Уровни, методы и формы научного познания.

 

Выделяют два уровня научного познания – эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Характерные признаки эмпирического познания – сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и т.п. Однако все перечисленные виды фектофиксирующей деятельности планируются, конструируются теорией, концептуально осмысливаются и постулируются.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента, чувственное познание ему подчинено, объект отражается со стороны универсальных внутренних связей и закономерностей, происходит постижение его сущности, законов функционирования и развития. Важнейшая задача теоретического познания – достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.

Рассматриваемые уровни научного познания различаются методами исследования. Научные методы эмпирического уровня познания:

- наблюдение – целенаправленное, систематическое, восприятие явлений действительности. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (наблюдается не сам объект, а эффект его взаимодействия с другими объектами, благодаря применению приборов);

- описание – закрепляет и передает наблюдение с помощью определенных знаковых систем, оно может быть двух видов: качественным и количественным;

- измерение – одна величина определяется посредством сравнения с другой, принятой за единицу (эталон);

- эксперимент – предполагает изменение объекта, воспроизведение его в искусственных условиях с целью получения информации о его свойствах, связях, отношениях.

Научные методы теоретического уровня познания:

- формализация – отображение содержательного знания в формализованном языке;

- аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения, аксиомы, из которых выводятся чисто логическим путем все остальные утверждения данной теории. Для этого формулируются соответствующие правила вывода;

- гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах;

- восхождение от абстрактного к конкретному – познание восходит от чувственно-конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него к мысленно-конкретному в теории;

- исторический метод – изучение реальной истории предмета, логический метод, раскрывает объективную логику, которая воспроизводит в снятом виде основные черты (закономерности) исторической эволюции объекта. Оба эти метода могут применяться только в их единстве и взаимообусловливании;

- анализ – мысленное разделение изучаемого объекта на составные части и их исследование; и синтез – их мысленное воссоединение на основе проведенного анализа в целое;

- индукция – движение мысли от единичного к общему, и дедукция, представляющая собой обратный процесс (от знания общего к знанию единичного);

- аналогия – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между разными предметами с дальнейшим «переносом» определенных свойств, обнаруженных у одного предмета, на другой;

- абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений объекта с одновременным выделением интересующих ученого его свойств;

- идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности;

- моделирование – метод исследования объектов путем воспроизведения их характеристик на модели, представляющей собой определенный, хотя и упрощенный аналог оригинала; моделирование может быть предметное, знаковое (математическое) и компьютерное.

Выделенные уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот.

Формы научного познания фиксируют структурную организацию знания. К числу основных относятся следующие:

- проблема – форма знания о незнании. Данный процесс включает в себя два момента: постановку и решение;

- гипотеза форма вероятностного знания, сформулированного на основе ряда научных фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве. Проверенная и доказанная гипотеза становится научной теорией;

- теория – целостная развивающаяся система истинного знания, отображающая закономерные связи определенной области действительности. Функциями теории являются: синтетическая – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему; объяснительная – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, существенных характеристик его происхождения, развития и т.п.: методологическая – на основе теории формируются методы, способы и приемы исследования; предсказательная – на основании теоретических представлений о «наличном» состоянии явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов, свойств, связей между явлениями (научное предвидение); практическая – теория является руководством для соответствующей формы практической деятельности.

 

ТЕМА 15: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