Исторические и духовные предпосылки марксистской философии.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Критикуя гегелевский идеализм и возрождая материалистический подход к пониманию мира и гуманистические принципы в отношениик человеку, Фейербах «выбросил» из философии гегелевскую диалектику.

Все рассуждения об абсолютном разуме, считал Фейербах, есть лишь утонченные представления о Боге и сотворении им мира. Причина создания людьми идеи Бога – страдания: Бог – это то, чем хочет быть человек. По сути, религия – это превращенная форма антропологии – учения о человеке. Философия должна заменить религию, давая людям вместо мнимого утешения истинные знания, предметом же ее должен стать вопрос о человеке. При этом Фейербах восстановил гуманистический подход в понимании человека.

Фейербах учит, что человек есть высший продукт природы. Он отвергает стремление Гегеля к абсолютизации в человеке только способности к мышлению и противопоставление религией тела и души. Человек перестает у него быть только воплощением высших начал и целей, становится просто живым, чувствующим, природным существом. В этом великое достижение фейербаховской философии. Но в чем он видит сущность человека? В самой религии, считает Фейербах, зашифрованы сущностные характеристики человека (любовь, доверие, стремление к счастью). Задача философии – демистифицировать эти характеристики и познать их. Сущность человека – не в его стремлении к познанию (как у Гегеля), а в чувственности, в жизни не только ума, но и сердца, не только в мышлении, но и в многообразии переживаний. По сути, отвергая гегелевское абстрактное понимание человеческой природы, Фейербах не выходит однако за его же пределы, он только подменяет одну абстракцию другой.

Человек у Фейербаха – лишь природное существо. Философ не обращает внимания на то, что человеческая деятельность носит не только предметный, но и преобразующий характер, что люди при этом преобразуют не только внешний мир, но и самих себя. Поэтому получается, что Фейербах, в принципе, так же как и Гегель, достаточно произвольно приписывает человеку определенные характеристики, но не раскрывает его подлинную сущность.

 

ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

 

 

По мере развития в XIX в. индустриального производства и утверждения капитализма все более обострялись противоречия между поляризовавшимися в этом процессе общественными классами – буржуазией, с одной стороны, и наемными рабочими (пролетариатом), с другой. Идеалы свободы, равенства и братства, выдававшиеся идеологами ранней буржуазии за общечеловеческие, оказались иллюзиями, отчетливо проявив при этом социальную сущность философии Нового времени и Просвещения как прежде всего буржуазной. В связи с этим возникает потребность в изменении философского миропонимания, а вместе с ним и традиционных методологий познания и общественной деятельности.

Развитие науки и общественной жизни в это время также обнаруживают определенную узость и ограниченность традиционных философских систем, включая учения немецких философов-классиков. Новейшие достижения в естествознании (открытие закона сохранения и превращения энергии, клеточного строения организмов, создание Ч.Дарвиным эволюционной теории происхождения видов и др.) не только подтверждали выводы о диалектическом характере развития, но и наталкивали на мысли о материальном единстве мира, несотворенности и неуничтожимости материи и о наличии в ней, а не только в мышлении диалектических противоречий и качественных скачков.

Ответом на эти вызовы исторической эпохи стало появление в середине XIX в. новой философской системы, разработчиками которой стали немецкие мыслители Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Теоретическим источником своей философии они считали немецкую классическую философию, прежде всего диалектику Гегеля (хотя она и носила идеалистический характер), и материализм Фейербаха (хотя он и был метафизическим).