Тема: Личность, как субъект деятельности.

 

План:

  1. Психологическая характеристика деятельности.
  2. Действие, как главная единица деятельности.
  3. Навык, виды навыков.
  4. Основные этапы формирования навыков.
  5. Основные виды деятельности (сознание, умение, труд).

 

Литература: Монтьев А.А. Деятельность, сознание, личность. М.:82г.; Шадников В.Ф. Деятельность и способности. М.: 94 год.

 

1.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира.

Деятельность:

· Обеспечивает сознание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей.

· Становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей, явлений.

· Является сферой реализации человеком своего личного потенциала, достижения жизненных целей, успехов.

· Создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов, обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.

2.

Деятельность
Мотивы Способы и приемы действий Цели
Близкие/далекие Личные/общественные     Близкие/далекие Личные/общественные
Внешние (прозчетные) Интериоризация и Экстериоризация Внутренние (умственные)
  Операции

 

Мотивами называются те внутренние силы которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего «она» %…% .

Виды мотивов:

· Материальные

· Социальные

· Духовные

· Органические

Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности разделяющий ее направление, а также величину усилий направленный субъектом при ее выполнении.

Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи, объекты, достижение и обладание которыми состовляют %сущность% его деятельности.

Цели деятельности – идеальное приспособление ее будущего результата.

Сформировавшаяся цель реализуется в индивидуальной деятельности, при этом сложность деятельности будет зависеть от того насколько цель отдалена от предмета, и от тех средств которыми человек располагает.

Способы и приемы – действия предпринимаемые человеком, чтобы достичь цели деятельности. Так же как и цель деятельности для достижение результата распадается на отдельные задачи. Сложное внешнее действие может потребовать целого рода актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты или звенья на которые распадается действие, являются частными действиями или операциями.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность %производна% от внешней предметной, первоначально совершаются предметные действия и лишь по мере накопления опыта человек приобретает способность совершать те же действия в уме.

Переход внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Овладение внутреннею деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и %кочевыми% символами. Внешняя деятельность в этом случае готовиться и протекает на основе выполнения умственной деятельности.

Реализация умственного действия во вне в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

3.

Действие – произвольная, преднамеренная, опосредованная активность направленная на достижение осознаваемой цели. Действие – главная структурная единица деятельности. Действие осуществляется на основе определенных способов соотносимых конкретной ситуацией с условиями. Эти способы неосознаваемые или мало осознаваемые называются операциями и представляют низший уровень в структуре деятельности.

Действие – совокупность операций подчиненных цели.

В каждом действии выделяют его моторные (двигательные), центральные (мыслительные), сенсорные (чувственные) компоненты.

4.

Навык. Этапы формирования.

Приступая к какой-либо деятельности человек не распознает сложившимися способами выполнения деятельности. Ее приходиться сознательно выполнять и контролировать не только действия в целом направленное на цель, но и отдельные достижения, операции по средством которых он его выполняет. В результате повторения действий человек приобретает возможность выполнить данное действие как единый целенаправленный %…% ставя перед собой специальную цель, сознательно подбирать способы его выполнения, это выключает из поля сознания отдельных %компонентов% сознательного действия по средством которых оно выполняется называется автоматизацией.

Образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека получили специальное обозначение навык – слитное на %средс% общей функции цепь закрепленных в повторении операций.

Простые навыки – не сложные приемы и действия совершаемые автоматически без достаточного сосредоточения сознания (внимания).

В результате выработки навыка резко снижается время выполнения действия, исчезают лишние движения.

Сложные навыки – усвоенные автоматизированные двигательные осознанные и умственные сложные действия выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Бывают:

· Перцептивный навык – автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно %принменявшегося% ранее предмета.

· Интеллектуальный навык – автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи.

· Двигательный навык – автоматизированное воздействие на внешний облик с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшийся ранее. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.