Содержание

1. Понятие личности в социологии (сравнение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность). Понятие социального статуса, социальной роли и социальной маски.

2. Общество как система. Её элементы.

3. Признаки общества. Типология социальных связей и зависимостей.

4. Детерминизм об обществе. Теория „постиндустриального общества”.

5. Функционализм и теории социального взаимодействия (теория социального обмена и символический интеракционизм) об обществе.

 

Ключевые слова: человек, индивид, индивидуальность, личность,социальный статус, социальная роль, социальная маска, система, системный подход, социальная система, структура, взаимодействие, общество, функции, социальное взаимодействие.

 

Вопрос 1. Понятие личности в социологии (сравнение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность). Понятие социального статуса, социальной роли и социальной маски.

 

Прочитайте и выделите основные положения.

Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т. д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных предписаний (ролей) и на этой основе творческое преобразование действительности, включая внеролевое поведение.

Запишите:

· человек (это, биосоциальная категория, один из видов живых существ на Земле; она определяет качественное отличие людей от животных; к главным признакам человека принадлежат: конституция тела, прямохождение, сознание и самосознание, язык)

· индивид (отдельный представитель рода людей, отдельный человек, отражает два главных признака: целостность субъекта и наличие у него особенных, индивидуальных черт)

· индивидуальность (выражение своеобразия, неповторимости, уникальности человека или личности)

· личность (это устойчивая система социально значимых свойств, приобретаемых человеком под влиянием общества и культуры)

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Человек становится личностью, приобретая социально значимые черты в процессе социализации.

Социализация – процесс вхождения индивида в общество. Это процесс формирования личности, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности, нормы, модели поведения.

Значительным влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы Г. Кули, Дж. Мидом, P. Линтоном, Т.Парсонсом, Р.Мертоном и др. Каковы же основные положения этой теории?

Запишите:

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в своей жизни взаимодействует с множеством других индивидов. В пространстве социальных связей и взаимодействий поступки людей, их отношения друг с другом в решающей степени определяются положением (позицией), которую они занимают в обществе в целом и в социальной группе, в частности. В соответствии с этим положением (позицией) индивид обладает определенными функциональными правами и обязанностями в отношениях с другими индивидами.

Запишите:

Определённая позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей, называется социальным статусом. В статусе фиксируется тот набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе, обществе и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций. Таким образом, понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общественных взаимодействий, ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества.

Запишите:

Социальный статус отражается как во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях и т.д.), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной принадлежности).

Однако права и обязанности человека закрепляются за ним не абсолютно, а относительно прав и обязанностей по отношению к нему других людей. Так, например, позиция профессора соотносительна с позицией студентов, заведующего кафедрой, декана, ректора вуза и т.д. Во всех этих случаях профессор наделяется своеобразным набором прав и обязанностей. Из этого примера видно, что каждый человек включен не в одну социальную связь, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействий и отношений с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз определенные функции. Тот же профессор является мужчиной, мужем, отцом, членом определенной партии и т.д.

Запишите:

Таким образом, каждый человек имеет множество статусов. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р.Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека.

Запишите:

В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Но не обязательно должность, профессия определяют главный статус человека. Это может быть также расовая принадлежность (например, негр) и социальное происхождение (дворянин) и т.д. В общем главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.

В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный. Социально-групповой — это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т.д.). Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.

Запишите:

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: предписанный и достигнутый. Предписанный (приписанный) статус — это значит навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д. Достигнутый (приобретённый) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.

Социальный статус определяет конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

В ряде случаев трудно установить вид статуса. Тогда говорят о смешанном статусе, сочетающем черты предписанного и достигнутого (статусы пенсионера, инвалида, безработного и др.).

От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение, занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личностным качествам.

Пример: работник: трудолюбивый, ответственный, заслуживающий доверия

начальник: справедливый, требовательный, авторитарный

завистник, скандалист, интриган – человек, которого следует избегать

В современном обществе все более определяющую роль играют именно достигаемые статусы. Современные общества тяготеют к т.н. меритократии (от лат. merit(um) – заслуга, действие, достойное похвалы, либо порицания + греч. kratos – власть – «власть заслуг») – системе оценки людей по их заслугам (знания, квалификация, профессионализм), а не по личным связям или наследству.

Социальный и личный статус не всегда совпадают: человек может занимать важное место в общественно-политической иерархии и в то же время быть аутсайдером на спортивной площадке. И наоборот, человек может быть неформальным лидером в компании друзей или в спортивной команде.

