Специфика философской картины мира.

 

Философия, будучи теоретическим мировоззрением, играет важную роль в формировании кар­тины мира. Различные картины мира исторически складываются в индивидуальном и общественном сознании и воспринимаются нами как нечто предзаданное, объективное. Мир в данном контексте есть вся действительность в ее качественном единстве, целостности.

Однако такая целостность никогда не открывается нам непосредственно, а отражается в карти­нах мира, создаваемых обыденным сознанием, или же такими формами общественного сознания, как миф, религия, наука, философия, искусство. Такие картины мира синтезируют личный и обществен­ный опыт, разнообразные знания и образы на основе некоего системообразующего принципа, кото­рый задает мировоззренческую установку, деятельностный и поведенческий ориентир, зачастую на целую историческую эпоху.

Философская мысль в античности, например, фактически напрямую была ориентирована на формирование картины мира, понимаемого как вечный гармоничный и разумный Космос, подчи­няющийся Логосу (мировому закону, понятию), унаследовав эту установку от мифосознания. О со­ответствующей ориентации можно говорить также применительно к философии средних веков, Воз­рождения и Нового времени, различая при этом теоцентристскую, антропоцентристскую и механи­стическую картины мира.

Однако с XVII-XVIII вв. возможности философии в формировании картины мира значительно ограничиваются наукой. Именно она начинает объяснять естественные процессы природы, исследо­вать структуру общества, человеческие нравы и т.п. Взаимосогласованные и организованные в некую целостность знания, в которых выделяется центральное теоретическое ядро, складываются в науч­ную картину мира.

Научно-технический прогресс расширяет сферу познанного и преобразованного человеком мира. Изучение этой сферы преломляется сквозь призму человеческого понимания, что в то же время означает изучение человеком самого себя (своих сущностных сил). Этим все в большей мере начи­нает заниматься философия. Задачей же науки становится постижение неосвоенной пока действи­тельности. Философия, напротив, осмысливает вновь освоенный материал и согласовывает его с уже имеющимся знанием и ценностями, открывает в мире сокровенные смыслы. Она, таким образом, все больше сосредотачивается на очеловеченной действительности, на мире, соотнесенном с челове­ком, а не на мире как таковом, взятом самим по себе.

 

2. Категории бытия и субстанции в философии.

Философия, постигающая всеохватывающее единство всего сущего (и человека в качестве сто­роны этого единства), нуждается в особом языке. Его составляющими являются философские категории – пре­дельно широкие, универсальные, обла­дающие статусом всеобщности понятия. Исторически, а во многих концепциях и логически, такими исходными категориями становятся понятия «бытие» и «субстанция».

«Бытие» – наиболее абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В современной философской литературе анализируются следующие основные формы бытия: 1) бытие вещей и процессов естественной природы; 2) бытие вещей и процессов, произведенных человеком (очеловеченная природа); 3) социальное (общественное) бытие; 4) бытие человека, как единство при­родного и общественного, телесного и духовного бытия; 5) бытие духовного, которое делится на ин­дивидуализированное (то, что в субъекте) и объективизированное (внеиндивидуальное).

Категория бытия содержит предельно общее представление о пересечении существования и сущности (то, что несущественно не относится к бытию). Поэтому исследователи считают, что это экзистенциально нагруженная категория. Она выражает тождество сущности и существования. Экзи­стенциализм видит это тождество в уникальности человека и его судьбы, в его скрытых возможно­стях. Но это тождество в действительности вряд ли достижимо, поскольку в обществе человек рас­творяется, безличная толпа отнимает у него бытие, превращает его в нечто усредненное («как все»), лишенное индивидуальности. Отсюда в экзистенциализме появляется (по Хайдеггеру) мысль о «тра­гедии» бытия: существование далекое от подлинной человеческой сущности. Уловить свое сущест­вование (экзистенцию) человек может только втак называемой«пограничной ситуации», т.е. на грани моральной, интеллектуальной и физической гибели. В ней он на краткий миг освобождается из-под власти вещного мира, соприкасается с подлинным бытием и испытывает, благодаря этому, подлинное существование.

Вообще для европейской философии свойственно бытие (существование) связывать с сущно­стью (Абсолютом – неизменным и всегда равным себе единым, основанием мира). Традиция эта восходит к античности (Пармениду).

Для обозначения полностью самообусловленного бытия служит категория субстанции (лат. – сущность, то, что лежит в основе). В ней зафиксирована идея абсолютного начала, первоосновы, ко­торая для своего обоснования не требует ничего другого (причина самое себя). В научно-материали­стическом прочтении именно взаимодействие есть причина всех изменений, поэтому изучение суб­станции мира означает исследование его существования с точки зрения внутренних причин и взаи­модействий.

