Рекомендуемые журналы

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Алаев Л.Б. История Востока: первобытная эпоха, древность, средние века, новое время: учебное пособие. М.: Росмэн, 2007.

2. Богданова Н.М. и др. История средних веков: учебник для студентов

высших учебных заведений. В 2-х т. / Под ред. С.П. Карпова. М.: Изд-во Московского ун-та; Печатные традиции, 2008.

3. Вигасин А.А. и др. История Древнего Востока: учебник для студентов вузов / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высш. шк., 2007.

4. История Древнего Рима: учебник для студентов / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высш. шк., 2007.

5. История Древней Греции: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Academia, 2006.

6. Коновалова И.Г. Средневековый Восток: учебное пособие для вузов / Рук. проекта А. О. Чубарьян. М.: АСТ; Астрель, 2008.

7. Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций: Учебное пособие. М.: «Русский мир», 2001.

8. Марков Г.Е. Первобытное общество: учебное пособие. М.: Изд-во

исторического фак-та Московского ун-та , 2009.

9. Политическая история. Россия - СССР - Российская федерация. Т. 1-2. М., 1996.

10. Ревякин А.В. Новая история стран Европы и Америки. Конец XV - XIX век: учебное пособие для студентов вузов. М.: АСТ; Астрель, 2007.

11. Чудинов А.В. и др. История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное

пособие для студентов / Под ред. А. В. Чудинова, П. Ю. Уварова, Д. Ю. Бовыкина. М.: Академия, 2009.

12. Политическая история Государства российского. - М., 2002.

13. Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. – Ростов/Д: «Феникс», 1998.

 

Дополнительная литература

1. Белая З.И. и др. Россия в мировой истории (геополитические аспекты истории России): Конспект лекций для всех фак-ов, форм обучения /Белая З.И. – Новосибирск: НГТУ, 1996.

2. Вернадский Г.В. Московское царство: в 2-х ч. /Вернадский Г.В. – Тверь, М.: 1997.

3. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков: Учеб. пособие. /Данилевский И.Н – М.: Аспект-Пресс, 1998 – 399 с.

4. Зайцева Т.И. Древние славяне. Конспект лекций /Зайцева Т.И. – Новосибирск: НГТУ, 2003.– 24 с.

5. Зайцева Т.И.Православная церковь в русской истории. Материалы к спец. курсу (X-XVII вв.) /Зайцева Т.И – Новосибирск: НГТУ, 2003 – 39 с.

6. Зуев М.Н. История России: Учеб. для вузов./ Зуев М.Н – М.: Приор, 2000. – 687 с.

7. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI – XX вв. /Исаев И.А. -М.: 1995. – 378 с.

8. История России с древнейших времен до наших дней: Энцикл. словарь / Сост.: Б.Ю. Иванов и др. – М.: Большая Рос. Энцикл., 1999. – 654 с.

9. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: Опыт целостного анализа/ Каменский А.Б. – М.: РГТУ, 1999. – 575 с.

10. Коновалова Н.В. Внешняя политика Советской России в период интервенции и гражданской войны: Конспект лекции для I курса ФГО (Спец. «Междунар. Отношения»). /Коновалова Н.В. – Новосибирск: НГТУ, 2001 – 32 с.

11. Кущенко С.В. Возникновение Российской государственности: Уч.-метод. разработка для I курса всех фак /Кущенко С.В.. – Новосибирск: НГТУ, 1995.

12. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII вв.) /Литаврин Г.Г. – СПб.: Алтейя, 2000. – 415 с.

13. Мир русской истории: Энциклопедический справочник /Авт. кол.: А.Н. Мячин, А.В. Аграшенков, Н.М. Блинов и др. – М.: Вече, 1997. – 608 с.

14. Отечество. История, люди, регионы России: Энцикл. сл. /Сост.: А.П. Горкин, В.М. Караев. – М.: Большая Рос. Энцикл., 1999. – 798 с.

15. Павленко Н.И. Петр Великий. /Павленко Н.И.- М.: Мысль, 1998 – 733с.

16. Политическая история российского государства: Учеб. для вузов / (Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, А.А. Чернобаев и др.); Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. – 487 с.

17. Политические партии России в контексте ее истории. – Р/на Дону, 1998. – 508 с.

18. Скрынников Р.Т. Крест и корона. Церковь и государство на Руси. XI-XVII вв./Скрынников Р.Т. – СПб.: Искусство, 2002. – 462 с.

19. Соловьев С.М. История Отечества: Новая популярная энциклопедия./ Соловьев С.М. – М.: АСТ-Пресс, 2000. – 814 с.

20. Стариков Н.В. История России: Справочник студента./ Стариков Н.В. – М.: Приор, 2001. – 463 с.

21. Степаненко Л.В. Сибирь в 1917 – 1990 гг. /Степаненко Л.В. – Новосибирск: НГТУ, 2005. – 23 с.

