Лекция 18. Власть и церковь в российской истории: модели взаимодействия.

Систематизация типов и моделей церковно-государственного взаимодей­ствия позволяет выделить ряд принципов и форм этих взаимоотношений, сло­жившихся и проявившихся в классическом виде еще в начале нашей эры и в последующем, вплоть до современности, воплощавшихся в различных соотно­шениях, с большим или меньшим перевесом роли одной из них. С этим связан наш интерес к генезису таких типов и моделей взаимодействия как цезарепапизм, папоцезаризм, симфония властей, кооперационная и сепарационная мо­дели в рамках принципа разделения властей[101].

Исходя из представлений об идеале отношений между церковью и госу­дарством, а также из исторических и культурных особенностей того или иного государства, можно говорить о трех основных формах их взаимодействия.

1. В западных частях Римской империи, где исторически государство присваивало себе власть и многие функции церкви, сложилась такая форма, какцезарепапизм. Такие отношения своими корнями уходят в языческую культуру Древнего мира (к примеру, в Египте фараон был главой государства и одновре­менно верховным жрецом, или божеством; в Спарте, Риме верховные жрецы были и царями).В сегодняшнем мире цезарепапизм в христианских государствах наибо­лее ярко проявляет себя в протестантских странах (Великобритании, Швеции, Дании, Греции), где сохраняют одну или более государственных церквей.

2. Другая форма предполагает, напротив, подчинение государства рели­гиозным учреждениям. При данном типе отношений самостоятельная государ­ственная власть практически отсутствует. В христианских государствах такая форма правления известна под названием папоцезаризм. Она характерна для католических государств, в которых папа, римский первосвященник, является обладателем не только церковной, но и государственной власти (а также для ряда исламских государств, где главный священнослужитель выше светских властей). По образному выражению Ю.Ф. Самарина, церковь, объявляющая се­бя государством, - это католичество, а государство, объявляющее себя церко­вью, - это протестантизм.

3. В Византии в VI в. н.э. сформировался принцип симфонииво взаимоотношениях церкви и государства. Суть симфонии - обо­юдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в исключительную компетенцию другой. «Принцип симфонии есть принцип взаимной свободы; каждая из сил живет своей жизнью, но так, что от одновременного их звучания получается симфония, аккорд. Од­нако если обе стороны взаимно свободны, то это вовсе... не означает какой-то всецелой их отдельности. Для государства Церковь есть часть его жизни, его совесть, его творческая сила, а для Церкви государство есть внешнее историче­ское оформление жизни того самого народа (или народов), который входит в благоденствие государства». То же определение дано VII Вселенским Собо­ром: «Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а импе­раторская власть посредством справедливых законов управляет земным»[102].

Безусловно, византийская симфония была лишь идеалом и никогда не была осуществлена в идеальной форме. Ее нарушение чаще всего происходило со стороны государства. Как правило, правители, цари, главы государств всегда претендовали на решающее слово в устроении церковных дел. Цезарепапистские устремления имели историческое и культурное объяснение: христианские императоры в Византии были преемниками языческих римских царей. Отме­тим, что и церковь, со своей стороны, впадала в соблазн пожертвовать незави­симостью ради протекции государства. От идеи сосуществования двух форм власти христианство в дальнейшем переходит к прямой апологии государст­венной власти. Справедливость ее притязаний опосредуется уже не просто при­знанием реального могущества и правом сильного, но божественным происхо­ждением государственной власти: «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению». «Мы молимся за императоров, за их министров, за все вла­сти», - свидетельствует Тертуллиан.

На Руси симфония церковно-государственных отношений была воплоще­на в более соответствующей ее идеалам форме. Объясняется это тем, что рус­ская государственность сформировалась позже. Период патриархальной сим­фонии длился в России от времен св. Владимира до Петра Великого (X-XVIII вв.). В «Слове о законе и благодати Иллариона» прославляется князь Владимир, принявший веру христианскую, сравнивается с «великим Константином».