При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты:

статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые — что он должен делать;

статусный диапазон: установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности;

статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса — свой стиль одежды и своя атрибутика);

статусный образ, или имидж: совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом;

статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу.

Запишите:

Понятие социального статуса тесно связано с понятием социальной роли, которая является его функцией, динамической стороной.

Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения его функций. По определению Р. Линтона, ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, называется социальной ролью.

Запишите:

Иначе говоря, социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус в соответствии с ожиданиями людей. Её также можно определить как шаблонный тип поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. А это значит, что социальную роль можно рассматривать как статус в движении, статус в его реальном осуществлении.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т.д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом. Так статус преподавателя вуза — это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксировано юридически в Законе о высшем образовании, уставах того или иного вуза. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами (передавать звания, следить за дисциплиной, оценивать знания, служить примером культурного поведения и т.д.). Следовательно, роль преподавателя в его отношении со студентами — это ожидание внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. В ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств, делается акцент именно на тех чертах, которые гарантируют выполнение данной социальной функции. Вместе с тем, ролевые ожидания реализации того или иного статуса в различных культурах разные и находятся в соответствии с принятой в них системой ценностей. Таким образом, время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

В ролевом поведении, как отмечалось ранее, значительное место занимают институциализированные, формализованные нормы. Однако не следует абсолютизировать их значение. Если бы человек вел себя только в рамках формализованных норм, он действовал бы как машина. Реально же исполнение роли каждым человеком сугубо индивидуально. И поэтому зафиксированные в социальных нормах ожидания должны стать достоянием внутреннего мира индивида. Каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов.

Запишите:

Роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Так, например, статус преподавателя вуза включает в себя и роль учителя, и роль наставника. Каждая из этих ролей требует особой манеры поведения. Роль учителя заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтения лекций, проведения семинаров, проверки контрольных работ, принятии зачетов и экзаменов. Роль наставника в большей мере обусловлена неформальными отношениями и проявляется в стремлении помочь студенту разобраться в жизненных обстоятельствах. И здесь преподаватель выступает в роли старшего товарища, мудрого советчика и т.д.

Запишите:

Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку, называется ролевым набором.

Понятие «ролевой набор» описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.

Люди в разной степени отождествляют себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда они буквально сливаются со своей ролью и автоматически переносят стереотип своего поведения с одного статуса на другой. Так, женщина, занимающая должность начальника на работе, приходя домой продолжает общаться начальственным тоном с мужем и другими близкими. Максимальное слияние индивида с ролью называется ролевой идентификацией.

Но не со всеми ролями человек отождествляет себя одинаково. Исследования показывают, что с личнозначимыми ролями (связанными чаще всего с главным статусом) идентификация также осуществляется чаще. Другие роли являются ничегонезначимыми для человека. Нередко наблюдается также дистанцирование от роли, когда человек сознательно ведет себя вопреки требованиям норм и ожиданиям людей.

Запишите:

Если человек не играет роли в соответствии с ожиданиями, то он вступает в определенный конфликт с группой или обществом. Например, родители должны заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушным к нашим проблемам. Если родитель не проявляет такой заботы, то общество его осуждает, если мы обращаемся за помощью или сочувствием к близкому другу и не получаем их от него, то мы обижаемся и можем даже порвать с ним отношения.

Данный конфликт индивида с группой, обществом или другими индивидами следует отличать от ролевого конфликта, который обусловливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса. Так, например, молодой человек может оказаться в ситуации ролевого конфликта в тех случаях, когда ему приходится иметь дело с ролевыми ожиданиями его сверстников, учителей, родителей и т.д. Так, например, произошло какое-то серьезное нарушение дисциплины — разбито оконное стекло в классе. От конкретного ученика требуют, чтобы он сказал, кто нарушитель. Сверстники ждут, что он промолчит, скажет «не знаю», «не видел» и т.д. И роль товарища требует, чтобы он не донес на нарушителя. Учитель же требует, чтобы он назвал этого нарушителя, и роль ученика требует, чтобы он подчинился этому требованию и назвал нарушителя. Существует несколько способов преодоления ролевого конфликта. Один из них заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие, и их исполнению придается приоритетное значение.

Запишите:

Существует еще одно понятие, характеризующее положение человека – социальная маска. Социальная маска – стандартизированные элементы внешнего вида и поведения, связанные с исполнением роли. Это стереотипная модель поведения.

