Лекция 1.Политическая история как учебная дисциплина.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ББК 63.3(2)р30

 

Рецензенты: доктор ист. наук, профессор О.М. Мельникова,

зав. кафедрой политологии и политического управления, кандидат ист. наук, доцент Малышев М. Ю.

Рекомендовано к печати Учебно-методическим советом Удмуртского государственного университета.

 

Х 204 Харин Е. С. Политическая история России: Конспект лекций по курсу «Политическая история России и зарубежных стран» для студентов 1 курса (бакалавриат) направления «Политология», часть 1 / Ижевск: УдГУ. 2011. 242 с.

ISBN

Лекционный курс по политической истории России и зарубежных стран. В краткой форме анализируются основные этапы развития основных политических институтов в России в тесной взаимосвязи с их зарубежными аналогами. Пособие включает в себя основные материалы для изучения политической истории России и подготовки к экзамену по соответствующей дисциплине, экзаменационные вопросы, список рекомендуемой для подготовки литературы по обозначенному курсу и документы для подготовки к коллоквиуму.

Издание предназначено как для подготовки студентов обущающихся по направлению 030200 - «Политология» - бакалавриат, так и для всех, кто интересуется отечественным прошлым.

 

ББК 63.3(2)р30

© ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2011

© Е. С. Харин, 2011

Настоящее учебное пособие содержит материалы для поготовки к первому экзамену по предмету «Политическая история Россси и зарубежных стран» (1 часть). Главными критерирями подбора материала были его четкая структурированность и небольшой объем. Это связано с основной целью составления пособия – облегчить подготовительную работу студента. Другая причина, побудившая к составлению пособия – это сложность в подборе учебных пособий к новому курсу по подговке студентов - «бакалавров» по направлению «Политология». Большая часть имеющихся в распоряжении студентов пособий не адаптированы ФГОС ВПО по направлению 030200 «Политология». Еще одна причина заключалась в том, что курс политической истории довольно сложен для восприятия – обилие новой информации, необходимость ориентироваться в многообразии концепций, разбираться в тонкостях методологических подходов зачастую не позволяют уложиться во время, ограниченное учебным расписанием, и некоторые лекционные темы остаются просто не освещёнными. Поэтому хотелось создать печатное пособие, которое при возникновении подобной ситуации может подстраховать и преподавателя, и студента.

Особенности такого типа научно-учебной литературы, как курс лекций, позволяют опустить при его публикации сложный справочный аппарат – ссылки на труды предшественников, обязательные сноски на источники цитирования и т.д. Однако автор-составитель рассчитывает на то, что студент будет использовать не только настоящее пособие, но и вышедший ранее учебно-методический комплекс, содержащий подробные списки обязательной и допролнительной литературы, а также списки исторических источников по каждой теме.

Связующим звеном конспекта лекций является концепция модернизации, которая в наибольшей степени учитывает преемственность исторического и политического процесса. На первый план выдвигаются взаимоотношения общества и государства, как ведущих инструментов проведения политической модернизации.

Цель составления пособия заключается в рассмотрении политической истории России и зарубежных стран как составной части истории общества, а политической модернизации как части общего процесса модернизации и становления современного общества. Одной из задач настоящего конспекта лекций выступает рассмотрение соотношения эволюционного и революционного путей в мировом политическом процессе.

Курс рассчитан на целевую группу студентов 1-го курса исторического факультета, обучающихся по направлению «Политология».

Связь предлагаемого пособием курса с другими дисциплинами обеспечивается общей теоретической базой и широким привлечением конкретного исторического материала, который может быть использован в преподавании этих предметов. В результе осовоения пособия студент призван получить ряд профессиональных компетенций.В том числе знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторического прошлого.

Отдельную часть пособия составила краткая христоматия источников, предназначенная для подготовки к коллоквиуму по курсу. Методика анализа источников изложена в таблице, предваряющей фрагменты источников.

Для лучшей организации процесса подготовки к экзамену в конце пособия приложены экзаменационные вопросы по курсу и список рекомендуемой литературы.

Хотелось бы верить, что этот конспект лекций будет полезен не только для сдачи экзамена по одноименной дисциплине, но будет востребован и в учебно-исследовательской работе студентов, в их практической деятельности, а также для подготовки к сдаче государственных аттестационных экзаменов.

Разумеется, представленное пособие не лишено отдельных недостатков, поэтому автор-составитель очень надеется на дальнейшую разработку и пособия, и курса «Политическая история России и зарубежных стран», с помощью коллег и студентов.

 

Ответственность за судьбу своего народа, интерес к прошлому своей страны и мира обязывают нас тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, межнациональных конфликтов и серьезных политических кризисов.

Каждое государство, каждая страна имеет свою политическую историю, которая является составной частью политической истории человечества, всемирной политической историей.

Не зная политической истории своей страны вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой политической истории.

Политическая историяизучает процесс возникновения политических институтов и норм, а также их изменение в процессе развития, раскрывает особенности формирования политической системы на различных этапах развития государства, описывает политические события.

