья компенсировалась силой интеллекта.

Он был любознателен, изобретателен и намного умнее, чем большая

часть его сверстников. Может быть, именно болезнь сделала его капризным и

нетерпимым. Для него было обычным делом трубить в рог у своего дома, чтобы

прогнать шарманщиков, которые мешали ему работать. Кто-то сказал о Бэббидже, что "тот разговаривал так, как будто ненавидел все человечество в целом,

англичан в особенности, а английское правительство вместе с шарманщиками

больше всего".

Бэббиджа всегда интересовало, как устроены вещи, и этот интерес привел

его к занятиям математикой в Кембридже. Его математический талант помог ему

в изобретении знаменитой "аналитической машины" — предшественника цифровой

вычислительной машины. Широта интересов в области науки

побудила его к путешествию по Европе в течение более 10 лет, где он наблюдал

и изучал промышленные предприятия, прежде чем вернуться в Кембридж и стать

в 1828 г. профессором математики.

Наиболее выдающимся вкладом была публикация книги Бэббиджа "Экономика

машин и промышленных предприятий". Изучение заводов в течение

10 лет, бесспорно, оказало влияние на содержание книги, а также позволило

расширить диапазон вопросов, которые он здесь обсуждает. В ней содержится

множество рассуждений о значении инструментов, размещении предприятий,

профсоюзах и применении счетных машин, работающих на перфорированных

картах. И все же именно положения Бэббиджа о специализации, или разделении

труда, помогают нам понять природу и значение фабричного производства.

Бэббидж не был первым из тех, кто обсуждал достоинства разделения

труда. Более чем за полвека до него Адам Смит опубликовал свое знаменитое

"Богатство народов", первые три главы которого были посвящены важности

разделения труда, при этом приводился пример использования этого принципа

при изготовлении булавок. Заимствование Бэббиджа у Смита очевидно, хотя он

смог развить и усовершенствовать эту оригинальную идею.

Одна из важных отличительных особенностей концепции Бэббиджа —

разделение физического и умственного труда. Если специализация хороша для

заводских рабочих, то, спрашивал Бэббидж, почему она не столь же полезна для

математиков? В нашем обществе специализация легко находит оценку и понимание.

Мы привыкли к врачам, имеющим дело только с ушами или со скелетом, к

юристам, которые специализируются исключительно на недвижимости, и к бухгалтерам,

занимающимся только налогами. Такого не было в Англии XVII в. Специализация

казалась не столь очевидной для фермера или работника надомного

производства. Прежде чем появились заводы и сборочные линии, люди были

универсалами, они одновременно пахали землю, сеяли, вносили удобрения, а затем

собирали плоды своего труда.

Бэббидж распознал потенциальные возможности специализации. Фактически

он утверждал, что разделение труда представляет собой наиболее важный

принцип для всех тех, кто выполняет какую-либо работу. Подобно А.Смиту он

составил перечень положительных характеристик специализации, из которых

наиболее важными являются следующие:

1. Она позволяет сокращать время, необходимое для овладения профессией.

Время, которое требуется для того, чтобы освоить профессию, зависит

от ее сложности и числа отдельных операций, необходимых для ее

выполнения. Чем сложнее задание и чем больше операций оно содержит,

тем больше потенциальная выгода от специализации.

2. Она уменьшает отходы материалов во время курса обучения. Когда человек

обучается новому делу, он неизбежно допускает ошибки при изготовлении

товаров. Это приводит к потерям. Эти потери можно уменьшить,

если человек ограничивает свое внимание только одной задачей,

которую он быстрее учится выполнять.

3. Она исключает время, которое тратится на переход от одного вида задания

или работы к другому. Человек, который специализируется на

плотничьих работах, не теряет времени на то, чтобы сделать перерыв

для выполнения водопроводных или электротехнических работ.

4. Она дает возможность достичь высокого уровня квалификации. Теоретически

качество повышается в результате разделения труда по той причине,

что повторяемость операций ведет к повышению скорости и качества

работы.

5. Она стимулирует трудосберегающие инновации. Как и Смит, Бэббидж

считал, что специалист, который становится экспертом в выполнении одной-единственной задачи, с большей вероятностью может изобрести,

внедрить инструмент или способ, позволяющий усовершенствовать его

труд.

6. Она обеспечивает большую сочетаемость человека и задания. Если человек

нанят для того, чтобы выполнять все виды работ, то он должен

уметь выполнять самый тяжелый или самый сложный вид задания в рамках

всего комплекса работ. По мере специализации мастерство и физические

способности легче приспособить к конкретному заданию.

Бэббидж считал, что, как правило, чем выше квалификация, необходимая

для определенного рабочего места, и чем меньше время, в течение которого

данная квалификация задействована, тем выше преимущества специализации. Рабочий,

выполняющий простое задание, может сосредоточиться исключительно

на нем и быстрее его выполнить. Рабочий, который должен выполнять одновременно

много заданий, не так быстро приобретает квалификацию, которая требуется

для выполнения специфичного задания. Без разделения труда обучение требует

немалого времени, увеличиваются потери, а в результате снижается производительность.

Однако Бэббидж не был удовлетворен просто специализацией физического

труда или по профессиям. Он задумывался, например, о том, должны ли

математики выполнять простейшие арифметические операции. Именно поэтому

он разработал аналитическую машину, позволяющую освободить талантливого

человека от множества рутинных расчетов.

