Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (извлечения) 7 страница

Преступления, за которые подросток с 14 лет может быть привлечен к уголовной ответственности, перечислены в статье 20 Уголовного кодекса: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или вреда средней тяжести, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража (тайное хищение чужого имущества), грабеж (открытое хищение чужого имущества), разбой (нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия или угрозой насилия), вымогательство, неправомерное завладение автомобилем, умышленное уничтожение или повреждение имущества, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение и вымогательство оружия (а также взрывчатых, наркотических и психотропных веществ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Как видите, из перечисленного списка уже можно сделать выводы, что «шутка» со звонком в школу о заложенной бомбе или «обстрел» камнями проезжающей электрички вполне могут обернуться привлечением к уголовной ответственности. Нередко подростки воспринимают эти действия как забавную игру, а в отделении милиции испуганно говорят: «Я больше не буду».

Уголовными преступлениями являются и действия, которые многие из нас не считают чем-то слишком опасным — угрозы убийства или причинения вреда здоровью (правда, закон оговаривает, что должны быть основания считать эти угрозы реальными), уклонение от уплаты налогов (если сумма налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда), преступления в сфере компьютерной информации (распространение различных вирусов, вскрытие защитных систем, незаконное получение частной информации с помощью компьютера и т. п.), экологические преступления, доведение до самоубийства, распространение наркотиков и содержание притонов.

8.7. Конституция Российской Федерации

В России существует стандартная процедура принятия законов. Процесс начинается с выдвижения законопроекта. Это может сделать Президент РФ, любая из палат российского парламента — Федерального собрания или его отдельные депутаты, Правительство РФ, суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный), законодательный орган любого из 87 субъектов Федерации. Затем законопроект обсуждается в нижней палате парламента — Государственной думе и, в случае его принятия большинством голосов, направляется в течение 5 дней в верхнюю палату парламента Совет Федерации. При его одобрении дается 5 дней для направления принятого закона Президенту РФ. В течение 14 дней Президент или подписывает документ или налагает на него вето. Последний вариант не означает, что законопроект прекращает свое существование — Федеральное собрание может преодолеть вето Президента 2/3 голосов каждой из палат. Официально закон вступает в свою силу с момента его обнародования — все законы РФ публикуются в обязательном порядке не позднее 2-х недель с момента их принятия, и граждане получают возможность ознакомиться с их содержанием.

Однако Конституция является особым законом и поэтому предусматривается другой порядок ее принятия или изменения ее положений. Это закреплено в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Основной Закон Российской Федерации принимается всенародным голосованием (референдумом) после открытого обсуждения проекта Конституции. В дальнейшем возможно принятие парламентом некоторых поправок и изменений, но это не касается глав 1, 2 и 9. Для изменения положений в перечисленных разделах необходима поддержка 3/5 депутатов каждой палаты парламента, после чего созывается Конституционное собрание. Оно может подтвердить неизменность Конституции, а может разработать проект новой Конституции, который должен быть принят 2/3 голосов членов собрания, а после этого вынесен на всенародное голосование.

Поправки к другим главам Конституции: 3–8 принимаются парламентом в обычном порядке, но требуют одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ.

Конституция (от лат. constitutio — устанавливаю) — это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.

Первой конституцией в подлинном ее понимании была Конституция США 1787 года. В XIX веке конституции были приняты в большинстве европейских стран.

В истории Российской Федерации насчитывалось пять Конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Сроки их действия говорят об относительной стабильности Конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествовавшему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, утверждение прежних концепций или развитие новых.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 году и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в «Российской газете». Она кардинально отличается от ранее действовавших советских Конституций. Закрепляемый ею общественный и государственный строй получил последовательное правовое оформление. Конституция содержит четко проработанные нормы о разделении властей, определив компетенцию каждой из ветвей власти. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета двухпалатное Федеральное собрание. Она закрепила права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами Федерации. Она обеспечила высокий уровень собственной стабильности, установив сложный порядок внесения поправок.

Принципы российского конституционного права:

— демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

— высшая ценность — права и свободы человека;

— источник власти — многонациональный народ;

— разделение властей и самостоятельность органов ветвей власти;

— Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории.