Однако и в российской истории задолго до Петра наблюдались отступле­ния от симфонии. С начала XVI века московские митрополиты фактически на­значались князьями и в случае неповиновения последнему заменялись. Отступ­ления от принципа симфонии имели место при Иване Грозном, в период царст­вования царя Алексея Михайловича (в его столкновении с патриархом Нико­ном). Полное отступление от принципа симфонии произошло в период правле­ния Петра I. Церковная реформа, предпринятая Петром, во многом была обу­словлена влиянием тех процессов, которые имели место, начиная с XVI в., в Западной и Центральной Европе, - это Реформация, имевшая глубочайшие последствия для судьбы церкви в Европе. Реформация положила начало новому явлению культуры, характеризующему и ее современное состояние - секуляри­зации. Современная культура - это секулярная культура.

Что означает понятие «секуляризация»? В переводе с позднелатинского secularus означает мирской, светский, и восходит это понятие к начавшемуся процессу обращения церковной собственности в светскую в ходе Реформации. Однако на сегодня оно имеет гораздо более широкий и глубокий смысл. Секуляризирование означает обмирщение. В ходе европейской секуляризации ей подвергались сначала церковные ценности (материальные), а потом и церковные, религиозные идеи. Постепенно понятие «секуляризация» приобретает по­литический смысл, согласно которому светский правитель больше не нуждает­ся ни в какой церковной легитимации, в то время как духовные власти впредь должны соизмеряться с требованиями государства.

В России сходные с этими процессы начались с эпохи Петра I. 25 января 1721 года Указом Петра I был создан особый орган управления - Синод, вставший во главе Русской Православной Церкви вместо патриарха. В «Духов­ном регламенте», который определял права и обязанности Синода, говорилось о том, что на него возлагается обязанность «смотреть» за хозяйственным со­стоянием церковных владений: кто и как владеет основными землями, куда и как тратятся хлебные и денежные доходы, и если обнаружится, что церковное имущество расхищается, то на нем нужно доправить похищенное. И хо­тя данные ограничения носили экономический характер, они в целом оказали влияние на дальнейшую судьбу и практику взаимоотношений Российского го­сударства и церкви. Роль Синода не ограничивалась только наблюдением за экономической жизнью духовных вотчин - Синод получил права сбора дохо­дов, которые должны были пополнять государственную казну. Не вдаваясь в детали того, что собой представлял Синод и как в дальнейшем менялись его функции, скажем одно: учреждение этого органа было прямым вторжением го­сударства в дела церкви, попыткой взять под контроль ее экономическую жизнь. Но не только.

В начале XVIII в. процесс подчинения духовной власти светской еще бо­лее углубляется. По личному указанию Петра I происходит ограничение тайны исповеди. Это находит отражение в указе Синода от 17 мая 1722 г. и в «При­бавлении к Духовному регламенту о правилах причта церковного и чина мо­нашеского». Данные законы подразумевали, что священник, услышавший на исповеди о намерении совершить какой-либо проступок против государствен­ной власти или лично государя без раскаяния в этом намерении, должен был сообщить об услышанном в Тайную канцелярию, что сохраняло свою силу вплоть до 1905-06 гг. Таким образом, по существу, нарушалась многовековая христианская традиция, что было неизбежным результатом тесного союза са­модержавия и православия. Недаром по словам одного из священников: «...в России... духовенство от лица Церкви много раз приходило на помощь государ­ству в годину его тяжких бедствий... голос пастырей Церкви не раз спасал го­сударство[103]». Аналогичное можно сказать и о поддержке церкви государством.Синодальная эпоха провела в жизнь и реализовала принцип: каждый гра­жданин в государстве, помимо религиозных обязанностей, имеет и граждан­ские, светские, не менее важные и самостоятельные, а потому церковь не долж­на в них вмешиваться.