 

3. Материя и ее атрибуты.

Идея первоосновы как первовещества, строительного материала мира была в античности за­фиксирована в категории «материя» (лат. materia – вещество, материал). В разные эпохи под мате­рией понимали нечто, имеющее только потенциальное (Платон, Аристотель, схоласты) или реальное (милетцы, Демокрит, Бруно) существование. Механистический материализм (Гоббс, Дидро, Гольбах идр.) строил понимание материи на идеях част­ных наук, обобщенных на основе логической индукции, сводя ее, в конечном счете, к веществу как таковому, мельчайшими частицами которого выступают атомы. В диалектическом материализме материя стала рассматриваться уже не как вещество, а как общая характеристика объективности вещей и процессов, т.е. существования их вне и независимо от какого-либо сознания: «Материя это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существую независимо от них» (В.И.Ленин)

Наряду с указанной определяющей характеристикой материи, она обладает и другими неотъемлемыми свойствами – атрибутами. С позиции современного ма­териа­лизма к таковым относятся, прежде всего, движение, пространство, время. Движение при этом понимается как универсальный способ существования материи, а пространство и время – как столь же универсальные формы ее бытия.

В философском понимании (в отличие от обыденного) движение не сводится к перемещению предмета из одного места в другое, а представляет собой любое изменение, происходящее с ним. Проблема движения имеет несколько аспектов.

Первый ее аспект: как выразить движение в понятийной форме так, что бы не превратить его в покой (как это произошло с Зеноном в его апориях)? Ведь двигаясь, предмет переходит из одного места (или состояния) в другое, не на­ходясь при этом ни впервом месте (состоянии), ни во втором. Следует ли из этого, что он занимает какое-то третье место, а значит – покоится? Диалектику движения впервые охватил в понятии Гегель: «Нечто движется лишь постольку, поскольку оно в одном и том же «теперь» находится здесь и не здесь».

Второй аспект проблемы: является ли движение универсальным свойством материи, есть ли в мире что-нибудь, что находится в состоянии абсолютного покоя? У Аристотеля и схоластов движе­ние представляет собой частное свойство материи. Они полагали, что материя пассивна, только ак­тивная «форма» придает ей движение. Механицизм не отрицает первотолчка, т.е. начала движения. Напротив, диалектика Гераклита, Гегеля, Маркса признает покой лишь как момент движения, рас­сматривает движение как противоречие тождества предмета самому себе и различия с самим собой в силу постоянно происходящих с ним измене­ний. Иначе говоря, покой является не внешней противоположностью движения, а выражением его противоре­чивой сущности.

Третий аспект проблемы: возможно ли как-то классифицировать бесконечное многообразие изменений, сведя их к ряду основных форм? Попытки эти предпринимались со времени Аристотеля, выделявшего пять таких форм: возникновение; исчезновение; увеличение; уменьшение; изменение качества; перемещение в пространстве. В XIX в. Энгельс, опираясь на достигнутый к его времени уровень развития наук, выделил другие пять основных форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. В основание своей классификации он положил следующие принципы: 1) последовательное усложнение изменений в материальных системах; 2) «рождение» более сложных (высоких) форм движения не иначе, как на базе развития предшествующих менее сложных (низших); 3) наличие, хотя и в подчиненном (снятом) виде в более высоких формах всех более низких; 4) несводимость при этом высших форм к простой сумме низших.

В каких же отношениях с движением как способом существования материи находятся пространство и время? На уровне чувственного восприятия между ними устанавливается определенное соответ­ствие, но почему: благодаря способностям нашего сознания (как считали Юм, Кант, Мах и др.) или же в силу объективности существования дан­ного соответствия? При ответе на этот вопрос в философии сложились две основные версии: объективистская, рассматривающая пространство и время как объективные условия существования вещей и процессов, и субъективистская, сводящая пространство и время лишь к проявлениям способности человека приводить в определенный порядок свои ощущения и восприятия.

Существует и другой аспект рассмотрения пространства и времени: находятся ли они друг с другом, а также с движением и другими характеристиками материального мира в неразрывной взаимосвязи, или же такой взаимосвязи в действительности нет? По этому вопросу также сложились две противоположные позиции (концепции): субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция, рассматривает пространство и время не как атрибуты мате­рии, а как самостоятельные, наряду с материей, и не связанные как между собой, так и с материей и движением субстанции бытия. Она разрабатывалась в объективистской версии в античности Демокри­том, Платоном, Эпикуром, а в Новое время – Ньютоном и его последователями. Реляционная же концепция понимает пространство и время как неотъемлемые характеристики (атрибуты) вещей и процессов, проявляю­щиеся в их взаимных отношениях друг с другом, с движением как способом бытия материи и другими ее характеристиками. Она разрабатывалась в античности Аристотелем, а в Новое время ее от­стаивали Лейбниц и Гегель.