Конституция России:

— определяет основы конституционного строя;

— определяет государственное устройство;

— регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных, судебных органов;

— устанавливает избирательную систему;

— фиксирует права, свободы и обязанности граждан;

— устанавливает символы государства;

— определяет компетенцию высших гос. органов;

— определяет основы правосудия.

8.8. Публичное и частное право

Весьма актуальным для жизни современного российского общества является деление системы права на отрасли частного права и публичного. Еще в Древнем Риме различалось право частное («jus privatum») и право публичное («jus publicum»). Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана (170–228 годы), который обосновал его впервые. Он высказал мнение, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. То есть предметом публичного права является сфера публичных интересов (интересов общества, государства в целом), а предметом частного права — сфера частных дел и интересов.

В современной отечественной юридической литературе к отраслям публичного права относят:

• государственное;

• административное;

• финансовое;

• уголовное;

• отрасли процессуального права,

к отраслям частного права:

• гражданское;

• трудовое, семейное;

• а также такие комплексные отрасли, как торговое, кооперативное, предпринимательское, банковское и др.

В России накоплен опыт регулирования социальной сферы публично-правовыми методами, для которых характерны юридическая централизация (регулирование «по вертикали», из единого центра — государства) и императивность, не оставляющая места усмотрению субъектов. Напротив, сфера частного права предполагает децентрализацию юридического регулирования (когда юридически значимые решения принимаются участниками гражданского оборота самостоятельно) и диспозитивность (свободу выбора юридических решений). Таким образом, основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота. В настоящее время в России происходит становление рыночной экономики, и законодательно закреплена частная собственность, в связи с чем развитию частного права придается большое значение. В декабре 1991 года распоряжением Президента РФ создан Исследовательский центр частного права. Принят новый Гражданский кодекс Российской Федерации, содержание которого пронизано идеями частного права.
При всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное, критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и размыты. Российский цивилист Михаил Михайлович Агарков (1890–1947) отмечал, что могут возникать комбинации публично-правового и частно-правового элементов, смешанные публично-правовые и частно-правовые институты. М. М. Агарков подчеркивал, что публичное право есть область власти и подчинения, частное (гражданское) — область свободы и частной инициативы. Иногда критерием отнесения отношений к публично-правовым полагают участие в них в качестве одной из сторон государства. Однако как государство в целом, так и его органы могут выступать в качестве юридических лиц участниками частно-правовых отношений.

В литературе публичное и частное право признаются в качестве реальных категорий и явлений российской правовой действительности, поэтому необходимо определить, что они собой представляют, выявить различные аспекты их соотношения, внешние связи, изучить их влияние на развитие правовой системы.

8.9. Юридическая ответственность
и ее виды

Когда человек совершает правонарушение, вслед за этим появляется основание для наступления ответственности. Юридическая ответственность — применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения в установленном законом порядке. Ее основной целью является охрана правопорядка и предот­вращение правонарушений. Отличительным признаком юридической ответственности является государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права. Оно состоит во взыскании причиненных убытков, уплате неустоек, возложении обязанности устранить нарушенные права других лиц, карательных мерах (лишении свободы), административном штрафе, дисциплинарном взыскании.

Выделяют четыре основных вида юридической ответственности:

Уголовно-правовая ответственность применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения. Привлечению к этому виду ответственности в качестве обвиняемого обычно предшествует возбуждение уголовного дела по факту преступления, сбор и исследование доказательств. Меры наказания: лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ, лишение каких-либо специальных прав (занимать определенные должности, воинского или почетного звания, государственных наград), крупные штрафы, а за особо тяжкие преступления — пожизненное заключение или смертная казнь (последняя приостановлена после вступления России в Совет Европы, но законодательно не отменена);

Административно-правовая ответственностьнаступает за совершение административно-правовых нарушений (невыполнение общих правил — дорожного движения, охраны природы, общественного порядка). Виды наказаний: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета, лишение специального права (охоты, управления автотранспортом), исправительные работы, административный арест).

Дисциплинарная ответственностьнаступает в случае нарушения правил поведения, установленных различными уставами, положениями, правилами (законы о труде, правила внутреннего трудового распорядка). Меры наказания: предупреждение, выговор, строгий выговор, лишение материальных поощрений, понижение в должности или перевод на нижеоплачиваемую работу, отстранение от должности, увольнение.