Последующая реализация этого принципа привела к тому, что церковь в Российском государстве перестала быть центром культуры и общества, ее права все более ограничивались, и уже не вера, а интересы государства и служение им определялись как полнота бытия.

Оказали эти процессы свое влияние и на церковь: ее служители потеряли общегосударственное значение, превратившись в замкнутую касту, со своими особыми интересами и порядками, сфера их влияния сузилась до богослужеб­ной практики, а церковное управление принимало все более светский, бюро­кратический характер.Таким образом, нарушение границ оптимальных отношений между цер­ковью и государством в России началось не в XX в., а в XVIII в., и плоды этого явления мы пожинаем до сих пор.

Исторически в ходе взаимодействия государства и церкви сложились, кроме симфонии, также иные принципы, на которых в современном мире в раз­ных странах основаны отношения государства и церкви. Одним из них явился принцип отделения церкви от государства. Генезис этого принципа выступает в двух формах.

В Европе это отделение явилось результатом антиклерикальной, антицер­ковной борьбы (секуляризация в идеолого-политическом контексте), когда го­сударство связывает себя с той или иной антихристианской или вообще анти­религиозной идеологией. Этот принцип устанавливает невмешательство госу­дарства в дела церкви, но в то же время ограничивает ее место и роль в жизни общества, ставя в зависимость от той идеологии, которую проводит государст­во. Первой страной в Европе, где церковь была отделена от государства, стала Франция, пережившая революцию 1789 года, проходившую под девизом сво­боды, равенства и демократии. Французская буржуазия, возглавившая револю­цию, в лице ее отдельных представителей объявила войну не только аристокра­тии, но христианской вере и священнослужителям. Принятая 26 августа 1789 года Декларация о правах человека в вопросах взаимоотношений с церковью провозглашала во имя свободы совести терпимое отношение ко всем религиям, ко всем культам. Однако этот же документ требовал национализации имущест­ва клира и реорганизации церкви.

Таким образом, революция отменила собственность церкви, а вместе с тем и экономическое влияние церкви на верующих. Вслед за Францией Герма­ния отделила церковь от государства; в то же время принцип невмешательства в дела церкви постоянно нарушался: так, в Германии правители земель сами решали, каких священников и куда назначить. В результате принцип отделения церкви от государства на деле оборачивался ограничениями ее в правах, а в от­дельных случаях - и ее дискриминацией или прямыми гонениями.

В России Декретом СНК от 20 января 1917 года был также установлен принцип отделения церкви от государства, однако отличие от правового режи­ма США и Франции заключалось в следующем, последнем параграфе Декрета: никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственно­стью, прав юридического лица. Все имущества существующих в России церк­вей и религиозных обществ являются народным достоянием. Храмы, иконы, священные сосуды отнимались у церкви, она лишалась всякой собственности. Декрет запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе. И эти положения неизменно входили и в последующие конституции. В дальнейшем мы проведем более детальный анализ правовых документов Со­ветского государства в его взаимоотношениях с церковью.

В практике ряда современных государств сложились иные, промежуточ­ные, в отличие от радикального отделения церкви от государства, формы церковно-государственных отношений, когда церковь имеет статус частной корпо­рации, либо носит государственный характер. Так, Великобритания, Финляндия, Норвегия, Дания, Греция сохраняют государственную церковность. В Германии Католическая, Евангелическая и ряд других церквей имеют статус корпораций публичного права, в то время как иные религиозные общины от государства полностью отделены.

В настоящее время государства мира можно разделить на два типа: свет­ские и те, которые живут по религиозным нормам, имеющим статус юридиче­ских (это, в основном, исламские страны - Саудовская Аравия, Катар, Оман, Ливия, Иран, Афганистан).