Современная наука, особенно теория относительности, подтверждает истинность реляционной концепции. Так, при приближении скорости движения тел к скорости света увеличивается масса и замед­ляются временные процессы относительно состояний покоя; замедление временных ритмов проис­ходит и под воздействием мощных гравитационных полей.

С точки зрения современного естествознания и философских обобщений пространство выра­жает протяженность, структурность, взаимодействие материальных тел, время – длительность суще­ствования объектов, последовательность смены их состояний.

 

 

ТЕМА 11. ДИАЛЕКТИКА КАК КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

1. Проблема развития в философии. Диалектика и метафизика.

Развитие – важнейшая категория, означающая поступательный процесс движения (изменения) системы, имеющий определенную направленность. В этом смысле различают две такие направленности развития – прогрессирегресс. В философии сложились две основные концепции понимания этой категории – метафизика и диалектика.

Метафизика (гр.: «мета та физика» - то, что после физики) – термин имеет два основных значения: 1) философское учение о сверхчувственных, т.е. не постигаемых в опыте, первоначалах бытия /в этом значении термин восходит к Андронику Родосскому, назвавшему так работы Аристотеля об умопостигаемых началах бытия и принципах его познания/; 2) концепция развития мира и метод его познания, не признающие внутренних противоречий как источников развития, а полагающие единственными такими источниками внешние для предметов силы, а также отрицающие развитие как качественные изменения предметов и сводящие его лишь к количественным изменениям их свойств. Впервые такой смысл термину «метафизика» придал Гегель, подвергший критике предшествующую ему философию за ее односторонность, склонность расчленять природу на отдельные, внутренне не связанные между собой части.

Диалектика(гр. «диа» - два; «лектика» - разговор) в дословном переводе означает «вести диалог, беседовать». В понимании древнегреческого философа Сократа, который ввел этот термин в теоретический оборот, диалектика означает искусство поиска истины путем выявления различных определений предмета и выявления логических противоречий во взглядах оппонентов. В дальнейшем термин получал другие значения: анализ и синтез понятий (Платон), движение мысли от низших понятий к высшим (Аристотель), искусство логических умозаключений (средневековые схоласты) и т.д.В современном понимании, идущем от Гегеля, термин «диалектика» имеет два основных значения: 1) саморазвитие посредством зарождения, обострения и разрешения внутренних противоречий; 2) учение о таком саморазвитии.

В своем историческом развитии диалектика прошла ряд этапов.

Стихийная диалектика античности как концепции развития мира и его познания, в которой основные принципы выводились не на основе развития научного знания, а прежде всего опытно-интуитивным путем. Была характерна для учений ряда представителей античной философии (Гераклит, Платон и др.).

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии, разрабатываемая классиками немецкой философии XVIII-XIX вв. на основе критики ограниченностей предшествующей философии (метафизики), а также глубокого анализа достижений научной мысли того времени и исторического развития общества. Наиболее ярко она представлена в учении Гегеля, согласно которому развитие мира тождественно саморазвитию и самопознанию Абсолютной идеи (мирового Разума).

Материалистическая диалектика, у истоков которой в середине XIX в. стояли К.Маркс и Ф.Энгельс, которые характеризовали ее как учение о всеобщих законах развития объективного мира, т.е. природы и общества (объективная диалектика) и отражении их в человеческом мышлении и познании (субъективная диалектика). При этом гегелевская диалектика освобождается от идеалистической и мистической оболочки и ее основные законы и принципы переносятся на развитие прежде всего материального мира.

 

2. Понятия законов и категории. Особенности законов и категорий диалектики.

Закон– объективная, общая, необходимая и существенная, устойчивая и повторяющаяся связь вещей и явлений. По широте действия различают законы: частные, действующие в достаточно узких сферах действительности, например, только в тепловых или в электрических процессах; общие, проявляющиеся в более широких областях, к примеру, в двух или даже более формах движения материи; всеобщие, не имеющие границ своего действия.

Законы диалектики относятся к всеобщим законам, действуя во всех сферах как материальной (природа и общество), так и духовной (мышление и познание) действительности. Наряду с этим они обладают следующими особенностями: во-первых, являются универсальными, т.е. отражающими мир не односторонне (как, например, законы лишь количественных взаимодействий), а целостно; во-вторых, являются законами-тенденциями, определяя всеобщие источник, способ и направленность всякой саморазвивающейся системы. Законы диалектики находят свое выражение в ее категориях и основных мировоззренческих и методологических принципах.