Гражданско-правовая ответственностьсостоит в применении санкций преимущественно имущественного характера — принудительное исполнение обязанности, возмещение убытков, штраф, лишение родительских прав, возвращение или изъятие неправомерно приобретенного имущества, аннулирование сделки и т. п.

Принципами юридической ответственности признаются следующие:

— законность (наличие вины за совершенное деяние, его противоправность и наличие предусмотренной государством ответственности);

— справедливость (доказательность вины, одно наказание за одно правонарушение);

— целесообразность (соответствие наказания тяжести деяния);

— гуманизм (признание интересов человека основными);

— неотвратимость;

— индивидуальность.

Максимальный срок лишения свободы, установленный Уголовным кодексом, — 25 лет в качестве отдельного срока или 30 лет — по совокупности нескольких статей. Смертная казнь не отменена, но является исключительной мерой наказания за особо тяжкие преступления и может быть заменена пожизненным заключением.

Иногда выделяют материальную ответственность — за ущерб, причиненный предприятию, учреждению или организации со стороны их служащих при исполнении трудовых обязанностей.

Применение всех видов юридической ответственности основывается на ряде принципов:

Законность — ответственность наступает только за запрещенные законом деяния; закон, ужесточающий меру ответственности, не имеет обратной силы, а смягчающий — имеет; привлечение правонарушителя к ответственности должно происходить в течение срока давности.

Справедливость — соответствие наказания общественной опасности деяния, недопустимость уголовных наказаний за проступки, возмещение причиненного вреда, недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление.

Неотвратимость — ни одно правонарушение не должно оставаться незамеченным и безнаказанным.

Индивидуальность — учет особенностей лица, совершившего правонарушение, обращение внимания на смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Гуманизм — меры наказания не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Для уголовной ответственности особую важность имеют состязательность процесса (наличие обвинения и защиты в лице прокурора и адвоката) и презумпция невиновности (виновность доказывается только приговором суда, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неясности и сомнения в судебном процессе истолковываются в пользу обвиняемого).

Юридическая ответственность несовершеннолетних.

К сожалению, законы нарушают не только взрослые люди, но и дети. В наше время подростковая преступность перестала быть чем-то необычным. До 18 лет все лица, с правовой точки зрения, признаются малолетними (до 14 лет) или несовершеннолетними (с 14 лет).
В нашей стране уголовная ответственность наступает с 14 лет, но существуют некоторые особенности при назначении наказаний несовершеннолетним. Например, штраф может быть ­назначен только при наличии самостоятельного заработка, а обязательные работы назначаются только в свободное от учебы или основной работы время (до 15 лет — до 2-х часов в день, до 16 лет — до 3-х часов).

В целом закон старается смягчить наказания для несовершеннолетних — во время следствия их допросы не могут производиться без участия законных представителей (родителей, попечителей или преподавателей школы), не допускается отбытие наказания осужденного несовершеннолетнего вместе со взрослыми преступниками (для них существуют отдельные колонии), административная ответственность, в отличие от уголовной, наступает только с 16 лет, судимость несовершеннолетнего не учитывается в дальнейшем, лишение свободы может назначаться только сроком до 10 лет, несовершеннолетние не могут быть приговорены к смертной казни или пожизненному тюремному заключению. Некоторые послабления суд может делать и при вынесении наказания совершеннолетним до 20 лет. А вот преступления против несовершеннолетних, наоборот, получают наиболее строгую оценку закона.

Вместе с тем в отношении несовершеннолетних предусматриваются и меры воспитательного воздействия; они также перечисляются в уголовном законодательстве. К ним относятся:

• предупреждение (разъяснение последствий повторного правонарушения);

• передача под особый надзор родителей, лиц, их заменяющих, или особого государственного органа (комиссии по делам несовершеннолетних);

• обязанность загладить причиненный вред (при наличии у несовершеннолетнего материальных или физических возможностей);

• ограничение досуга (запрет на управление транспортным средством, ограничение времени пребывания вне дома, запрещение выезда в другую местность без разрешения государственного органа).

8.10. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации

Основные понятия и нормы государственного права

Конституционное (государственное) право.Данная отрасль права включает прежде всего правовые нормы об основах конституционного строя Российской Федерации, конституционных правах человека и гражданина ­в Российской Федерации и о федеральных органах власти России.