В рамках данной научной дисциплины рассматриваются и анализируются деятельность политических лидеров, изменения в политической системе, политические процессы. Особенностью политической истории является то, что ее изучение позволяет установить истоки формирования существующих политических систем, происходящих политических процессов.

В этой связи, очень важно понять, какие функции несет в себе политическая история как наука, какие методы использует и какие важные понятия несет в своем содержании.

Методология исторической науки, равно как и политической истории, есть своего рода конкретизация всеобщего метода исторического материализма. Но специфика этой конкретизации зависит от содержания науки, и как каждое специфическое, не является лишь простым проявлением общего. При этом, не только историческая наука имеет свои особенности по сравнению с другими общественными науками, но и ее составные части, в том числе и политическая история также имеет свои отличия, свои закономерности.

Методологическую базу политической истории составляют следующие приемы и методы:

- использование сравнительных характеристик процессов и явлений;
- установление причинно-следственных связей между различными историко-политическими событиями;

- анализ исторических сведений и документов.

Политическая история является во многом основой для политических наук, что связано с восприятием ее как первоисточника информации, касающейся политики. Политическая история России раскрывает первоосновы политического становления государства, причины возникновения тех или иных политических ситуаций, описывает сопутствующие исторические события и проводит анализ взаимосвязи.
В рамках данной научной дисциплины анализируются политические факторы, которые порождали такие явления, как революции, войны, социально- экономические кризисы. С опорой на политическую историюпроводится анализ современной политической ситуации в России с целью предотвратить повторение ошибок, совершенных на предыдущих исторических этапах.

Наиболее отчетливо проявляются три основные функции: познавательная, интеллектуально развивающая, практически-политическая, мировоззренческая.

Познавательная, интеллектуально развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения историко-политических фактов, выявления главных тенденций политического развития истории. Не случайно на научном языке весьма часто слово “история” употребляется как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. Практико-политическая функция состоит в том, что политическая история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективные решения политического характера.

Вместе с тем, знание политической истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных политических партий и движений. Мировоззренческая функция при изучении политической истории в значительной степени определяет формирование научно-политического мировоззрения. Это и понятно, так как политическая история дает документально точные данные о выдающихся политических событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. В этой связи знание политической истории вооружает людей пониманием исторической политической перспективы. Политическая история не есть политика, “опрокинутая в прошлое”, хотя между ними существует определенная связь. Политическую историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная политическая история никого, никогда и ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое худшее для общественно – политической практики – это ориентировка на искаженный исторический опыт.

Политической истории присуща и воспитательная функция. Изучение политической истории воспитывает у народа высокие политические качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства людей. Знание политической истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем, знание политической истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, людей, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.

Наконец, изучение политической истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических явлений. Это весьма важно, прежде всего, потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраняется большой разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем политических знаний и политической культуры. По мере включения в процессы преобразований громадных масс населения этот разрыв приобретает или, по крайней мере, может приобрести трагические черты, которы, несомненно, приведут к кровавой развязке. Об этом свидетельствуют трагические события августа 1991г., октября 1993г. в Москве.

Особенность данной научной дисциплины заключается в том, что она изучает не только политику на каждом историческом этапе. Большое внимание уделяется и рассмотрению сопутствующих исторических событий, влиянию конкретных политических решений, преобразований на социальную, экономическую, культурную стороны жизни, дальнейшее развитие страны, политическую обстановку, международный статус государства.

Поэтому в настоящее время имеет смысл посоветовать многим политическим деятелям как следует изучить политическую историю, в которой можно найти ответы на современные вопросы, используя опыт прошлых поколений. Анализируя современную политическую ситуацию, опираясь на политическую историю, можно предотвратить ошибки, совершенные на предыдущих исторических этапах.

Лекция 2. Предмет изучения политической истории как научного направления.

Предметомизучения политической истории являются закономерности политического и социально-экономического развития общества. Политическая история рассматривает общественно-политические процессы и движения, деятельность различных политических сил и партий, развитие политических систем и государственных структур. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии), политическая история исследует конкретные формы проявления этих закономерностей, выражающиеся в исторических событиях и фактах, рассматривает взаимосвязь политических процессов и изменений, происходящих в различных сферах жизни общества.

В рамках данной науки выявляется роль политики и политических преобразований на различных этапах развития государства, проводится глубокий анализ отдельных политических явлений, устанавливаются причины возникновения той или иной политической ситуации, рассматриваются ее особенности и последствия.

Таким образом, предметом изучения политической истории является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества как части мирового процесса политической истории человечества.

По предметам изучения истории выделяются три теории изучения: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая. В религиозно-исторической теории предметом изучения является движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом, Творцом — Богом. Суть всех религий состоит в понимании кратковременности существования материального — тела человека и Вечности души.

В рамках религиозно-исторической теории существует несколько направлений (христианство, ислам, буддизм и др.). С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Освобождение человека от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога — основное содержание истории. Авторами трудов по истории России, написанных с религиозных позиций, являются А. В. Карташов, В. Д. Поспеловский и др.

