Социальная философия Никколо Макиавелли

Натурфилософия и пантеизм

 

Философия природы (натурфилософия) Ренессанса была подготовлена гуманизмом, утверждавшим возможности человека познать естественный характер мира и себя в нем. Эта натурфилософия носила пантеистический[11] характер, фактически отождествляла Бога с природой.

В XV в. выдающимся представителем пантеистической философии был кардинал Римской католической церкви Николай из Кузы (Кузанский). Бог у него не является чем-то, находящимся вне мира, он един с миром. Поэтому Вселенной присущи божественные атрибуты, прежде всего бесконечность. При этом он предугадывает открытие Коперника: если мир – бесконечность, то в нем нет центра. Кузанец предвосхищает дух естествознания грядущих времен: раз Бог един с природой, значит познание его – дело разума, а не только веры. Познание есть бесконечное совершенствование знаний.

Величайшим гением этого периода был Джордано Бруно (1548-1600). Он, отбросив все церковные догмы, развил гелио­центрические идеи Коперника, обосновал сущест­вование бесконечного множества миров, придя при этом к выводу не только о возможности, но и необходимости жизни во Вселенной. Бруно много писал о Боге, но его Бо­гом была Вселенная. Отрицая Бога, дик­тующего законы миру, он писал, что как Творец, так и его творение имеют одно основание – материю и, соответственно единые законы. Человек для Бруно – часть природы. Его лю­бовь к познанию и сила разума воз­вышают его над миром.

Важнейшим источником натурфилософии становится естествознание. Оно приносит ряд эпохальных открытий, прежде всего в астрономии. Перед философией возникают новые вопросы:

1) Как обобщать и систематизировать научные данные?

2) Каким методом можно проверить истинность знаний?

3) Должна ли философия быть практичной?

4) Каковы принципы, на которых базируется сама философия?

 

 

Те изменения, о которых речь шла выше приводили к повышению уровня образованности, распространению демократических принципов в общественной жизни Европы, в ряде стран которой возникают первые парламенты. Ярким представителем новой политической философии стал Ник­коло Макиавелли(1469-1527)– итальянский (флорентийский) писатель и политический деятель. Его философия, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох. Макиавелли полагал, что по природе своей человек изначально зол, а движущими мотивами его поступков чаще всего являются эгоизм и стремле­ние к личной выгоде. Но, если каждый будет пре­следовать только свои эгоистические интересы, то совместное существование людей становится невозможно. Государство и создается для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма. Стоящий во главе его правитель должен вы­гля­деть щедрым и благородным, но не быть тако­вым в действительности, поскольку при соприкосновении с ре­альнос­тью данные качества приведут к противоположному результату. Соблюдая нормы морали в быту, правитель может нарушать их, если этого требуют интересы государства. При этом он не должен посягать на имущество и личную жизнь людей.

 

 

ТЕМА 5: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