Основы конституционного строяустанавливают ст. 1–16 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить ее Конституции. Положения Конституции и законы РФ должны соблюдаться органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Закрепленное в Конституции положение о ее высшей юридической силе и прямом действии означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ. На это обстоятельство обращает внимание постановление Пленума Верховного суда РФ № 8 от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия есть демократическое федеративное правовое ­государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Российское Законодательство регламентирует правила проведения выборов и референдума, закрепляет гарантии избирательных прав граждан России и их права на участие в референдуме.

Конституционное Законодательство формирует основы избирательной системы. В законе закреплено понятие всеобщего избирательного права. Установлены сроки полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также однократно избранных кандидатов. Эти сроки не могут превышать пяти лет.

Четко определено в законе понятие «избирательное объединение». В соответствии с законом выдвигать кандидатов вправе только политические общественные объединения (политические партии). При сборе подписей избиратель обязан собственноручно указывать в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи.

Исключена возможность проведения безальтернативных выборов. Они могут быть проведены только в случае, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления. Однако при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов проголосовавших избирателей. Закон установил ряд новых положений об агитации и финансировании предвыборной кампании, работе избирательных комиссий и проведении референдумов.

Помимо норм Конституции и Федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выборы в органы местного самоуправления регламентирует также федеральный закон от 26 ноября 1996 года
№ 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Данный закон устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не осуществивших соответствующее законодательное регулирование в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В субъектах Российской Федерации, принявших необходимые законы, действует установленный ими порядок выборов в органы местного самоуправления. Например, во исполнение Устава г. Москвы Московская городская дума разработала и приняла 11 сентября 1996 года Закон города Москвы № 28–91 «О районной Управе в городе Москве». Статья 1 Закона определяет правовой статус районной Управы как органа власти района, состоящего из районного Собрания и администрации района, возглавляемой главой Управы. В соответствии с данным законом в Москве 14 декабря 1997 года состоялись выборы советников районных Собраний.

Конституция закрепляет федеративное устройство страны. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

Важное значение имеют экономические основы конституционного строя. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товара, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. В стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, в том числе на землю.

Государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации; двухпалатное Федеральное собрание (Парламент), состоящее из Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной думы (нижняя палата); Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации.

Конституция закрепляет также другие основы конституционного строя Российской Федерации — о ее гражданстве, социальном и светском характере государства, идеологическом многообразии, разделении государственной власти на самостоятельные ветви законодательной, исполнительной и судебной власти.

Конституционные права и свободы человека и гражданинапризнаются и гарантируются статьями 17–64 Конституции согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В числе последних — нормы и принципы Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, и одобренной на ее базе в 1991 году в Российской Федерации Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Главный конституционный принцип прав и свобод человека выражается в том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ). Основные права и свободы человека (ст. 17. п. 2 Конституции РВ) неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Конституция предоставляет и гарантирует право каждого на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Перечисленные и другие конституционные права и свободы человека и гражданина могут быть подразделены на политические, экономические, социальные, культурные и т. д. По отраслевой принадлежности различают права, относящиеся к государственному праву (избирательные права); к гражданскому праву (имущественные права собственности, права на предпринимательскую деятельность, на использование результатов интеллектуальной деятельности и т. п. и личные неимущественные права на защиту чести и достоинства, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и др.); к трудовому праву (права на труд и отдых, право на социальное обеспечение); к уголовному праву (никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление) и т. д.

Особое внимание Конституция уделяет охране права частной собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю». При этом «условия и порядок пользования­ землей определяются на основе федерального закона» (п. 1, 3 ст. 36).

Наряду с правами Конституция требует от субъектов прав соблюдения ряда обязанностей: соблюдать Конституцию и законы (ст. 15), платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), нести военную службу и защищать Отечество (ст. 59).

 

Основные понятия и нормы административного права

Административное право — отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Предмет административного права — общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т. п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Принципы административного права, т. е. основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся:

• демократизм нормотворчества и реализации права;

• равенство граждан перед законом и правоприменителем;

• взаимная ответственность государства и личности;

• федерализм;

• гуманизм;

• законность;

Источники административного права — это конкретные формы его выражения. Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах.

Источниками административного права являются акты государственных органов (законы и подзаконные акты), в которых содержатся нормы административного права. Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников юридических норм.

К источникам административного права относятся:

• законы (Конституция Российской Федерации и конституции республик в составе России, конституционные законы, кодексы, федеральные законы);