Во всемирно-исторической теории предметом изучения является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. Во главу ставится социальная сущность человека, прогресс его сознания, позволяющий создать идеального человека и общество. Общество обособилось от природы, и человек преобразует природу в соответствии со своими возрастающими потребностями. Развитие истории отождествляется с прогрессом. Все народы проходят через одни и те же стадии прогресса. Одни проходят прогрессивный путь развития раньше, другие — позднее. Идея прогрессивного общественного развития рассматривается как закон, как необходимость, неизбежность. Теория особую роль отводит научной категории историческое время.

Всемирно-историческая теория проецировалась на Англию, Германию, Францию XIX века и выявляла черты становления человечества в той форме, в какой это имело место в Западной Европе. Присущий данной теории европоцентризм сокращает возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитывает особенности развития не только иных миров (Америка, Азия, Африка), но даже так называемой европейской периферии (Восточная Европа и особенно Россия). Абсолютизировав с европоцентристских позиций понятие “прогресс”, историки “выстроили” народы по иерархической лестнице. Сложилась схема развития истории с “передовыми” и “отсталыми” народами.

В рамках всемирно-исторической теории изучения существуют направления: материалистическое, либеральное, технологическое.

Материалистическое (формационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. История представляется как закономерность смены общественно-экономических формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной развития общества является коммунистическая формация. В основе смены формаций лежит противоречие между уровнем развития производительных сил и уровнем развития производственных отношений. Движущей силой развития общества является классовая борьба между имущими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуатируемыми), закономерно приводящая в конечном итоге к уничтожению частной собственности и построению бесклассового общества. Первая глава “Манифеста коммунистической партии”, написанная К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 году, начинается так: “История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов”.

Одни страны проходят стадии общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую) ранее, а другие чуть позднее.

Пролетариат более прогрессивных стран (Европейский континент) помогает пролетариату менее прогрессивных стран (Азиатский континент). Материалистическое направление в истории России представлено трудами М. Н. Покровского, Б. А. Рыбакова, М. П. Кима и др.

Либеральное (модернизационное) направление, изучая прогресс–эволюцию человечества, отдает приоритет в нем развитию личности, обеспечению его индивидуальных свобод. Личность служит отправной точкой для либерального изучения истории. Либералы считают, что в истории всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности — героя, харизматического лидера. Если вектор прогресса истории соответствует западно-европейскому образу жизни — это путь обеспечения прав и свобод человека, а если — азиатскому, то это путь деспотии, произвола властей в отношении к личности. Либеральное направление в истории России представлено трудами И. Н. Ионова, Р. Пайпса, Р. Верта и др.

Технологическое (модернизационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. Человечество “обречено” на техническое развитие, проходя путь от выделения “из животного мира” до освоения пространств космоса. Вехами в этом развитии являются фундаментальные открытия: появление земледелия и скотоводства, освоение металлургии железа, создание конской упряжи, изобретение механического ткацкого станка, паровой машины и т.д., а также соответствующие им политические, экономические и общественные системы. Фундаментальные открытия определяют прогресс человечества и не зависят от идеологической окраски того или иного политического режима. Технологическое направление делит историю человечества на периоды: традиционный (аграрный), индустриальный, постиндустриальный (информационный). Эволюция распространения фундаментального открытия как в рамках одной страны, так и за ее пределами получила название модернизации. Технологическое направление в истории представлено трудами и С. А. Нефедова, В. А. Красильщикова и др.

В локально-исторической теории предметом изучения являются локальные цивилизации. Каждая из локальных цивилизаций самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. На смену погибшей цивилизации приходит другая цивилизация. Во главу теории ставится генетико-биологическая сущность человека и конкретной среды его обитания. Человечество составляет часть Природы-биосферы и изменяется вместе с ней. Не прогресс сознания, разума человека, а его подсознание, вечные биологические инстинкты: продление рода, зависть, стремление жить лучше, чем другие, жадность, стадность и д. р. определяют и неизбежно повторяют во времени ту или иную рожденную Природой форму устройства общества. Не история повторяется на новом витке развития, повторяется биологический вид – человек во времени со своими постоянными биологическими инстинктами. В Природе идет неуклонный круговорот жизненных циклов. Жизнь человека определяет среда обитания, а не прогресс. Теория особую роль отводит научной категории историческое пространство.

Английский поэт Р. Киплинг писал: “Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на страшный Господень суд”.

В рамках локально-исторической теории существует ряд направлений — славянофильство, евразийство, этногенез и др. Так, в начале ХХ века в среде российской эмиграции возникло “евразийское” направление, содержащее идею об уникальности сложившегося на стыке Европы и Азии российского общества. У российской (евразийской) локальной цивилизации, в отличие от других, “особый” путь развития. Российская духовность никогда не будет “подавлена” духовностью других народов. “Россия — Великая страна от рождения”. Локально-историческая теория представлена трудами Г. В. Вернадского, Л. Н. Гумилева и др.