Пример: врач обычно носит белый халат.

 

Вопрос 2. Общество как система. Её элементы.

Прочитайте и выделите основные положения.

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Рассмотрение этой проблемы и является нашей задачей в данном вопросе.

Начнем с уяснения вопроса, что является исходной клеточкой общества? Что лежит в его основе? При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются различные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество. Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид — это элементарная единица общества.

Запишите:

Общество — это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения. Люди являются главным элементом строения общества, а источником их объединения и последующего формирования в общности выступает социальное взаимодействие. «Что такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей» — пишет К.Маркс (Маркс К. Письмо к Анненкову 29.XII.1846) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.27. — С. 402). В том же смысле высказывается по этому поводу и П.Сорокин: общество существует «не вне и независимо от индивидов», а только как система взаимодействующих единиц, без которых, вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без составляющих его элементов» (Сорокин П. Система социологии. — М., 1993. — Т.1. — С. 57).

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов? Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество — это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и 'т.д. Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.

Запишите:

Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей. Общество — это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т.д.

Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивого единства общества в «коллективном сознании». По М. Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются ценности и нормы. С точки зрения К. Маркса, общество — это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Запишите:

Очевидно, что при всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить основные понятия.

Запишите:

Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов.

Социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Общество как социальная система представляет собой сложное целостное образование, включающее ряд подсистем, несущих самостоятельную функциональную нагрузку.

Запишите:

Выделяют преимущественно следующие основные подсистемы общества: экономическую, политическую, социальную и духовную (социокультурную).

Экономическая подсистема регулирует отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Главная функция экономической подсистемы — адаптация к изменяющимся условиям природной среды и удовлетворение материальных потребностей и интересов членов общества. Чем выше уровень экономической организации общества, тем выше степень его адаптации, а, следовательно, и эффективности функционирования, что наглядно демонстрируют сегодня наиболее развитые индустриальные страны.

Политическая подсистема регулирует отношения, связанные с установлением, организацией, функционированием и изменением публичной власти. Основными элементами политической подсистемы являются государство, правовые институты (суд, прокуратура, арбитраж и т.д.), политические партии и движения, общественно-политические ассоциации и объединения и т.д. Главная функция политической подсистемы сводится к обеспечению социального порядка, стабильности и интеграции общества, его мобилизации на решение жизненно важных задач и проблем.

Социальная подсистема регулирует взаимодействия различных групп и общностей по поводу социальных условий их жиз недеятельности.

Вшироком смысле — это совокупность организаций и институтов, отвечающих за благосостояние всего населения (общественное питание, здравоохранение, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание и т.д.).

В узком смысле –– учреждения социальной защиты и социального обеспечения, которые охватывают одни социально уязвимые слои населения (пенсионеров, безработных, инвалидов, много­детных и т.д.).

Духовная (социокультурная) подсистема направляет деятельность по созданию, развитию и освоению культурных, духовно-нравственных ценностей, определяющих сознание и поведение человека.

К основным структурным элементам духовной сферы относят науку, образование, воспитание, мораль, литературу, искусство, религию. Главные функции этой подсистемы — социализация личности, образование и воспитание молодого поколения, развитие науки и культуры, воспроизводство социокультурной среды жизнедеятельности людей, обогащение их духовного мира.

Все четыре подсистемы тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.

 

Вопрос 3. Признаки общества. Типология социальных связей и зависимостей.

Прочитайте и выделите основные положения.

Ключевым понятием социологии является «общество». В повседневной жизни оно используется многозначно: 1) небольшой круг людей (избранное общество, светское общество); 2) общество любителей театра или пива; 3) украинское общество в целом, 4) все человечество. Социология использует это понятие чаще всего в третьем из этих примеров. Говоря «общество», социологи имеют в виду, прежде всего, скажем, украинское, российское, китайское общество.

Некоторые социологи называют ряд конкретных признаков общества. Так, американский социолог Э. Шилз считает обществом такое объединение людей, которое соответствует следующим условиям:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5. У него есть собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая культура (система ценностей, обычаев, традиций, норм, законов, нравов).

Запишите:

К основным признакам общества обычно относят:

1) территорию, на которой происходит объединение социальных связей;

2) наличие устойчивых социальных образований и отношений (социальные структуры, институты, общности);

3) автономность и высокий уровень саморегуляции (общество создаёт необходимые условия для удовлетворения различных потребностей и самореализации индивидов);

4) общество отличает большая интегрирующая сила (воспитание новых поколений людей, выработка систем норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей).