В светских государствах, опирающихся на принцип отделения государст­ва и церкви, сформировались две модели: сепарационная и кооперационная. При сепарационном типе отношений не создается специального законодатель­ства, закрепляющего эти отношения, между государством и религиозными объ­единениями воздвигается «стена», религия вытесняется из всех сфер деятель­ности государства. Здесь срабатывает такая идея «отделения», при которой го­сударству нет дела до церкви, а церкви - до государства, они живут в двух обособленных сферах. И хотя подобная практика обеспечивает равенство религий перед законом, все же она дает государству полное право ограничения всех конфессий, обеспечивает секуляризм в различных сферах государственной и общественной жизни.

При кооперационной модели реализуется другая идея принципа отделе­ния, когда религиозное, церковное и светское разделены, но взаимодействуют, сотрудничают. При кооперационном типе отношений государство принимает на себя защиту ведущих, традиционных конфессий, сотрудничает с ними во многих сферах общественной жизни и обеспечивает малораспространенным религиям лишь основные гражданские права. Эти взаимоотношения регулиру­ются конституционными нормами, а также соглашениями и договоренностями с церквями и религиозными объединениями.

Первая, сепарационная, модель эффективно функционирует в США, Франции и ряде других стран. Наибольшее развитие она получила в США, где даже самая малочисленная религиозная община имеет равные права с круп­нейшими конфессиями, иностранные и американские религиозные организации равны перед законом. Нет специального государственного органа, курирующе­го деятельность религиозных организаций. Решение об освобождении их от на­логов принимает Федеральная налоговая служба, которая тщательно проверяет, не преследуют ли они коммерческие цели. Спорные вопросы решаются судами.

Эта модель взаимоотношений государства и религиозных организаций сложилась в США в результате сочетания трех основных факторов:

1) поликонфессиональности населения, отсутствия доминирующей рели­гиозной организации;

2) высокой (свыше 95%) религиозности граждан, не требующей специ­альных усилий со стороны государства для поддержки религиозных организа­ций;

3) развитой и влиятельной судебной системы, укоренившегося у боль­шинства населения уважения к закону.

Вторая, кооперационная модель государственно-церковных отношений действует в большинстве стран Западной Европы. Обеспечивая свободу веро­исповедания для всех религий, государство поддерживает наиболее авторитет­ные церкви: англиканскую - в Великобритании, католическую - в Италии и Испании, православную - в Греции, лютеранскую - в Швеции, Дании, Норве­гии, Финляндии. Опыт этих стран свидетельствует, что предоставление приви­легий и поддержка государством одной или нескольких конфессий не влекут за собой ущемления прав других религий. Кооперационная модель государствен­но-церковных отношений предполагает поддержку государством одной или не­скольких религиозных организаций при запрете дискриминации граждан, в за­висимости от их отношения к религии и соблюдении прав человека.

В заключение еще раз подчеркнем несколько важных вывоводов. 1. Исторически с появлением церкви между ней и государством как меж­ду двумя организационными структурами возникают взаимоотношения и взаи­модействие. Христианская церковь изначально была государственной, и ее по­зиция в отношениях с государством четко определялась стремлением помогать, поддерживать и укреплять государство. В свою очередь, государственная власть зачастую посягала на верховенство над церковью, чему она сопротивля­лась. В итоге подчинения духовной власти светской церковь от борьбы перехо­дила к апологии верховной власти.Из этих особенностей сложились такие исторические принципы взаимо­отношений, как цезарепапизм и папоцезаризм.Однако поиски гармонизации их отношений привели к появлению прин­ципа симфонии как идеала церковно-государственных отношений. Наиболее последовательно этот принцип проявил себя в деятельности Православной Церкви во времена царствования русских князей и монархов вплоть до Петра I.

Симфония - обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в сферу исключительной компе­тенции другой. Государство при симфонических отношениях с церковью ищет у нее моральной поддержки, молитвы за себя и благословения на свою деятель­ность, взамен обеспечивая церкви максимально благоприятные условия суще­ствования. Симфония - идеал церковно-государственных отношений, специфи­ческое явление культуры, возможный лишь в христианском государстве с единственной государственной религией.