Бэббидж был мечтателем, но его мечты не были далеки от реальности.

Он знал, что должны быть массовые рынки для "продуктов" труда специалистов

и что потребуются значительно большие суммы капиталовложений, если специализация

будет практиковаться в широком масштабе. Эта потребность в капитале

ведет нас дальше, к одному замечательному шотландцу.

Эндрю Юр родился в Глазго (Шотландия) в 1778 г., спустя два года после

того, как А. Смит опубликовал свое "Богатство народов". Юр получил ученую

степень в области медицины и намеревался сделать карьеру научного просветителя

и химика. Почему его заинтересовали фабрики, никто не знает. Возможно,

причиной послужили научно-популярные лекции, которые он первый подготовил

и прочитал перед рабочими Глазго. Заводы — это как раз то, в чем аудитория

лучше всего разбиралась, и не исключено, что его поиски содержательных

иллюстраций содействовали просвещению учителя в той же мере, что и его учеников.

Особенно Юра интересовала британская текстильная промышленность.

Он детально обследовал фабричные регионы и фактически старался "есть, спать,

думать и чувствовать" так же, как заводские рабочие. Он беседовал с рабочими,

наблюдал их и, наконец, написал о них в книге под названием "Философия производства". Книга Юра получала самые разные определения, такие, например,

как "брань отчаявшегося мастерового" и "апология фабрики и фабричного производства".

Книга Юра начинается с изложения огромного множества данных о демографии

и общественном здравоохранении, что, несомненно, обусловлено его исследовательскими

интересами, а также его профессией — он был врачом. Он установил

средний возраст британского промышленного рабочего, разбил данные

о занятости по категориям рабочих, по полу, описал состояние их здоровья,

обобщил жалобы и рассказал об их образе жизни вне работы.

Важные аспекты философии Юра были сформулированы в ходе его попыток

опровергнуть доклад некоего господина Сэдлера, который обвинял британских

промышленников в том, что они слишком грубо обращаются с рабочими,

злоупотребляют детским трудом и в целом равнодушно относятся к плохим условиям

труда. Однако Юр утверждал, что дела обстоят иначе и подлинной причиной

многих проблем является недостаток механизации. Данные свидетельствуют,

что лучше всего работа выполняется машинами, освобождающими человека

от тяжелого труда. Рабочие на механизированных заводах с паровыми машинами

более удовлетворены своей работой, так как, по замечанию Юра, они не заняты тяжелым физическим трудом и могут обеспечить себе более, чем минимальный

уровень существования.

В докладе Сэдлера в нищете и злоупотреблениях детским трудом обвинялись

машины. Юр же порицал условия организации труда на фабриках. Дети

на текстильных фабриках работали под надзором прядильщиков и людей, которые

обслуживали тазовые машины. Тазильщики наблюдали за детьми и получали

заработную плату в зависимости от того, сколько сделали дети. Любая ошибка

или отказ от тяжелой работы влекли за собой побои. Большая часть жалоб

на жестокое отношение на фабриках касалась отношений между текстильщиками

и их малолетними сдельщиками. Это не имело ничего общего с машинами.

Фундаментальный принцип, как его видел Юр, заключался в том, чтобы

"заменить ручное мастерство механической наукой". Другими словами, в том,

чтобы заменить ручной труд машинным. Машины позволяют сократить утомительный

труд, устраняют однообразие и обеспечивают повышение уровня жизни.

Таким образом, в книге "Философия производства" излагались общие принципы,

на основе которых должно быть организовано материальное производство

с помощью самостоятельно функционирующих машин. Ход рассуждений Юра

легко проследить по его работам. Там, где Бэббидж призывал к специализации,

Юр ему вторил и шел дальше, также ратуя за применение машин.

Английские фабрики и американская система производства

В это же время увлечение машинами начало распространяться в направлении

Нового Света. В этом недавно открытом и привлекательном месте правительство

стимулировало заселение запада страны с его дешевыми земельными

участками. Многие отправлялись туда, тогда как относительно неквалифицированные

женщины оставались для работы на фермах или искали работу в городах.

Предприниматели, работающие в текстильной и других отраслях, всерьез

восприняли совет Юра и предпочли иметь машины. Малоквалифицированные рабочие

могли обслуживать машины, хотя и не могли ими управлять. Одновременно

военные в Европе открыли для себя преимущества взаимозаменяемых деталей

для мушкетов и винтовок. Когда идеи взаимозаменяемых деталей и механизированных

фабрик были объединены, возникло новое явление, известное как американская

система производства.

Появление американской системы производства имело далеко идущие

последствия. Машины работали быстро, и их могли обслуживать относительно

малоквалифицированные рабочие. В то же время изобретатели разрабатывали

планы использования взаимозаменяемых деталей для самых разнообразных и

необходимых для рынка изделий — от швейных машин до велосипедов. Со временем,

что наиболее существенно, можно было производить автомобили в больших

количествах в результате дальнейшего развития этой концепции производства.

Промышленные товары можно было, наконец, производить в количествах,

отвечающих требованиям растущего рынка, по мере увеличения транспортных

мощностей. Массовое производство и массовое потребление всегда существуют

одновременно, и мы даже не всегда в состоянии разграничить, где причина, а

где следствие. Теперь проблемой менеджмента становится решение задачи: как

эффективнее реагировать на возможности и потребности, которые создали массовое

производство и потребление?