Социальная связь — это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т.д.

Социальное взаимодействие — это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Запишите:

Социальные отношения — это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Социальные отношения являются предпосылкой социальных связей.

Социальные связи – это характеристика влияния, которое существует между социальными субъектами, когда изменения в поведении одного из них отражаются на поведении других. Социальные связи чрезвычайно разнообразны: односторонние и взаимодействие. Они могут быть случайными и необходимыми, непосредственными и опосредованными, преимущественно синхронными и преимущественно диахронными и т.д.

Социолога очень интересуют связи – взаимодействия. Такие связи принято называть интеракциями. Через них нам даны социальные законы. Разница в социальных статусах ведет к тому, что ресурсы необходимые для существования одних людей оказываются под контролем других. Это ведет к тому, что одни люди могут постоянно навязывать свою волю другим людям. Такое состояние в отношениях между людьми называется социальной зависимостью. Оно демонстрирует асимметрию в социальных связях. Но предпосылка этой асимметрии находится в социальных отношениях.

История знала три типа зависимостей: личные (например, раб лично несвободен), вещные (при личной независимости — при капитализме. Важна такая вещь как деньги) и свободной кооперации (свободных индивидуальностей — общество будущего).

Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но можно ли рассматривать общество как простую сумму индивидов, их связей, взаимодействий и отношений. Сторонники системного подхода к анализу общества, как отмечалось ранее, отвечают: «Нет». С их точки зрения, общество это не суммативная, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое качество, системное качество. Системное качество — это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, то есть общество — это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. За счет чего же достигается эта целостность, то есть системное качество?

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов. Координация — это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация — это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим его элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Вопрос 4. Детерминизм об обществе. Теория „постиндустриального общества”.

Прочитайте и выделите основные положения.

Следующим шагом в рассмотрении общества как системы является определение способа организации его элементов: На каких принципах происходит их организация? Каков характер связей устанавливается между элементами? При ответе на эти вопросы системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским.

Запишите:

Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической. Во взаимоотношении между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, каждая из этих систем существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти системы представляют собой иерархизированную структуру, то есть находятся в соотношении субординации, подчиненности, в том порядке как они перечислены.

Запишите:

В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности.

Однако марксизм — противник упрощенной трактовки социального детерминизма. Он не стремится свести все богатство общественных отношений к экономической обусловленности. С точки зрения марксизма, экономическая система является лишь главной причиной, она лишь «в конечном счете» определяет развитие других систем общественной жизни. В марксизме подчеркивается обратная связь всех подсистем общества. Каждая последующая система оказывает обратное воздействие на предыдущие.

На основе детерминистского подхода в марксисткой социологии получило распространение следующее определение общества. Общество — это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

Запишите:

Марксизм не является единственным сторонником детерминизма. В учении К. Маркса и его последователей в наиболее яркой форме выражены идеи экономического детерминизма. Наряду с экономическим детерминизмом существуют школы и течения в социологии, развивающие политический и культурный детерминизм. Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение отношениям власти, авторитета.

Сторонники культурного детерминизма утверждают приоритетную роль в обществе культуры. Культурный детерминизм, как правило, характеризуется чрезмерно широким толкованием понятия культура, под которой обычно понимается «совокупность общепринятых символов и значений», включающих в свое содержание функциональные общественные идеи и ценности, обычаи и традиции.

Запишите:

Разновидностью технологического детерминизма (техномании), который считает, что техника играет определяющую роль в развитии общества, является теория постиндустриального общества. Она активно разрабатывалась, начиная с 70-х годов ХХ века американскими и французскими социологами и политологами. Эта теория уже общепризнана. Постиндустриалисты считают, что общество в своём развитии проходит три основные стадии развития — три уровня культуры: 1) аграрная, 2) индустриальная, 3) постиндустриальная (информационная).

Дондустриальное общество — аграрное, с преобладанием натурального хозяйства.

Индустриальное общество – тип общества, в котором преобладающей отраслью является промышленность.

Постиндустриальное общество – тип общества, где преобладает сфера услуг, ведущую роль приобретает наука и образование.

Информационное общество – тип общества, где ведущая роль во всех сторонах жизнедеятельности принадлежит информации, что обусловлено новой технологической революцией, всеобщей компьютеризацией, информатизацией общества.