22. Суздалева Т.Р., Федоров К.В. История Отечества в вопросах и ответах: Учеб. пособие. /Суздалева Т.Р., – М.: Моск. психол. – социал. ин-т, 1997. – 93 с.

23. Троицкий Н.А. Россия в XIX в.: Учеб. пособие по спец. «История». /Троицкий Н.А – М.: Высш. шк., 1997. – 431 с.

24. Федоров В.А. История России. 1861-1917: Учеб. для вузов по истор. спец /Федоров В.А. – М.: Высш. шк., 1998. – 384 с.

25. Щетинов Ю.А. История России. XX век: Учеб. пособ. для вузов./ Щетинов Ю.А. – М.: Агентство «Фаир», 1998. – 352 с.

Интернет-ресурсы:

1. Голотик С.И. Гражданская война в России (1917-1922) // Новый ист. вестник. – 2000. №1 // Режим доступа: http: // www. nivestnik. ru./ 2000 1/6. sttml.

 

2. Нефедов А.Б. Новая интерпретация истории монгольской Руси // www. I-u. ru.

 

3. Нефедов А.Б. Об османском влиянии на Российскую государственность. //www. I-u. ru.

 

4. Многоконцептуальная История России / Под ред. Личмана // lichm. narod. ru.

5. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина и др. История России XX век. Сетевая версия.

1. Вопросы истории

2. Российская история

3. Отечественные архивы

4. ПОЛИС (Политические исследования)

5. Политическая наука

6. Полития. Журнал политической философии и социологии политики

 

ХРИСТОМАТИЯ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К КОЛЛОКВИУМУ

 

 

Согласно учебного плана дисциплины в третьем рубежном контроле проводится коллоквиум. Коллоквиум (лат. Colloquium) — особая форма проверки и оценивания знаний учащихся. Представляет собой промежуточный мини-экзамен в заключительной части семестра, имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен и оценить текущий уровень знаний студентов. В ходе коллоквиума могут также проверяются письменные работы учащихся. Оценка, полученная на коллоквиуме, влияет на оценку на основном экзамене.

Одним из важных заданий коллоквиума является анализ ряда исторических источников. Поэтапная методика работы с источником представлена в таблице:

Название этапа Виды аналитической деятельности Методы
I. Подготовительная работа Предварительный общий обзор источника. Определение типа документа, мыслительная обработка его заголовка с целью подготовки восприятия вероятного содержания. Рассмотрение авторской принадлежности источника (ученый, писатель, обыватель; отечественный или зарубежный и т.п.) Разбор выходных данных документа (при их наличии) для определения его предназначения и времени создания.  
II. Анализ документа
  1. Уяснение терминологии документа, работа с понятийным аппаратом.
  1. Выявление причин, исторических условий и времени создания письменного источника.
  1. Разбор фактов и событий, содержащихся в источнике.
  1. Качественная характеристика личностей, упомянутых в документе.
Работа со словарями и энциклопедиями. Выявление существенных черт в определении понятия. Подбор близких по значению терминов. Выделение хронологических рамок возникновения и применения понятий. Установление событий и фактов из истории и общественной жизни, которые соответствовали сущности рассматриваемых терминов. Выяснение исторических обстоятельств, вызвавших создание данного источника. Характеристика исторического пространства создания документа. Работа с хронологией - выявление дат, прямо или косвенно указанных в документе, приведение их к соответствующей системе летоисчисления; установление исторического времени по известным фактам, событиям, явлениям в различных отраслях жизни, данным биографического характера. Установление сущности факта (война, реформа, революция, мятеж, конференция и т.п.). Выявление причин, вызвавших событие. Установления места данного факта в историческом процессе (его роль в цепи других явлений). Определение значения факта (результаты его воздействия, последствия, уроки). Выявление имен, фамилий или косвенных указаний на них в тексте источника. Установление биографических данных, содержания деятельности личностей, включенных в источник. Выявление взглядов, идей персонажей (политических, религиозных и т.п.) Определение, интересы каких общественных сил выражала данная личность. Оценка деятельности личности.
III. Усвоение содержания источника и обобщение итогов его исследования
  1. Выделение главных вопросов документа.
  1. Уяснение положений источника.
  1. Презентация исследования документа.
Разделение текста на смысловые отрезки, содержащие основные его положения. Отделение второстепенного, менее значимого материала. Группировка отобранного материала. Установление сущности идей, взглядов, изложенных в источнике. Сравнение их с другими известными положениями. Выявление новизны и возможности использования идей документа в дальнейшей исторической и общественной практике. Обобщение материалов анализа в виде конспекта. Определение взаимосвязей между положениями источника и реальной исторической действительностью и выработка конкретных рекомендаций использования документа путем сообщения, научной статьи, реферата.

 

Слово "О законе и благодати" - одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.

Публикуется в переводе А. Белицкой[104].