Отражение разных пониманий «значения» в различных графических моделях знака – семантических треугольниках, трапециях и т.д.
Лекция 4: Графические модели языкового знака
4.1. Отражение разных пониманий «значения» в различных графических моделях знака.
4.2. Типология и параметры значений: уровневая принадлежность означающего; характер передаваемой информации; степень обобщенности.
4.3. Структура означаемого языкового знака: экстенсиональный, интенсиональный, прагматический и синтаксический компоненты.
Термин «значение», один из главных в семантике, известен своей неоднозначностью. Дело в том, что в языковом знаке взаимодействуют по меньшей мере четыре фактора: 1) категории действительного мира; 2) мыслительные категории, присущие логике и психологии человеческого познания; 3) прагматические факторы, т. е. то, что связано с целенаправленным использованием языка в человеческой деятельности; 4) отношения между знаками — единицами языковой системы.
Соответственно, как правило, знак содержит в себе четыре разных типа информации: 1) о каком-то фрагменте мира; 2) о том, в какой форме этот фрагмент мира отражен в сознании человека; 3) о том, в каких условиях этот знак должен использоваться, 4) о том, как он связан с другими знаками.
Философы и лингвисты, размышлявшие над феноменом знака, нередко использовали для репрезентации (представления) его структуры геометрические фигуры. Эти фигуры можно рассматривать как своего рода графические модели знака.
|
Понятие
|
| ||||
Этот треугольник отображает известное уже со времен средневековых грамматик положение о том, что форма языкового выражения обозначает «вещь» посредством «понятия», ассоциируемого с формой в умах говорящих на данном языке. Уже с помощью такой упрощенной схемы можно рассмотреть некоторые из узких пониманий «значения». Одни из них называются субстанциональными,поскольку «значение» в них выступает как материальная или идеальная субстанция, другие — реляционными,поскольку «значение» трактуется как отношение (между субстанциями).
При субстанциональномпонимании значение отождествляется с одной из вершин семантического треугольника, репрезентирующих информацию, передаваемую знаком, т. е. с понятием или с референтом (предметом). Таков вариант семантического треугольника у Г. Стерна применительно к слову:
У Дж.Лайонза видим очень похожую фигуру с той разницей, что слововынесено за пределы треугольника, что более точно отражает природу слова как знака (двухсторонней сущности):
Если взять терминологию философа и логика Г. Фреге, то он называл «значением» (нем. Bedeutung) другую вершину треугольника, относящуюся к внеязыковой действительности, а не к ее отражению в сознании говорящего — вершину, которую в современной лингвистической семантике обозначают термином «денотат»:
Отождествление значения языкового выражения с той внеязыковой сущностью, которую оно обозначает, характерно для логической семантики.
Реляционноепонимание значения встречается реже, чем субстанциональное. Так понимал значение, например, известный семасиолог Ульман, который определял «значение» (meaning) как отношение имени к смыслу:
Реляционное понимание «значения» в семантике не привилось, а субстанциональное подверглось дальнейшей разработке.
К сожалению, все предлагаемые «треугольники» игнорировали два важных аспекта языкового знака: в них не отражена его синтактика и прагматика.
Синтактика знака в семиотике понимается как отношение знака к другим знакам и в системе языка (т. е. в парадигматике) и в тексте (т.е. в синтагматике).
Попытку учесть синтактику в графической модели знака предпринял В.А. Звегинцев в книге «Семасиология». Его схема показывает, что значение слова определяется (обуславливается) соотнесенностью не только с обозначаемым предметом и понятием о нем, но и соотнесенностью данного слова с другими словами в системе языка:
Достоинством этой схемы является то, что в ней значение слова не отождествляется с понятием.
Многие ученые в настоящее время признают необходимым различать языковое значение слова и связанное с этим словом мыслительное содержание — понятие. И языковое значение, и понятие являются категориями мышления и отражают действительность в нашем сознании. Но это разные виды отражения.
Если понятие — это полное отражение в сознании признаков и свойств некоторой категории объектов или явлений действительности, то языковое значение фиксирует лишь их различительные черты.
Так, в значение слова река входят такие признаки понятия о реке, как 'водоем', 'незамкнутый', 'естественного происхождения', 'достаточно большого размера' на основании которых объект, именуемый рекой отличается от объектов, именуемых каналом, морем, прудом, озером, ручьем.
Понятие же о реке включает помимо данных и другие признаки, например, 'питающийся за счет поверхностного и подземного стока с их бассейнов'. Можно сказать, что значению слова соответствует «наивное», обиходное понятие о предмете, в отличие от научного.
Классический пример расхождения между языковым значением, в котором воплощено наивное представление о вещи, и соответствующим ему научным понятием привел Л. В. Щерба: «Научное представление о прямой (линии) фиксируется в ее определении, которое дает геометрия: "Прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками". Но выражение прямая линия в литературном языке имеет значение, не совпадающее с этим научным представлением. Прямой мы называет в быту линию, которая не уклоняется ни вправо, ни влево (а также ни вверх, ни вниз)».
Желая отразить в графической модели знака не тождественность языкового значения и понятия (как научного, так и наивного), Л. А. Новиков заменяет треугольник трапецией:
4.2. Типология и параметры значений: уровневая принадлежность означающего; характер передаваемой информации; степень обобщенности
Значения языковых знаков образуют весьма неоднородное по своему составу множество. Для того, чтобы навести порядок в «пространстве» значений, в лингвистической семантике разработан набор параметров, своего рода «измерений», в соответствии с которыми можно охарактеризовать место любого значения в этом пространстве. Можно выделить четыре таких параметра, каждый из которых рассматривает значение под определенным углом зрения: 1) уровневая принадлежность означающего; 2) степень обобщенности значения; 3) характер передаваемой информации; 4) тип знаний, используемых для идентификации значения.
Каждому из параметров соответствуют определенные типы значений. Рассмотрим их последовательно.