Эта типология общества построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования. Самый древний способ охота и собирательство. Общество, жизнедеятельность которого построена на охоте и собирательстве, является самым древним обществом. Поскольку в исторических истоках оно уходит в период первобытного стада, его называют еще протообществом. Более высокая стадия хозяйственной деятельности скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство выросло из охоты на основе приручения (одомашнивания) диких животных. Огородничество выросло из собирательства на основе выращивания продуктов на небольших участках земли.

Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже и железному плугу, и на этой основе сформировались аграрные общества, в основе хозяйственной деятельности которых лежит земледелие и скотоводство. Без сомнения, специфику аграрному обществу придает земледелие, именно оно создает возможность превращения избыточного продукта, характерного для общества скотоводства и огородничества, в прибавочный продукт. При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса. Таким образом, именно при земледелии впервые за всю историю появляется эксплуатация человека человеком. С земледелием связывается зарождение государства, городов, интенсивное социальное расслоение и письменность.

На смену аграрному обществу пришло индустриальное общество, основная форма хозяйственной деятельности которого базируется на машинной технике. Индустриальное общество родилось в XVIII веке вследствие великой индустриальной революции (родиной которой была Англия) и великой Французской революции 1783-1794 гг. Первой характерной чертой этого общества является индустриализация — создание крупного машинного производства.

Индустриализация означает не просто использование машин, но постоянное внедрение достижений науки и техники в производство, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Появление технологических машин, использование сил природы в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Изготовление стандартных компонентов технических устройств и сборка из них различных изделий резко повысили производительность труда и выдвинули промышленное производство на первый план в хозяйственной деятельности общества. Благодаря промышленности небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Германии — 10%, Японии— 15%.

Второй отличительной чертой индустриального общества является высокая степень урбанизации — переселения людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения. Если в аграрных обществах города играли заметную, но не самодовлеющую роль, то в индустриальном обществе они стали играть заглавную роль.

В индустриальном обществе широкое развитие получило разделение труда и узкая профессиональная специализация. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз.

В 70-х годах ХХ века на смену индустриальному обществу приходит постиндустриальное общество. В этом обществе жизнедеятельность людей строится по преимуществу на информационных технологиях: автоматизированные системы, повсеместная компьютеризация, преобладание сферы обслуживания над сферой производства — таковы характерные черты этого общества.

Вопрос 5. Функционализм и теории социального взаимодействия (теория социального обмена и символический интеракционизм) об обществе.

Прочитайте и выделите основные положения.

Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистким подходом. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путем установления между ними причинно следственных связей, а на основе функциональной зависимости.

• Функциональная зависимость — это то, что придает системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.

Запишите:

Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.

Марксизм также является сторонником функционального подхода. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфические функции.

Однако, для марксизма более характерен детерминистский подход в объяснении общественной жизни. Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г.Спенсером (1820-1903 гг.) в его трехтомном труде «Основание социологии» и развиты американскими социологами А.Радклиф-Брауном, Р.Мертоном, Т.Парсонсом.

Рассмотрим же вкратце, в чем состоят основные принципы функционального подхода:

1) Также как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

2) Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

3) Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4) Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности этой части, то чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушение функции.

В наиболее развитой и последовательной форме функционализм развит в социологической системе Т. Парсонса. Он сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:

Принципиальное различие детерминисткого и функционалистского подходов состоит не в выявлении функций. Сторонники детерминистского подхода, как показано выше, также выделяют функциональные элементы в структуре общества.

Запишите:

Детерминизм состоит в признании одной из функций наиболее важной, определяющей все другие. Функционализм же считает, что все функции одинаково важны и только их полнота набора (целостность) и выполнение каждой функцией своего предназначения является законом стабильности общества. Умаление или возвышение любой из функций чревато негативными последствиями для общества. Так, недооценка роли материального производства ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений.

В рамках такого подхода, требующего признания за каждым социальным образованием выполнения полезной для общества функции, трудно объяснить причину кризиса, конфликтов, распада системы. Следовательно, без надлежащего научного объяснения остается и динамика развития общества. Общество в функционализме рассматривается как стабильная, а следовательно, статичная система.

Так же как и детерминизм, функционализм оказался неспособным должным образом отразить в социальном индивидуальное.

Решение последней проблемы, зафиксированной критиками функционализма, взяли на себя представители методологии индивидуализма: Д. Хоманс, Дж. Линд, Г. Блумер и др.