Категории(гр. «категориа» - высказывание, свидетельство, признак) – наиболее общие и фундаментальные понятия той или иной области знания, отражающие общие, существенные свойства и отношения явлений действительности, изучаемых ею. Особенность категорий философии состоит в их всеобщности и универсальности, т.е. отнесенности ко всем сферам действительности (примерами являются понятия бытия, субстанции, материи, движенияи др.). При этом категории диалектической философии, как правило, носят парный характер, отражая внутреннюю противоречивость мира и его познания (возможность и действительность, необходимость и случайность, сущность и явлениеи т.п.).

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Роль противоречий в развитии.

Основное содержание: данный закон раскрывает важнейший момент (сторону) всякого саморазвития, его основной источник, в качестве которого полагаются диалектическое противоречия.

Основные категории:

Тождество– отношение между предметами или их свойствами, выражающее сходство, подобие, в том числе предмета самому себе, что особенно важно при рассмотрении данного закона.

Различие– отношение между предметами или их свойствами, выражающее их несоответствие друг другу или же предмета самому себе, связанное с постоянной изменчивостью (движением) как атрибутом материи.

Тождество и различие не исключают полностью друг друга, а находятся в единстве, предполагая друг друга и являясь тем самым диалектическими противоположностями.

Противоположности(диалектические) – стороны, силы, тенденции предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают и обусловливают друг друга, образуя тем самым диалектическое противоречие.

Противоречие(диалектическое) – специфическое отношение между диалектическими противоположностями, создающее постоянное напряжение в предмете и тем самым являющееся основным источником и движущей силой саморазвития в материальном и духовном мире.

В процессе указанного саморазвития происходит развитие самого противоречия (изменение отношения между противоположностями), проходящее ряд этапов и ведущее к его разрешению. Противоречия классифицируются следующим образом: внутренние (взаимодействия противоположностей, присущих самому предмету) и внешние (взаимодействие противоположностей, присущих разным предметам); основные (определяющие форму и направление саморазвитие предмета) и неосновные (лишь корректирующие такое саморазвитие).

Методологические функции закона:

1) Ориентирует исследователя на поиск противоречий не только в мышлении, но и в объективной действительности как источников развития системы;

2) Требует уяснения конкретной иерархии противоречий с целью определения их значимости для развития;

3) Тем самым способствует раскрытию сущности исследуемой саморазвивающейся системы;

4) Указывает на преходящий характер изучаемого объекта и объясняет его.

 

4. Закон взаимопереходов количественных и качественных изменений

Основное содержание: закон раскрывает «механизм» (способ) всеобщего саморазвития в природе, обществе, мышлении и познании.

Основные категории:

Качество1) внутренняяопределенность предмета, выражающая относительную его устойчивость относительно других предметов; 2) совокупность существенных признаков, определяющая предмет как именно данный и отличающая его в определенном отношении от других предметов. В зависимости от связей, в которые предмет вступает с другими предметами, указанная совокупность может меняться. Качество, как внутреннюю определенность предмета, следует отличать от свойства, являющегося внешним проявлением качества и представляющего собой характеристику одной из сторон предмета (цвет, запах, форма и т.п.).

Количество– выражаемая числом характеристика предметов или их свойств, означающая возможность отождествления (уподобления) их в каком-либо отношении друг другу.

Качество и количество выступают как противоположные (хотя и находящиеся в единстве) характеристики предмета, а потому их отношение представляет собой диалектическое противоречие.

Меравыражение единства количественных и качественных характеристик предмета; границы количественных изменений, в пределах которых предмет сохраняет свое качество.

Скачок – переход границ меры количественных изменений предмета и как результат – смена качества, этого. В диалектике различают скачки резкие (взрывные), когда количественные границы меры нарушаются практически сразу у большинства существенных свойств предмета, и плавные, в которых такие нарушения происходят постепенно, в связи с чем границы меры данного предмета оказываются достаточно размытыми.

Методологические функции закона:

1) Предостерегает от односторонности в оценке всякого предмета, метафизического преувеличения значения какой либо одной из сторон предмета;

2) Ориентирует на изучение качественных и количественных характеристик предмета в границах его меры как единства противоположностей;

3) Показывает необходимость изучения и учета конкретной меры существования данного предмета, соответственно, его сохранения в данном качестве или преодоления такового с целью получения нового предмета;

4) Требует учета взаимосвязи непрерывности и прерывности (скачкообразности) при анализе развития предмета.