Процесс секуляризации культуры, начавшийся в странах Западной Евро­пы, Просвещение, Реформация привели к появлению принципа отделения церкви от государства. Этот принцип приобрел политический и идеологиче­ский характер и, по сути, зачастую реализовался в идее, согласно которой го­сударству нет дела до церкви, а церкви - до государства. В государствах с атеи­стической идеологией (Франция эпохи революции 1789 года, Россия советского периода) он привел к насилию и притеснениям церкви со стороны государства.

В современных государствах этот принцип нашел свое оформление в мо­делях сепарационной и кооперационной. Каждая из них отражает специфику исторических и культурных традиций государств.Россия всегда была многонациональным и поликонфессиональным го­сударством. Однако, несмотря на то, что в дореволюционный период Русская Православная Церковь имела статус государственной, а, следовательно, гос­подствующей религии, свободной веры пользовались все подданные, принад­лежащие к национальным вероисповеданиям, однако пределы этой свободы для них были разными, бесспорно существовала определенная иерархия. Кроме то­го, к некоторым религиозным объединениям провозглашался принцип терпи­мого отношения при лишении привилегий, а некоторые общины не только не признавались терпимыми, но и преследовались.

Таким образом, Российское государство, Русская Православная цер­ковь имеют исторический опыт регулирования отношений с неправославными христианскими конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, и это особенно важно на сегодняшний день, поскольку вопрос о веротерпимости является наиболее остро дискутируемым и проблематичным в сегодняшнем постсоветским российском пространстве.

Экзаменационные вопросы по курсу «Политическая история России и зарубежных стран» (1 часть)

  1. Политическая история как научное направление. Основные этапы развития политической истории.
  2. «Новая политическая история» и политическая антропология.
  3. Производящее хозяйство и общественная организация в древности. Роль и значение общины.
  4. Возникновения первых государственных образований. Характерные черты государств восточного типа.
  5. Полисный вариант государства. Политические и правовые институты полиса.
  6. Условия формирования очаговых цивилизаций, эволюция государств.
  7. Торговые пути, культурные связи и взаимовлияние Востока и Запада в древности.
  8. Религиозно-философские системы "осевого времени".
  9. Основные положения буддизма, ислама, христианства.
  10. Общие закономерности взаимоотношений религии и политики. Церковь и государство.
  11. Причины и последствия Великого переселения народов.
  12. Варварские королевства, Франкская держава.
  13. Арабо-мусульманская цивилизация.
  14. Причины, характер и итоги Крестовых походов.
  15. Основные этапы истории Византии.
  16. Монгольская империя - причины возникновения и последствия распада.
  17. Особенности исторического пути России.
  18. Образование и эволюция Древнерусского раннефеодального государства: обычай и закон.
  19. Человек и власть в условиях феодальной раздробленности и золотоордынского ига.
  20. Образование и укрепление служилого централизованного государства в XIV - XV вв.
  21. Московское государство в XVI в.
  22. Социально-политические движения и революции в Европе в XVII -XVIII вв.
  23. Россия в XVII веке: от сословно-представительной к абсолютной монархии.
  24. Российская империя в XVIII в.: утверждение абсолютизма и эпоха дворцовых переворотов.
  25. Социально-экономическое развитие Запада в новое время.
  26. Возникновение колониализма, его периодизация. Основные модели колониализма. Типы колониальных империй
  27. Просвещенный абсолютизм и трансформация политической системы России в XIX столетии.
  28. Пути политической модернизации Российской империи в XIX в.
  29. Либеральные реформы 60-70-хх гг. XIX в.
  30. Глобальные процессы нач. XX в.
  31. Россия в Первой мировой войне.
  32. Первая Русская революция.
  33. Парламентаризм и партийная система в России начала ХХ в.
  34. Февральская революция в России.
  35. Политические аспекты церковно-государственных отношений в России.