Запишите:

Основная идея методологии индивидуализма сводится к следующему: Всякое социальное явление, в том числе и общественная жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий. Следовательно, задача социологической науки состоит, прежде всего, в объяснении: что такое индивидуальное действие и что такое совокупность индивидуальных действий.

Что же такое совокупность индивидуальных действий? Объяснение этому явлению предлагают ряд теорий социального взаимодействия. Одной из таких теорий является теория социального обмена американского социолога Дж.Хоманса. Джордж Хоманс делает упор на влияние на поведение людей вознаграждений и затрат.

Он сформулировал следующие положения своей теории:

1) Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется.

2) Если в прошлом получение вознаграждения происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую ситуацию.

3) Если вознаграждение велико, то люди, чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении.

4) Когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей мере стремится прикладывать усилия для их удовлетворения.

Запишите:

Модификацией теории обмена Дж.Хоманса является теория справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолстера и др.

Эта теория сформулирована также в виде системы постулатов:

1) Индивиды всегда стремятся к максимализации личных выгод, что вытекает из эгоистической природы человека.

2) Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь «справедливых» отношений.

3) Индивиды, обнаруживающие свое участие в «несправедливых» отношениях, испытывают психологический дискомфорт.

4) Чем сильнее воспринимается «несправедливость», тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить «справедливые отношения».

Запишите:

Таким образом, центральное место в этой теории занимает категория «справедливое отношение», определяемая как пропорциональность вкладов и результатов участников взаимодействия. Достижение социальной справедливости преподносится сторонниками этой теории как главный стимул действия индивидов и групп.

Другой теорией, базирующейся на методологии индивидуализма, является символический интеракционизм (от слова interaction — взаимодействие). Наиболее видные представители символического интеракционизма Джордж Мид и Герберт Блумер. Дж.Мид учил, что поведение

индивида — это реакция на поведение другого индивида. Человеческие существа живут в лице значимых объектов. Значения возникают только в процессе социального взаимодействия. Различные социальные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют свое значение.

Запишите:

Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи стимула с символом и выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление социальной связи коммуникации становится возможной благодаря тому, что люди придают одно и то же значение данному символу. По Дж. Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «МЫ». Собственно «Я» — это индивидуальное сознание. «МЫ» — это индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе говоря, задача, поставленная через «Я» другим «Я». «Я» — это всегда диалог «Я» и «МЫ». «Я» оценивает свои действия через внутреннее освоение «МЫ». Таким образом, общество оказывается как-бы внутри «Я». Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия.

Таким образом, в объяснении вопроса, что собой представляет общество, каковы механизмы образования и функционирования, социология располагает рядом методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречия. Однако все концепции общества придают важнейшеё значение в формировании его как целостной системы роли культуры.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является признаком предписанного статуса?

2. Что такое социальная роль?

3. Перечислите все социальные статусы, которыми вы обладаете и все социальные роли, которые вам приходилось исполнять.

4. «Принц» — это достигаемый или предписанный статус?

5. Что такое социальная система?

6. Что представляет собой системный подход?

7. Что такое общество? Каковы особенности общества как системы?

8. Что такое индустриальное общество, и когда оно возникло?

9. Когда и как появилось постиндустриальное общество? В чем выражаются его характерные особенности?

10. Что такое социальное взаимодействие и как оно возникает?

Резюме

1) Человек становится личностью, приобретая социально значимые черты в процессе социализации.

2) Основной результат социализации – приобретение человеком определенного статуса.

3) Поскольку индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений, где занимает соответствующие позиции, у него не один, а несколько статусов.

4) Понятие социального статуса тесно связано с понятием социальной роли, которая является его функцией, динамической стороной.

5) Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку, называется ролевым набором.

6) В социологии существуют различные трактовки понятия «общество».

7) При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи.

8) Социальные связи чрезвычайно разнообразны. Они могут быть случайными и необходимыми, непосредственными и опосредованными, преимущественно синхронными и преимущественно диахронными и т.д.

9) С точки зрения марксизма, экономическая система является лишь главной причиной, она лишь «в конечном счете» определяет развитие других систем общественной жизни.

10) Разновидностью технологического детерминизма (техномании), который считает, что техника играет определяющую роль в развитии общества, является теория постиндустриального общества.

11) Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.

12) Основная идея методологии индивидуализма сводится к тому, что всякое социальное явление, в том числе и общественная жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий.